Евгений Стримов, РИА Новости Украина
Заседание контактной группы по урегулированию ситуации на востоке Украины, прошедшее в среду в Минске, оказалось самым результативным за достаточно долгий промежуток времени. На встрече был подписан документ о разведении сил и средств в трех точках на линии соприкосновения в Донбассе, работа над которым продолжалась на протяжении нескольких месяцев.
Вышедший к журналистам специальный представитель действующего председателя ОБСЕ в контактной группе Мартин Сайдик не скрывал своего удовлетворения.
"Сегодня я хотел бы поделиться радостной информацией. После трехмесячных усилий сегодня удалось согласовать рамочный документ о разведении сил и средств", – сказал представитель ОБСЕ.
Он пояснил, что документ касается трех точек в Донбассе – населенных пунктов Станица Луганская, Золотое и Петровское. В соответствии с документом, "разведение сил и средств осуществляется путем их отвода с занимаемых позиций в обе стороны с целью создания участков разведения, как правило, не менее чем два километра в ширину и два километра в глубину".
Пресс-секретарь представителя Киева на переговорах в Минске Леонида Кучмы Дарья Олифер сообщила, что соглашение предусматривает в том числе запрет на использование стрелкового оружия.
Как следует из рамочного решения контактной группы, условием отведения сил в Донбассе является соблюдение режима тишины в течение семи суток. Процесс разведения сил в Донбассе для каждого из участков не должен превышать 30 суток, отмечается в решении.
Не станет прологом к серьезному перемирию
Политический эксперт Михаил Павлив скептически относится к подписанному документу.
"Я пессимист в этом отношении. Я не верю в то, что это (подписание документа – Ред.) станет прологом к серьезному перемирию и тем более не верю в то, что это станет прологом к реализации политической части минских соглашений. Пока в Украине действует нынешняя власть, политическая часть соглашений реализована не будет", – заявил политолог.
Павлив также высказался относительно перспектив перемирия.
"В моем понимании – я уже второй год, если не больше – говорю о том, что без разведения сторон и создания демилитаризованной зоны в 10+ километров, с каким-то международным контингентом, или полицейской миссией ОБСЕ для контроля за этой зоной, реальное перемирие вряд ли возможно. Потому что обе стороны имеют собственные мотивации, цели и задачи, которые не всегда совпадают с публичными", – отметил эксперт.
Отдельно политолог оценил уровень подписания документов.
"В свое время минские соглашения подписали более чем представительным кругом лиц: Порошенко, Путин, Меркель, Олланд… И они не реализовываются. Я уже не знаю, на каком уровне должны эти документы подписываться, чтобы возыметь действие.
Для меня совершенно очевидно, что, особенно после смены администраций у основных переговорных сторон, плюс смена администрации в Соединенных Штатах Америки… Возможно, вообще, проблема Украины будет решена по Дейтонскому сценарию", – резюмировал Павлив.
Нет ответов на два главных вопроса
Политолог, директор Украинского Института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник акцентировал внимание на том, что подобный документ – далеко не первый в минских переговорах.
"Это пятый или шестой документ такого типа, точечного, которым нам обещают запустить реализацию двух минских соглашений.
Я пока что не верю в этот документ. В нем нет ничего нового, по большому счету. Разведение на два километра противоборствующих сторон не решает вопроса противостояния, использования артиллерии. Да и что говорить об артиллерии – даже снайперского вооружения, противотанковых управляемых снарядов, крупнокалиберных пулеметов – это все не решает вопроса.
Кроме того, конечно, введение в эту зону каких-то наблюдательных постов ОБСЕ – оно сделает их удобными объектами для провокации, для атаки теми или иными силами", – отметил эксперт.
В этом документе, по словам Бортника, "нет ответа на главные вопросы, которые сегодня не позволяют реализовывать минские соглашения".
"Первый – это вопрос верификации, как верифицировать действия сторон. И второй – вопрос гарантии: как гарантировать, что стороны будут выполнять это соглашение. Поэтому я не верю в этот документ. Я считаю, что этот документ в какой-то мере – имитация и взаимная игра в миротворцев. Никто не хочет быть злым, все хотят выглядеть миротворцами, а действовать, исходя из своих возможностей", – сказал политолог.
Он также добавил, что подписанный документ, возможно, в какой-то мере является "реакций на переговоры президента РФ Путина с французским президентом Олландом и канцлером Германии Меркель на G20, переговорами Олланд-Меркель по телефону с Порошенко и приездом глав МИД Франции и Германии Эро и Штайнмайера в Украину – надо показывать какой-то результат этих переговоров".
"Несмотря на все мое личное желание, шансы на то, что этот документ будет реализован и имплементирован – минимальны. Есть лишь небольшая надежда на то, что стороны используют этот документ просто как технический, чтобы быстро начать диалог о политической части минских соглашений. Тогда, возможно, этот документ будет полезным, выполнит свою техническую, привратную функцию – откроет двери к политическому урегулированию, но не более того. Сам по себе этот документ не может стать основой для мирного урегулирования", – подытожил Руслан Бортник.
Без механизма реализации
Свой прогноз относительно дальнейшего развития событий в Донбассе дал политический эксперт Агентства моделирования ситуаций Валерий Гончарук.
"Сейчас какие-то выводы делать достаточно сложно, так как идет перманентный процесс, скорее всего это связано с выборами в Государственную Думу РФ. Россиянам сейчас нужно легитимизация этого органа, в том числе в органах, связанных с ЕС – Совет Европы и другие структуры. Я не исключаю, что они сейчас таким образом инициируют имитацию минского процесса, имитацию переговоров с тем, чтобы была, по крайней мере, на уровне ПАСЕ легитимизирована как минимум их делегация. А как максимум, можно ставить вопрос об отмене тех санкций, которые были относительно России. Но говорить о каком-то длительном мире, очевидно, не приходится, исходя, по крайней мере, из этой ситуации, которая сейчас происходит в Сирии", – отметил Гончарук.
По его словам, главная проблема в том, что не предложен механизм реализации этого соглашения.
Читайте также: Навстречу холодам. Газ Украине брать негде — Марунич
"Таким механизмом может быть введение миротворцев на ту территорию, где отводятся войска. А без такого отвода, по сути, ситуация может закончиться Коминтерново, когда украинцы выйдут из этого населенного пункта, и на следующий же день у него зайдут боевики.
Кроме того, мы же прекрасно понимаем, что никакой ответственности тех лиц, которые заключали это соглашение, нет. Потому что ни Кучма, ни Сайдик, ни Грызлов ни в коей мере не влияют на те реальные процессы, которые происходят на фронте. Поэтому они могут подписывать какие-либо соглашения, но реального влияния на ситуацию они не имеют.
И таким образом мы говорим о том, что, действительно, в лучшем варианте будем надеяться, что локально сыграет. Но каких-то таких позитивных ожиданий нет", – сообщил политэксперт.