наверх
21.05.201800:40
Курсы валют НБУ
  • USD26.19- 0.02
  • EUR30.92+ 0.03

Украина – СНГ: полувыход из полуобъединения, что в итоге?

(обновлено: )606952
Украина вновь заявляет о готовности выйти из СНГ: глава МИД Климкин называет себя сторонником этого шага, в его ведомстве, как сообщается, ведется работа по юридическому оформлению выхода, но пострадать от этих решительных действий могут простые украинцы.

Евгений Стримов, РИА Новости Украина

Украина изучает возможность выхода из состава Содружества независимых государств (СНГ). Об этом в интервью телеканалу "112 Украина" заявил министр иностранных дел Украины Павел Климкин. Он сообщил, что вопрос выхода изучается, подчеркнув, что сам он – сторонник выхода из СНГ.

Читайте также: Как у олигарха. Журналисты показали виллу нардепа-люстратора Егора Соболева

В то же время, глава МИД признал, что уход из СНГ – непростая задача. 

"У нас есть несколько десятков соглашений, которые касаются, например, взаимного признания дипломов, выплат пенсий. Сейчас заканчивается работа, которая позволит нам урегулировать эти соглашения", – сказал Климкин. 

Это все уже было

Впрочем, еще в сентябре помощник президента РФ (играющей ведущую роль в СНГ) Юрий Ушаков отмечал, что вопрос о выходе Украины из организации в ближайшем времени рассматриваться не будет. 

"Как вы помните, Грузия вышла в свое время, это было официальное заявление, оно рассматривалось, и Грузия таким образом вышла. Здесь (речь идет о возможном выходе из СНГ) такая процедура не проходила, и я знаю, что в ближайшее время этот вопрос не рассматривается", – отметил Ушаков.   

Пока же Украина продолжает принимать участие в работе СНГ, хотя и с большими оговорками. Напомним, в марте 2014 года Украина приостановила председательство в Содружестве. На тот момент секретарь СНБО, нынешний спикер ВР Андрей Парубий заявил, что СНБО приняла решение начать процедуру выхода Украины из СНГ. Впрочем, воз и ныне там. 

А уже в октябре 2014 года Климкин объяснил "нецелесообразность" выхода тем, что Киев участвует в мероприятиях СНГ, когда ему "нужно чего-то достичь". 

Конкретный шаг Украина предприняла летом 2015 года, когда объявила о выходе из системы розыска преступников и обмена информацией о них на пространстве СНГ. Но уже в конце сентября глава исполкома СНГ Сергей Лебедев сообщил, что Украина изъявила желание продолжать работу в пространстве СНГ. 

А спустя год на саммите Содружества посол Украины в СНГ Николай Дорошенко заявил, что Киев не приемлет передачу председательства в СНГ в 2017 году России, на что присутствующий на заседании президент РФ Владимир Путин сказал: Украина не подписала и не ратифицировала устав Содружества и вряд ли может вносить свои предложения по его работе. 

Что же может потерять Украина?

Выгоды от нахождения в СНГ для Украины были очевидны: с 2012-го года по январь 2016 страна входила в зону свободной торговли (ЗСТ) Содружества. При этом Киев, наряду с Москвой и Минском, был одним из учредителей соглашения о ЗСТ, устанавливавшего льготные условия для импорта сырья и экспорта готовой продукции.

Однако с началом 2016 года РФ приостановила действие договора о ЗСТ с Украиной – в качестве ответа на присоединение Украины к европейским санкциям против Москвы. 

А пойдет ли на пользу Украине возможное введение визового режима с РФ, который многие увязывают с выходом из СНГ? Вопрос отнюдь не риторический. Пока же, напомним, граждане СНГ, включая украинцев, въезжающие в РФ по загранпаспортам, не обязаны заявлять о своем прибытии в миграционную службу и полицию, если они пробыли в России не больше 90 дней подряд. 

По официальным данным МИД, в России сейчас находится 3 млн украинских граждан. 

