наверх
20.04.202409:10
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Эксперт об инициативе Порошенко о создании Высшего совета правосудия

(обновлено: )393
Правозащитник Николай Сирый в эфире Голоса Столицы спрогнозировал, какие изменения ожидают судебную систему в связи с внесением в парламент президентского проекта закона о Высшем совете правосудия.

РИА Новости Украина – радиостанция "Голос Столицы"

Президент Петр Порошенко внес в Верховную Раду проект закона о Высшем совете правосудия и определил законопроект как неотложный.

Данный документ внесен в парламент буквально за несколько дней до 30 сентября. В этот день начинают действовать изменения в Конституции в части правосудия, которые предполагают создание Высшего совета правосудия.

Грядущие изменения в судебной системе в эфире радиостанции Голос Столицы проанализировал старший научный сотрудник Института государства и права, юрист, правозащитник Николай Сирый. 

Насколько качественные изменения ожидаются со стартом реформы судебной системы 30 сентября?

— Сложно оценить те  изменения, которые нас ждут. Но то, что эти изменения кардинальные, серьезные — об этом можно говорить. Изменения касаются того, что от парламента в Высший совет правосудия переданы такие ключевые полномочия, как назначение и увольнение судей. И это шаг к деполитизации этого процесса. Вместе с тем в самом таком переходе от одного статуса к другому очень много специфических нюансов. Вроде меняется название, но состав Высшего совета юстиции будет неизменным. То есть те лица, которые сейчас работают на должностях членов Высшего совета юстиции, плавно переходят в новый статус на ближайшие несколько лет. Как говорит Конституция, до 2019 года. Целый ряд новых полномочий приобретает этот орган. Соответствующие нужны процедуры для того, чтобы реализовать эти полномочия. И именно под эти новые процедуры президент и предлагает новый закон об обновленный орган.

Какие главные отличия Высшего совета правосудия от действующего Высшего совета юстиции?

— Если говорить о принципиальных  изменениях, то предыдущий статус  Высшего совета юстиции был  промежуточным. То есть это орган, который принимал не окончательные  решения, а решения-рекомендации  президенту. Отныне этот орган  будет принимать окончательные  решения. Правда, Конституция предусматривает переходный период в два года. Ближайшие два года данная функция не будет действовать. Сам президент будет принимать решение по этому поводу. А после этого периода будет введена такая функция.

Что касается назначения судей на должности и освобождения от должностей, то эти две функции объединены, будут принципиальными полномочиями Высшего совета правосудия. Именно этот орган будет принимать по существу окончательные решения и по назначению, и об увольнении. Кроме того, у него будет дополнительное право временно отстранить судью от должности. Этот орган будет принимать решение о переводе судей из одного суда в другой, рассматривать вопрос о возможности задержания и заключения под стражу судьи, подозреваемого в совершении преступления. То есть мы видим довольно широкий набор полномочий.

Как достичь политической нейтральности, чтобы Высший совет правосудия действительно способствовал очищению системы — и сам не стала заангажированным?

— Пока мы только на  пути к тому, чтобы органы и должностные лица в системе правосудия двигались к политической незаангажированности, независимости. Само по себе создание органа — это только шаг. То есть это не значит, что в октябре мы получим абсолютно независимый политически незаангажированный нейтральный орган. Потому что очень много еще нужно сделать для того, чтобы вообще в системе правосудия возродилась атмосфера независимости и самостоятельности в принятии решений. То же самое касается и Высшего совета правосудия.

Напомним, по словам эксперта по вопросам экономики Владислава Зимовца, проблемы в судебной системе отпугивает иностранных инвесторов от Украины, а в вопросе обеспечения благоприятного инвестиционного климата наблюдается отставание от многих стран мира.

Самое читаемое
    Темы дня