наверх
24.04.202421:22
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Рокировка на Банковой, "военный" бюджет-2017, заявления Луценко. Итоги недели

(обновлено: )86206
Игорь Райнин сменил Бориса Ложкина на посту главы администрации президента, бюджет на 2017 год вновь будет "военным", Юрий Луценко отчитался о ходе резонансных расследований, а перезапуск электронного – "е-декларирования" – прошел с техническими сбоями.

Глава ГПУ Юрий Луценко в течение недели выступал с целой серией медийных месседжей. На заседании парламентского Комитета по вопросам национальной безопасности генпрокурор отчитался о ходе расследований по Иловайску, невыполнении приказов и дезертирстве в зоне АТО. ГПУ также изучала действия предыдущих руководств Минобороны, Генштаба Украины, которые распродавали имущество армии, вооружение, бронетехнику.

Премьер-министр Владимир Гройсман также сделал несколько громких заявлений, но связанных с бюджетом на следующий год. В новой смете будет заложено 5% ВВП на оборону и национальную безопасность. Обещает Гройсман и увеличить финансирование зарплат учителям и преподавателям вузов. При этом остается непонятной ситуация со стипендиями.

Читайте также: Ветряные мельницы Юрия Луценко

Тем временем в МВФ сообщили, что, возможно, во второй половине сентября Фонд будет готов рассмотреть вопрос предоставления кредита Украине. Эксперты связывают это с запуском системы электронного декларирования. Правда, эта система запущена де-юре, но де-факто деклараций чиновников там нет. При этом сама система работает не без сбоев и после своего перезапуска.

Ключевые события уходящей недели в эфире радиостанции Голос Столицы прокомментировали политолог Антон Кучухидзе и директор Украинской политконсалтинговой группы Дмитрий Разумков.

Назовите топ-три ключевых события, которые так или иначе повлияли или повлияют в будущем на жизнь страны.

Кучухидзе: США усилили санкции в отношении к РФ. 

Второе – это, конечно же, переговоры, которые идут в Женеве между США и РФ. Буквально 4-5 сентября будут обсуждать как Сирию, так и Украину. 

И третий момент – это опять начали говорить, манипулировать представители власти и те, кто с ними работает, относительно безвизового режима. На 5 сентября назначено заседание профильного комитета Европарламента по рассмотрению данного вопроса.

Разумков: Я бы сказал о ротации в Администрации президента. Я имею в виду смену Ложкина на Райнина

Второй момент – это, я соглашусь с коллегой, санкции США по отношению к РФ. 

И последним я бы взял, наверное, ситуацию на востоке Украины, относительное наступление тишины, хотя обстрелы из стрелкового оружия происходят.

На заседании парламентского Комитета по вопросам национальной безопасности Юрий Луценко отчитался о ходе расследований по наиболее резонансным делам. Как вы прокомментируете его заявления?

Разумков: Со всем соглашусь с Юрием Витальевичем. Проблема в том, что, наверное, расследование должно идти по всем четырем пунктам параллельно. 

Читайте также: Какие ваши доказательства? "Бумаги Луценко" против РФ

Украинскую армию распродавали, разворовывали, растягивали по кускам на протяжении всех лет независимости. Это правда. Это было при так называемом недемократическом режиме одном, потом втором, или же при так называемой демократической власти, я имею в виду Ющенко

Военные часто упоминали, что именно в этот промежуток времени начали посягать в том числе и на землю. Третий момент – это дезертирство. Да, это было. Насколько я понимаю, часть людей уже понесла наказание. Их мы можем наказывать за то, что они покинули поле боя, но давайте честно говорить, часто они были недостаточно вооружены, одеты, обуты, а вот высшее командование мы не можем наказывать, потому что не совсем корректно в рамках АТО их критиковать. 

Если эти люди не понимают, как управлять войсками, то, наверное, они не должны находиться на этих должностях. Тем не менее, их кто-то туда назначил. Если их кто-то туда назначил, пускай не они несут ответственность, пускай несет ответственность тот, кто им передал эти полномочия.

Кучухидзе: Сложно говорить непосредственно о юридических последствиях всех этих моментов, потому что очень тяжело объединить, например, вопрос доказательства агрессии РФ и признания на международно-правовом уровне. Это делает Совет безопасности ООН. 

Это единственный международный орган, чье решение является обязательным для выполнения, и все государства признают эту императивную норму. И это заявление, скорее всего, является больше политическим, нежели юридическим. 

Чтобы не вникать в юридические аспекты вопросов командования, кто непосредственно виноват, делается такое политическое заявление.

Заявление о снятии неприкосновенности с депутатов, по мнению политолога Молчанова, сделано потому, что стартовал политический сезон. Как вы считаете, эта версия может оказаться верной?

Кучухидзе: Тут больше личностный аспект, потому что политические преследования Новинского начались не вчера и не 1 сентября. Было несколько обысков, оказывалось давление, которое ничем не заканчивалось в процессуальном смысле. 

Чтобы на всех давить – это архисложная задача, учитывая эффективность работы правоохранительной системы. Поэтому тут, скорее всего, имеет место личностный аспект.

У нас много оппозиционных фракций. Что мешает генпрокурору взять из каждой фракции по одному депутату, подать соответствующее прошение о снятии депутатской неприкосновенности – и так держать на крючке каждую оппозиционную фракцию, получая голоса в нужный момент?

