наверх
19.04.202401:44
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Худший европейский опыт будет применим в украинских школах будущего

(обновлено: )5885155
Не раз декларировалось, что самая главная задача в реконструкции Украины — это строительство новых школ, которые отвечали бы потребностям нового государства. В мире, где уже сейчас беспилотники печатают на 3D-принтерах, стоит задуматься, чему мы научим детей.

Анна Лаба, РИА Новости Украина

Образование мечты

При поддержке международных доноров на востоке Украины реализуются образовательные проекты, цель которых — "трансформация региона путем повышения квалификации учителей и воспитания будущих лидеров". Участниками проекта стали 30 работников образования и 48 детей из Луганской и Донецкой областей. Проект финансируются в рамках литовской Программы развития сотрудничества и содействия демократии при финансовой поддержке Шведского института. 

Учителей, соцработников и психологов с востока Украины обучают, цитируем: "эмоциональному развитию, эмпатии и ненасильственному общению; арт-терапии, как методу расширения собственных возможностей; нейропедагогике; преподаванию, основанному на характере и общечеловеческих ценностях; практике внимательности и самоосознания; интегральному подходу к трансформациям, спиральной динамике; проектному менеджменту". Первые результаты образовательных проектов представили на  конференции "Трансформация образования. На пути к миру и социальным переменам в Украине".

Участников проекта вот уже полгода оснащают передовыми технологиями развития эмоционального интеллекта, эмпатии и социальных навыков,  чтобы они  распространяли полученные знания и методики в своих учебных заведениях и сообществах.  Как заявлено его авторами,  это "уникальный коктейль из самых передовых гуманитарных технологий".

Умножающий знания умножает печаль 

Современный мир меняется столь стремительно, что, по мнению новаторов от образования, не стоит пытаться учить современных детей так, как учились их родители и учителя. По их убеждению, в современной школе учитель не должен "фаршировать" учеников знаниями: "Дети очень чувствуют, когда к ним относишься по-дружески, и хочешь найти с ними какой-то контакт, когда у вас появляются с ними одни интересы или когда к ним относишься как к материалу, в который ты пытаешься впихнуть знания. Пустые знания никому не нужны, они их не будут применять. Лучше дать очень мало, но очень практично. Надо любить своих детей!". (Ну как тут не вспомнить сказочника Шварца: "Детей нужно баловать, тогда из них вырастают настоящие разбойники!").

"Система образования Украины на уровне программ средней школы нуждается в интеграции техник и методов развития эмоционального интеллекта", — говорят авторы проекта и уверены, что  именно это является самой главной задачей реформы образования в Украине. Данная система уже внедрена и работает в Швеции, видимо, поэтому именно эта страна оказывает финансовую поддержку образовательным проектам в Украине.

Читайте также: Крах системы. Подводные камни законопроекта об образовании

Агенты изменений

Министр образования и науки Украины Лилия Гриневич, по признанию участников конференции, является единомышленником современных новаторов в сфере образования. Ведь именно она продвигает в Украине концепцию "Новая школа". Реформа, как утверждают в Минобразования, ориентирована на то, чтобы сделать украинцев конкурентоспособными в XXI веке – "выпустить из школы всесторонне развитую, способную к критическому мышлению целостную личность, патриота с активной позицией, новатора, способного изменять окружающий мир и учиться в течение жизни". 

"Основным заданием образования становятся не знания, как таковые, которые уже можно почерпнуть из очень многих источников, и которые приумножаются в геометрической прогрессии. Основою образования становится система ценностей, система человеческих отношений, система отношения к разным ситуациям, умение критически мыслить, умение использовать информацию для личностного роста, решения личных и профессиональных заданий", — сказала Лилия Гриневич во время панельной дискуссии "Образование 2030 — видение для Украины в европейском контексте".

По словам министра, в стране сейчас насчитывается около полумиллиона учителей, и именно от открытости их ума зависит, способны ли они изменить свое представление о способе обучения.

"Я счастлива, что в этом проекте есть учителя с востока, где сейчас труднее всего, там где эмпатия, как таковая, наиболее нужна сегодня в Украине. И это прекрасно, что в этом проекте именно эти учителя. И я уверена, что после этих тренингов именно они станут агентами изменений для новой украинской школы. Нам нужно перейти от школы знаний, которая начиняет детей знаниями, чтобы они их воссоздали, и количество этих знаний растет, растет и растет, от этой перегруженной теоретическими знаниями школы нам нужно перейти к школе, которая формирует компетенции человека XXI столетия", — уверена министр. 

Конечно, учителей много лет учили, как объяснять детям, как устроена амеба, как устроена галактика и почему даже в военное время синус не может быть больше единицы. Участники конференции уверены, что сейчас все эти сведения можно почерпнуть из других источников, и учителю очень тяжело конкурировать с Википедией и Googlе, не говоря уже о других приложениях: учителю нужны какие-то новые навыки, о которых никогда раньше не было и речи: навыки управления творчеством, управления конфликтами, глубинного видения, эмпатии и множества других разных вещей, которыми нужно не только владеть, но и уметь научить. Похоже, что фраза из комедии Фонвизина "Зачем знать географию, если извозчик довезет?" в современной интерпретации звучит "Зачем нам фундаментальные знания, если есть Википедия и Googlе?". 

Читайте также: Только украинский в школах. Разъяснения Кононенко

Сомнительные ориентиры

В Украине внедряется опыт Швеции, но в политических кругах этой страны давно ведутся дискуссии на тему, стоит ли делать основной акцент на ценностях в ущерб фундаментальным знаниям. И эти споры не на пустом месте: школьное образование демонстрирует плачевные результаты. По данным исследования в рамках международной Программы оценки обучения — Pisa, которое проводится раз в три года Организацией экономического сотрудничества и развития/ОЭСР в 2013 году, шведские школьники показывают ухудшение результатов в чтении, математике и решении задач. И Швеция спустилась ниже среднего уровня в этом исследования, проводимом в 64 странах мира. 

Более того, теперь эти ухудшения становятся заметнее и у молодых взрослых.  В целом, Швеция, по  итогам отчета PIAAC, иногда называемого "PISA для взрослых", выглядит неплохо. Но не в возрастной группе "молодых взрослых", т.е. с 24-х по 27 лет. Они справлялись с задачами хуже, чем их ровесники из других стран. Подтверждая, тем самым, что трудовой и жизненный опыт не смог компенсировать недостатков в их знаниях.

Опираясь на опыт Швеции, мы уже можем прогнозировать, что ждет Украину в недалеком будущем, если концепция "Новая школа" от Министерства образования будет успешно реализована.

Самое читаемое
    Темы дня