РИА Новости Украина – радиостанция "Голос Столицы"
Президент Петр Порошенко внес в Верховную Раду проект закона о Высшем совете правосудия и определил законопроект как неотложный.
Данный документ внесен в парламент буквально за несколько дней до 30 сентября. В этот день начинают действовать изменения в Конституции в части правосудия, которые предполагают создание Высшего совета правосудия.
Грядущие изменения в судебной системе в эфире радиостанции Голос Столицы проанализировал старший научный сотрудник Института государства и права, юрист, правозащитник Николай Сирый.
Насколько качественные изменения ожидаются со стартом реформы судебной системы 30 сентября?
— Сложно оценить те изменения, которые нас ждут. Но то, что эти изменения кардинальные, серьезные — об этом можно говорить. Изменения касаются того, что от парламента в Высший совет правосудия переданы такие ключевые полномочия, как назначение и увольнение судей. И это шаг к деполитизации этого процесса. Вместе с тем в самом таком переходе от одного статуса к другому очень много специфических нюансов. Вроде меняется название, но состав Высшего совета юстиции будет неизменным. То есть те лица, которые сейчас работают на должностях членов Высшего совета юстиции, плавно переходят в новый статус на ближайшие несколько лет. Как говорит Конституция, до 2019 года. Целый ряд новых полномочий приобретает этот орган. Соответствующие нужны процедуры для того, чтобы реализовать эти полномочия. И именно под эти новые процедуры президент и предлагает новый закон об обновленный орган.
Какие главные отличия Высшего совета правосудия от действующего Высшего совета юстиции?
— Если говорить о принципиальных изменениях, то предыдущий статус Высшего совета юстиции был промежуточным. То есть это орган, который принимал не окончательные решения, а решения-рекомендации президенту. Отныне этот орган будет принимать окончательные решения. Правда, Конституция предусматривает переходный период в два года. Ближайшие два года данная функция не будет действовать. Сам президент будет принимать решение по этому поводу. А после этого периода будет введена такая функция.
Что касается назначения судей на должности и освобождения от должностей, то эти две функции объединены, будут принципиальными полномочиями Высшего совета правосудия. Именно этот орган будет принимать по существу окончательные решения и по назначению, и об увольнении. Кроме того, у него будет дополнительное право временно отстранить судью от должности. Этот орган будет принимать решение о переводе судей из одного суда в другой, рассматривать вопрос о возможности задержания и заключения под стражу судьи, подозреваемого в совершении преступления. То есть мы видим довольно широкий набор полномочий.
Как достичь политической нейтральности, чтобы Высший совет правосудия действительно способствовал очищению системы — и сам не стала заангажированным?
— Пока мы только на пути к тому, чтобы органы и должностные лица в системе правосудия двигались к политической незаангажированности, независимости. Само по себе создание органа — это только шаг. То есть это не значит, что в октябре мы получим абсолютно независимый политически незаангажированный нейтральный орган. Потому что очень много еще нужно сделать для того, чтобы вообще в системе правосудия возродилась атмосфера независимости и самостоятельности в принятии решений. То же самое касается и Высшего совета правосудия.
Напомним, по словам эксперта по вопросам экономики Владислава Зимовца, проблемы в судебной системе отпугивает иностранных инвесторов от Украины, а в вопросе обеспечения благоприятного инвестиционного климата наблюдается отставание от многих стран мира.