наверх
19.04.202420:58
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Принятие новых антицерковных законов откроет дорогу для рейдерства

(обновлено: )188923
Восьмого сентября в Киеве состоялся круглый стол на тему: "Законодательное регулирование религиозной сферы Украины: актуальные проблемы и вызовы".
Киевские духовные школы

Анна Балева

В первую очередь на круглом столе обсуждались законопроекты 4128 ("О внесении изменений в Закон Украины "О свободе совести и религиозных организациях", относительно изменения религиозными общинами своего статуса) и 4511 ("Об особом статусе религиозных организаций, руководящие центры которых находятся в государстве, признанном ВР Украины государством-агрессором").

По итогам этого круглого стола участники приняли решение, что законопроект № 4128 противоречит религиозной практике многих конфессий, а его принятие откроет дорогу для масштабного рейдерства имущества, принадлежащего религиозным организациям. Законопроект  № 4511 создает прецедент, когда органы государственной власти фактически по своему усмотрению смогут менять статус религиозных организаций. Следствием такой ситуации может стать ограничение прав или даже запрет тех или иных конфессий.

Читайте также: Прямое рейдерство под видом национализации. Кравец о спецконфискации

В частности, в своем правовом комментарии к этому законопроекту председатель юридического отдела УПЦ Александр Бахов отмечает, что "Предоставление особого статуса для одних религиозных организаций, в отличие от других, не отвечает требованиям Конституции Украины и законодательству о свободе совести и нарушает принцип равенства, установленный статьей 5 Закона Украины "О свободе совести и религиозных организациях", где указано, что все религии, вероисповедания и религиозные организации равны перед законом. Установление каких-либо преимуществ или ограничений одной религии, вероисповедания или религиозной организации относительно других не допускается. Этот же принцип нарушается требованием заключать договоры (соглашения) для религиозных организаций с особым статусом".

Напомним, что авторы этого законопроекта в пояснительной записке указывают, что в Украине действуют религиозные организации, руководящие центры которых находятся в стране, которая признана Верховной Радой Украины государством-агрессором. Авторы законопроекта полагают, такие религиозные организации несут угрозу национальным интересам, суверенитету, территориальной целостности и национальной безопасности Украины. Поэтому с целью защиты национальных интересов Украины для таких религиозных организаций необходимо установить особый статус.

Авторы этой законодательной инициативы предлагают устанавливать такой особый статус для религиозных организаций, руководящие центры которых находятся в стране, признанной Верховной Радой Украины государством-агрессором, путем заключения соответствующего договора. Планируется введение также особой процедуры регистрации уставов для таких особых религиозных организаций. А также установка согласования кандидатур, назначаемых к руководству религиозных организаций на центральном и региональном уровне с центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере религии. Законопроект, помимо прочего, предусматривает в обязательном порядке согласовывать с государственным органом, осуществившим регистрацию устава, приглашение иностранных граждан для проведения проповеднической деятельности на территории Украины.

Следует отметить, что на сегодняшний день государственную политику в сфере религии реализует Министерство культуры Украины, поэтому назначение руководителей религиозных организаций, согласно этого законопроекта, будет возможно только после согласования соответствующих кандидатур с Минкультуры. Эта законодательная инициатива грубо нарушает принцип обособленности государства от церкви, который закреплен в ст. 35 Конституции Украины и право на свободу мировоззрения и вероисповедания, которое гарантируется этой же статьей Конституции. Также Александр Бахов указывает, что "такое вмешательство государства в деятельность Церкви (религиозной организации) никоим образом не обосновывается необходимостью "охраны общественного порядка, здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других людей" (статья 35 Конституции Украины, статья 9 Европейской конвенции)".

В отношении законопроекта № 4128 следует привести комментарий Управляющего делами Украинской Православной Церкви Митрополит Бориспольского и Броварского Антония (Паканича). Он полагает, что "этот законопроект создаст невиданную доселе почву для манипуляций. Если говорить утрированно, то после его принятия Верховной Радой любой человек может обрести право решать судьбу любого храма. Для этого ему, к примеру, нужно всего лишь один раз посетить проходящую там службу и сказать, что он отныне самоидентифицирует себя с соответствующей церковной

Киевские духовные школы
общиной". Митрополит Антоний считает, что "если, с помощью специально организованной деятельности, таких "верующих" наберется достаточное количество, они могут потребовать у настоящей общины провести заседание с целью рассмотрения вопроса о переходе прихода под крыло другой конфессии. Финальный аккорд — обеспечить свое численное превосходство на этом заседании. И всё, вопрос решён. Решен через головы тех, кто в действительности имеет полноценное право определять судьбу своего прихода". По его мнению "существующее законодательство и так вполне эффективно регулирует этот вопрос. Если говорить о нашей Церкви, то те из верующих, кто хотел правомерным путем, в соответствии с прописанной законами процедурой, куда-то перейти, уже давно это сделали. И никаких преград на своём пути они не встретили. В свою очередь законопроект № 4128 создает возможности для масштабного "церковного рейдерства", от которого может пострадать любая религиозная организация Украины". 

Несмотря на то, что члены Комитета ВР по вопросам культуры и духовности полагает, что принятие этих законопроектов будет отвечать рекомендациям Венецианской комиссии и ОСЕ, эксперты в этом отношении настроены весьма скептически.

На основании изложенного следует признать, что указанные законопроекты существенно ограничивают права граждан Украины на свободу мировоззрения и вероисповедания и провоцируют разделение граждан Украины по религиозному признаку.

Самое читаемое
    Темы дня