наверх
29.03.202407:57
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

От заморозки до "украинского Приднестровья". Эксперты о встрече в "нормандском формате"

Итоги "нормандии" и интервью Порошенко (368)

(обновлено: )249151
Участники "Нормандской четверки" изначально едут в Берлин с разными мотивациями и целями, а Европу устроила бы реальная, настоящая заморозка конфликта в Донбассе, отмечают эксперты.

Евгений Стримов, Андрей Лубенский, РИА Новости Украина

Саммит лидеров стран "нормандской четверки" (Украина, Франция, Германия, Россия) пройдет в столице ФРГ 19 октября. Предполагается обсудить ключевые темы, такие как проведение в Донбассе выборов и перспективы разведения сил сторон конфликта.

Ранее президент Украины Петр Порошенко заявил, говоря о реализации минских соглашений, что Украина не будет продвигаться в политическом процессе, пока не будет выполнен "пакет безопасности". Президент РФ Владимир Путин считает, что "это только предлог, чтобы ничего не делать в политической сфере".

Чего ждать от предстоящей встречи участников "Нормандского формата" в Берлине? С таким вопросом РИА Новости Украина обратилось к политическим экспертам.

"Вариант "украинского Приднестровья" устроит Европу"

По мнению политолога, директора Института глобальных стратегий Вадима Карасева, в качестве формулы компромисса может быть предложение "все запараллелить": безопасность и политические соглашения.

"Это первое: может быть достигнут компромисс – на словах, чтобы запаралеллить условия безопасности и политическую часть минских соглашений", – сообщил политолог.

Второй вопрос – можно ли обеспечить долгосрочное, реальное перемирие?

"Не уверен, потому что нет верификатора, нет нейтральной третьей силы, которая могла бы четко определить, кто нарушил, кто уклоняется, и кто виноват. Поэтому на словах договорятся о том, что надо двигаться дорожной картой, параллельно выполняя, частями, соглашения в части безопасности и политической.

Но в целом, думаю, договорятся о реальной заморозке конфликта, и это будет уже неплохо. То есть, на некоторое время конфликт будет заморожен, главное, чтобы это была реальная заморозка, по Приднестровскому сценарию, потому что по-другому Европу это не устроит. Если это будет такой тлеющий конфликт, полузаморозка, с постоянными перестрелками, вспышками военной активности, то Европу такой вариант не устроит.

Поэтому, скорее всего, если о чем-то можно договориться, то не о полном выполнении минских соглашений и разрешении конфликта, а о том, как его реально заморозить", – сказал Карасев.

Он также спрогнозировал, на какое именно время может быть заморожен конфликт – например, до выборов в США?

"До выборов в США остался месяц, что, непонятно, в принципе, к чему это идет? Это раз. Во-вторых, до выборов Меркель, Олланда. Еще есть выборы у них. И если заморозить (конфликт), то заморозить его  по-настоящему.

Вот здесь надо понимать, почему убирают "Моторолу". Для того чтобы эти полевые командиры не вздумали нарушать перемирие и у них не было намерений возобновлять военные дейсвия. Это сигнал всем остальным, что военной активности не будет", – резюмировал политэксперт.

Лебедь, рак и щука

Представители "Нормандской четверки" изначально едут на встречу в Берлин с разными мотивациями, разными целями, заявил политолог, директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник.

"Для Германии и Франции стоит очень сложный выбор – между плохим миром, как они считают, и опасностью возобновления боевых действий на востоке Украины в случае нереализации минских соглашений, и между подрывом авторитета Европы в этом процессе, которая выступила гарантом между Россией и Украиной, в части реализации минских соглашений", – отметил Бортник.

По его словам, сегодня мотивация Германии и Франции – "не допустить возникновения войны, соответственно, волн миграции и нестабильности на своих границах, и вместе с тем стабильно получать российские энергоносители".

У России, продолжил эксперт, – две другие мотивации.

"Первая, наверное, – выставить очередной ультиматум Украине в части выполнения минских соглашений и еще оказать давление на европейских партнеров в части того, что они не смогли гарантировать реализацию минских соглашений. В какой-то мере, конечно, приезд России уже станет такой формой давления.

"Другая мотивация – это сирийский диалог. Потому что мы видим, что сегодня позиции России и особенно Франции, в меньшей мере Германии разошлись по сирийскому вопросу, в Европе обсуждается четвертый, "сирийский" пакет санкций. Конечно, Россия хочет избежать такого сценария, и желательно, возможно, используя и сирийскую ситуацию, возможно, используя и украинскую ситуацию, ослабить ранее введенные санкции, хотя бы часть их", – сказал Бортник.

Самое интересное начнется после встречи

Украина же, считает политэксперт, едет туда, чтобы поддержать имидж миротворца.

"Президент Украины не хочет оказаться формально обвиненным в разрушении, срыве минского переговорного процесса и невыполнения минских соглашений, поскольку минские соглашения, напомню, – это резолюция Совета Безопасности ООН.

