наверх
20.04.202403:38
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Как западные СМИ оценивают Украину. Анализ 10 000 заголовков

Донбасс: разведение сил под обстрелами. (1028)

13213175
В заголовках западных медиа слово Украина чаще можно встретить рядом со словами, описывающими конфликт на востоке страны – война, конфликт, атака, чем, например, рядом со словами реформы или борьба с коррупцией.

РИА Новости Украина

Как воспринимают Украину в Европе и США? Из новостей, которые описывают ситуацию в нашей стране. Поставив перед собой задачу исследовать, что и как писали об Украине наиболее влиятельные и авторитетные западные СМИ, мы столкнулись с важным вопросом, пишет редактор VoxData Дмитрий Остапчук.  

Разве большинство людей читают все эти статьи?

Скорее всего, нет, в памяти остается лишь небольшая часть информации – заголовки и основные идеи. Именно эти короткие тексты и формируют восприятие Украины.

И если в одном заголовке журналист или редактор могут сильно гиперболизировать или перекрутить суть статьи, то если речь идет о тысяче заглавий в десятках наиболее авторитетных западных СМИ, такой массив данных мог бы адекватно отражать тенденции по конкретной теме.

Первая проблема – где найти 10 000 заголовков статей об Украине? 

Эту информацию нам предоставил проект "Око", за что VoxUkraine ему очень благодарен. "Око" с  помощью автоматизированных инструментов ежедневно собирает, сортирует и обрабатывает материалы сотен СМИ, в которых упоминается Украина.

Такие данные представляют большую ценность для ученых, журналистов и всех, кто имеет отношение к информационной безопасности Украины.

Анализ данных позволяет определить: в каком контексте СМИ говорят об Украине, как меняется частота и тональность сообщений, какие источники и каналы распространение новостей наиболее влиятельны и эффективны.

Говоря прямо – неоценимый инструмент в условиях информационной войны, в которую оказалась втянута Украина.  

За последние 2,5 года в базе "Око" накопилось около миллиона статей на 8 языках. Реалистично оценивая собственные ресурсы, мы ограничили выборку данных следующими параметрами:

— Анализировались данные с конца октября 2014 до середины августа 2016 года.

— Анализировались только заголовки на английском языке;

— Из наиболее авторитетных и часто цитируемых западных медиа;

— Заголовки, содержащие слово "Ukraine" или "Ukrainian".

Данные можно скачать на data.voxukraine.org.

Первый всплеск активности за отслеживаемый период приходится на газовые переговоры осенью 2014-го ("gas talks") между Украиной и Россией ("Ukraine-Russia Gas Talks Deadlocked in Brussels" – abcnews.go.com, "Ukraine and Russia Reach Deal on Natural Gas Supplies" – nytimes.com).

Газовые дебаты между соседями интересны западным медиа по той причине, что от их результата зависит стабильность поставок российского газа в Европу и они напрямую влияют на макроэкономические показатели Украины: размер украинского долга и способность Украины его обслуживать (Ukraine sees Russia gas price at $365-378, ready to pay off debts – reuters.com).

Помимо газовых переговоров, западные СМИ уделяли повышенное внимание переговорам "нормандской четверки" в Минске (февраль 2015), гибели 32 человек на шахте им. Засядько (начало марта 2015), внесению изменений в Конституцию в части децентрализации (конец августа – начало сентября 2015), "украинским диверсантам" в Крыму (первая половина августа 2016).

В эти периоды количество публикаций за день превышало средний показатель в 16 публикаций в 3-4 раза.

Частота упоминаний слов "Ukraine" или "Ukrainian" в заголовках западных медиа

Интерес СМИ к важным геополитическим событиям или катастрофам предсказуем.

Однако наш анализ позволяет посмотреть на "образ Украины в СМИ" более детально. В каком контексте пишут про Украину и как это делают крупнейшие печатные издания, онлайн-СМИ и телеканалы? Иными словами, почему в мировых СМИ "Putin" звучит чаще, чем "Poroshenko" или "Ukraine president" («украинский президент» – Ред.)?

В заголовках западных газет и новостных агентств, содержащих слова "Ukraine" или "Ukrainian", больше всего таких слова, как "fight" (сражение), "kill" (убивать), "conflict" (конфликт), "war" (война), "attack" (атаковали), "Russia" (Россия) и меньше "cease-fire" (прекращение огня) и "peace" (мир).

Чуть реже встречаются слова "separatist" (сепаратист), "soldier" (солдат), "troop"  (военный отряд), "rebel" (повстанец), "Donetsk" (Донецк), "east" (восток). Очень редко упоминается слово "Crimea" (Крым).