Народ – против

Проблема еще и в том, что в СНГ – много действующих соглашений, регулирующих совершенно разные вопросы и отрасли (в том числе выплата пенсий, признание дипломов и так далее), и это не только договоренности с РФ, но и с другими государствами Содружества – например, Казахстаном, Азербайджаном. 

Впрочем, по мнению ряда экспертов, в сотрудничестве со странами-членами СНГ Украина уже перешла на двусторонний формат, но в случае выхода из Содружества необходимо будет перезаключить важные договоры на двустороннем уровне. Этот фактор – один из тормозящих выход, но в МИД заявляли, что эта работа – на финальной стадии.

Есть еще один момент: сильны мнения, что СНГ переживает кризис и, по сути, не достиг целей, которые обозначались при создании Содружества. Среди прочего предполагалось, что организация будет экономическим и военно-политическим союзом с единой национальной валютой и вооруженными силами. 

По данным социологических исследований "Центра Разумкова" за сентябрь 2016 года, 36,6% украинцев поддерживают выход страны из СНГ, 43,8% – выступают против, а 19,6% – затрудняются с ответом.

"Коллизийная" позиция

Потенциальный выход Украина из СНГ прокомментировал политолог, кандидат политических наук Владимир Кушниренко. Он отметил, что в этом вопрос "возникает один очень интересный вопрос: Украина не ратифицировала протоколы создания СНГ. Само ее участие в СНГ – это определенная коллизия".

"Интересна позиция Украины по СНГ. Страна де-юре не является членом этой организации. Зато она является государством-учредителем и государством-участником содружества. Этот парадокс сейчас и дает некий стратегический люфт для того, чтобы играть в такие игры", – сказал эксперт. 

По словам политолога, "если есть достаточная мощь у Украины в таких дипломатических играх, то можно играть во что угодно". 

"Это все похоже на покер. Делали и покруче выходки – с тем же самым Будапештским договором, по которому была гарантия границ Украины. Но возникает вопрос о реализации такой дипломатической стратегии. Сможет ли Украина это сделать?", – задался вопросом Кушниренко.

Он также признался, что для него немного странно звучат заявления Климкина о необходимости выхода из Содружества.

"Украина не является де-юре членом-государством СНГ. То есть она не ратифицировала договор 1991 года по созданию этой организации. Вопрос состоит в том, что она может выйти из ряда договоров, которые были заключены в рамках участия. То есть позиция Украины – коллизийная. Надо уточнять, из каких договоров мы хотим выйти, а из каких договоров – нет", – сказал политолог. 

Помимо этого Кушниренко предположил, что речь может идти о договорах, касающихся того, "что не дает возможности технически усилить интеграцию в ЕС: эти договора должны быть или денонсированы, или Украина должна выйти из них".

Справка

Соглашение о создании Содружества независимых государств было подписано лидерами Украины, Беларуси и России в 1991 году. Сейчас в СНГ также входят Азербайджан, Армения, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан.

Украина, чей первый президент Леонид Кравчук был одним из участников Беловежских соглашений, таким образом подписала соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 года. Через два дня – 10 декабря 1991-го – Киев ратифицировал учредительные документы СНГ. При этом Украина не ратифицировала Устав Содружества, в отличие от Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана, чьи парламенты проделали эту процедуру в 1993–1994 годах. 

В 1993 году Украина сделала заявление о намерении присоединиться к экономическому союзу стран СНГ (Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан и Узбекистан), но в качестве ассоциированного члена. 

Читайте также: Двукратный рост бедности — итог решительных и демократичных реформ

Экономический суд СНГ, который в марте 1994 года вынес решение "О толковании по запросу о применении положений соглашений и других актов Содружества", признал: де-юре Украина не является полноправным членом СНГ. При этом статус Украины как государства-соучредителя и участника Содружества никем не оспаривался. Более того, Украина председательствовала в СНГ – в частности, с января по март 2014.

Самое читаемое
    Темы дня