В то же время, мне кажется, что президент в какой-то мере не готов реализовывать минские соглашения – с одной стороны. С другой стороны, для него не являются ориентиром позиции Германии и Франции. Сегодня для Украины ориентир – позиция США, а США обостряют противостояние с Россией вокруг сирийского вопроса", – сообщил политолог, добавив, что "это будет не круглый стол, а собираются лебедь, рак и щука, чтобы тянуть в разные стороны".

"Поэтому, я не ожидаю какого-то особого прорыва в этих соглашениях. Возможно, максимально, что удастся согласовать – какой-то календарь реализации минских соглашений, или согласовать концепцию закона о выборах, концепцию передачи власти в Донецке и Луганске в Украину, пока что эта надежда есть, но она не очень большая", – отметил наш собеседник.

Впрочем, "самое интересное", по мнению Руслана Бортника, начнется уже, видимо, после этой встречи.

"После нее, если не будет серьезных политических продвижений, мы четко встанем на развилку, где с одной стороны будет плохой мир и возможная внутренняя нестабильность для Порошенко, вызовы для его власти, а с другой стороны будет высокая вероятность эскалации боевых действий на Донбассе и восстановление этих боевых действий в режиме Дебальцево и режиме аэропорта", – сделал прогноз политолог.

Он резюмировал: эта встреча станет точкой отсчета для следующего политического цикла, следующего цикла украинского кризиса.

Соглашения – в "морозильник"

Политическую часть минских соглашений выполнять, очевидно, пока не будут, а ресурсов для наступательных операций ни у одной из противоборствующих сторон нет. Поэтому наиболее вероятный сценарий развития событий на востоке Украины – замораживание конфликта, считает политолог, руководитель аналитического Центра "Третий сектор" Андрей Золотарев.

"Честно говоря, у меня нет оптимистических ожиданий от встречи "нормандской четверки". Уже ясно, что политическая часть минских соглашений выполняться не будет, а сами по себе минские соглашения будут помещены "в морозильник". Этим замораживанием конфликта, в принципе, за исключением глав Франции и Германии, остальные стороны будут вполне удовлетворены. Это устроит, большому счету, как Киев, так и Москву", – сказал Золотарев.

По его словам, замораживание конфликта не исключает периодических обострений, особенно с учетом последних событий (гибель "Моторолы" в Донецке и последовавшие за этим заявления руководителей самопровозглашенной ДНР о срыве Киевом перемирия и об ответных мерах).

"Обострения будут – и будут регулярно, вопрос в масштабах. Вопрос в том, возможны ли какие-то ответные акции на территории Украины? Такая террористическая угроза существует.

Хотя до сих пор те, кого называют "террористами", с их стороны, слава Богу, не было никаких масштабных террористических актов, чего-то сравнимого с деятельностью ИРА в Северной Ирландии или ЭТА в Стране басков – организаций, которые в определенный момент времени делали ставку на террор", – отметил Золотарев, добавив, что все же "такой риск есть".

Что до линии соприкосновения, то там тоже существует риск обострения ситуации, но – "по сути, там позиционный тупик".

"Обе стороны прекрасно подготовились к обороне, но ресурсов для наступательных операций нет. Поэтому рассчитывать, как некоторые представители патриотических кругов, на то, что ситуация будет развиваться по хорватскому сценарию, это нереально. И пока ничего альтернативного минским соглашениям ни одна из сторон не предложила.

Поэтому наиболее реальный вариант – замораживание конфликта", – резюмировал политолог.

Выполнить соглашения в их нынешнем виде невозможно?

По мнению директора Информационно-политического центра "Перспектива" Павла Рудякова, встреча лидеров "нормандской четверки" в Берлине может быть более связана с внутриевропейскими "разборками", нежели с ситуацией на востоке Украины. Что касается проблемы реализации минских договоренностей, то выполнить их в том виде, в каком они сейчас существуют, невозможно – слишком резко расходятся позиции сторон, считает эксперт.

"Мне хотелось бы ошибиться, но выполнения минских соглашений в том виде, как они сформулированы и перенесены на бумагу в качестве документа, завизированного полномочными представителями сторон, ожидать не приходится", – сказал Рудяков.

Эксперт пояснил, что "полностью разошлись позиции непосредственных участников "нормандского формата".

"Та позиция, которую заявляет украинское руководство, абсолютно не стыкуется с позицией, которую заявляет Россия как страна-покровитель ДНР и ЛНР. Произошло противопоставление двух ключевых позиций – безопасности и политических условий, что делать сначала, что потом – эти позиции пришли в противоречие, которое не может быть разрешено в рамках минских соглашений", – отметил Рудяков, добавив, что теперь "или нужно минские соглашения  пересматривать, или принимать какое-то разъяснение, протокол специальный".

Читайте также — Встреча "нормандской четверки": позиции Украины и возможные решения

Боевые действия на востоке Украины начались в середине апреля 2014 года. В новом докладе Управления по координации гуманитарных вопросов ООН за период с 1 по 30 сентября говорится, что причиной большинства жертв среди гражданского населения по-прежнему являются обстрелы и боевые действия. С начала конфликта в регионе по меньшей мере 9 574 человек погибли, из них более двух тысяч были гражданскими.

Самое читаемое
    Темы дня