В заголовках вещательной компании BBC можно чаще встретить слово "crisis" (кризис). Это объясняется тем, что у bbc.com все новости, относящиеся к конфликту на востоке Украины (а также крымскому вопросу), публикуются под рубрикой "Ukraine crisis" (Украинский кризис).

Например, "Ukraine crisis: Crimea in the dark in Russia power row" (Украинский кризис: Крым погрузился в темноту – Ред.) или "Ukraine crisis: "Russian soldier's" lawyer found dead" (Украинский кризис: адвокат российских солдат найден мертвым – Ред.).

Отдельно стоит рассмотреть результаты Reuters как крупнейшего поставщика новостей об Украине (судя по количеству заголовков). 46% заголовков анализируемой выборки принадлежат reuters.com и его поддоменам (uk.reuters.com, in.reuters.com и т.д.).

Аналогично западным газетам и вещательным компаниям, Reuters активно употребляет слова, описывающие конфликт на востоке Украины.

Больше внимания уделяется вопросу долга – в 7% заголовков встречается слово "debt" (долг) (Reuters – поставщик деловой информации). Также в заголовке вероятнее встретить слово "Putin", чем, например, "Poroshenko" или "Ukraine president".

Промежуточный вывод:  в заголовках западных медиа слово "Ukraine" или "Ukrainian" вероятнее встретить рядом со словами, описывающими конфликт на востоке Украины ("war" (война), "conflict" (конфликт), "attack" (атаковать), etc.), чем, например, реформы или борьбу с коррупцией.

Заголовки деловых западных СМИ (Bloomberg, Financial Times, Wall Street Journal) больше акцентируют внимание на том, как Украина обслуживает свои долговые обязательства.

Читайте также: Главные за вчера: возможная отставка Гройсмана, обратная сторона транша МВФ

Темы реструктуризации долга и договора с МВФ присутствуют в 12% всех заголовков.

В 2014 и первой половине 2015 года вероятнее было встретить более тревожные заголовки: "IMF warns Ukraine bailout at risk of collapse" (МВФ предупреждает Украину о возможном риске коллапса – Ред.), "Ukraine bonds sink as debts spiral" (Украинские бонды тонут как долговые спирали – Ред.) (оба ft.com) или "Ukraine Said to Risk Losing IMF Support for Aid If War Escalates" (Украина говорит о риске потерять поддержку МВФ в случае военной эскалации – Ред.) (bloomberg.com).

Во второй половине 2015 и 2016 уровень негатива и тревожности сократился, а количество позитивных заголовков несколько увеличилось: "Ukraine Deserves Debt Relief" (Украина заслуживает смягчения долга – Ред.) (wsj.com) или "Ukraine Rating Raised to B- by S&P on Debt Exchange, Reform Plan" (Рейтинг Украины поднялся до B- согласно S&P на обмене долгов, плане реформ – Ред.) (bloomberg.com).

"Debt talks" (Разговоры о долге) и "IMF deal" (Сделка с МВФ) куда чаще встречаются в заголовках, чем "corruption" (коррупция) и "reform" (реформы). Можно предположить, что коррупция и реформы – это внутренние проблемы Украины, которые не очень интересны западным медиа.

С другой стороны, есть гипотеза, что Украина (государство и гражданское общество) делает недостаточно, чтобы донести до мира информацию о немногочисленных успехах и прогрессе в реформах.

Слово "reform" (реформа) употреблялось только в 1% заголовков.

Более того, львиная доля этого одного процента отражает опасения западных медиа относительно продвижения реформ. Например, "Ukraine political crisis deepens as another reformer resigns" (Украинский политический кризис усугубляется, поскольку еще один реформатор уходит в отставку – Ред.) (ft.com) или "IMF Warns Proposed Legislation in Ukraine Threatens Reforms" (МВФ: Предлагаемое законодательство угрожает реформам в Украине – Ред.) (wsj.com).

Заголовки деловых западных СМИ

О чем может сказать анализ полных текстов статей?

Сегодня у исследователей, журналистов, "коммуникационщиков" и просто интересующихся людей есть доступный набор инструментов по анализу текстовых данных. Например, компания IBM Watson предлагает сервис по лингвистическому анализу, который классифицирует текстовые данные по тональности. Данный сервис основан на алгоритмах машинного обучения и исследованиях в психолингвистике.

Анализ статей (новостей, заметок, колонок) об Украине даст возможность составить полную картину того, как наша страна воспринимается зарубежными СМИ и, соответственно, какой имидж у нее формируется.

Это не только вопрос престижа и конкуренции за симпатии потенциальных туристов и инвесторов, для Украины положительный имидж — важный элемент в информационной войне, которую ведет Россия.  

Самое читаемое
    Темы дня