Кучухидзе: С политологической и политтехнологической точки зрения те личности, о которых мы говорим, у которых сегодня власть, стояли за свободу в стране, за евроинтеграцию, и не исключено, что если будут повторяться такого рода политические репрессии, то Запад не будет этого терпеть – они потеряют хотя бы ту минимальную поддержку, которая сегодня есть. 

Политтехнологически это специально делается, чтобы было больше шума, больше видимости работы.

Разумков: Здесь есть и юридическая составляющая. Если пройтись по фракциям, то в каждой, я думаю, найдется "паршивая овца", к которой могут возникнуть вопросы у Генпрокуратуры, правоохранительных органов. 

К сожалению, сегодня мы больше наблюдаем расследование по тем личностям, которые находятся в оппозиции. Я не говорю, что они чисты и к ним не может быть вопросов. Я думаю, что отчасти Генпрокуратура работает и у них есть доказательная база по этим личностям. 

Но, я думаю, таких депутатов хватает и во фракциях так называемой новой оппозиции и среди представителей действующей коалиции. Если человек виновен, давайте не будем смотреть, какую политическую силу он поддерживает, а будем руководствоваться законом и Конституцией.

Могут ли использоваться дела Генпрокуратуры и заявления Луценко для попытки усиления коалиции?

Разумков: Думаю, что нет, потому что было проще проводить такие переговоры.

Кучухидзе: У нас появился повод подсказать на экспертном уровне самораспуститься, потому что это самый неудачный парламент, самый антисоциальный, который привел к экономическому коллапсу и колоссальной международной зависимости в плане финансов, страна в огромнейших долгах. 

Лучше провести досрочные выборы и посмотреть на другую раскладку сил.

В ближайшее время состоится встреча G-20, на которой обещают обсудить украинский вопрос.

Кучухидзе: Украина не входила в состав G-20, поэтому ее участие не подразумевалось. Другое дело, что, по сообщениям СМИ, велась работа по проведению встречи "нормандского формата" как раз на полях G-20. 

Как мы видим, западные страны поступили мудро. Не удалось реализовать эту инициативу. Понятное дело, РФ сыграла свою роль, но западные страны не позволили ей до конца отработать ее стратегию в плане того, чтобы состоялся "нормандский формат" без участия Украины. То есть формально не будет заседания на полях G-20, будут отдельные двусторонние встречи. 

Чем важен G-20 для Украины? Во-первых, я думаю, многие журналисты и политологи перестанут рассказывать об изоляции РФ, потому что третьего числа Путин встречается с Эрдоганом и даже планируется встреча с новым премьером Великобритании. То есть повестка дня для России очень большая и очень востребована для западных партнеров. 

Все заинтересованы в том, чтобы негативные моменты от санкций, особенно это касается европейских стран, уменьшать в партнерстве с РФ. Поэтому с этой иллюзией надо простится, что Россия в изоляции. 

Второе, что получим по Украине – это переподтверждение реализации Минских соглашений, и будут такие заявления, особенно это касается США, РФ будет обращаться к американской стороне с просьбой повлиять на власти в Украине, а американская сторона в одностороннем порядке будет говорить, что РФ не выполнила "Минск". 

Что касается европейских партнеров, то у них откровенная позиция, что надо давить как на Киев, так и на Москву, чтобы "Минск" был все-таки реализован.

То есть все остаются при своем мнении, ничего не меняется?

Кучухидзе: Ключевое внимание будет уделено все-таки сирийскому вопросу. Сегодня по уровню угрозы для Европы, для США и для РФ этот вопрос намного сложнее, чем проблемы на Донбассе.

Разумков: Я не соглашусь с коллегой. Я считаю, что РФ продолжает находиться в определенной изоляции. Ее меньше, чем было год назад, но давление со стороны европейских партнеров, со стороны США продолжается. 

Я думаю, что на этих двухсторонних встречах Германия, Франция, США с президентом РФ будут глубоко и детально обсуждать и украинский вопрос. Для нас это не принесет глобально пока ничего. Серьезного прорыва после G-20 ожидать не стоит.

Кучухидзе: Для нас важно понимать реалии, не жить иллюзиями, что ради нас кто-то от чего-то будет отказываться.

Подаст ли правительство бюджет в парламент в условиях, когда непонятна ситуация с МВФ, с приватизацией, с гривной?

Разумков: Подаст. У меня, к сожалению, есть сомнения в качестве этого документа. Опять же, де-юре центральный орган власти выполнит свои функции и подаст этот документ. Де-факто, я боюсь, что в связи с всеми пунктами будут вопросы к качеству этого бюджета.

Есть ли куда увеличивать финансирование МВД и Минобороны?

Разумков: Первое – надо ли увеличивать? Надо. 5% – это минимальный объем, который необходим государству для финансирования своих силовых структур, армии в условиях войны. 

Если сюда добавить еще то, что на протяжении 23-22 лет украинскую армию разваливали, то этого даже мало. Другой вопрос, что мы обратно упираемся в тему выполнения планов по бюджетным статьям. 

К сожалению, по августу у нас недовыполнение поступлений в бюджет. Думаю, что сентябрь будет не лучше. Зимние месяцы тоже будут, мягко говоря, не оптимистичны. Все шишки посыпятся на правительство, на Гройсмана. С учетом того, что не выполнен ряд обещаний, это негативно скажется на его политической карьере, к сожалению, и это негативно скажется в том числе и на экономической ситуации.

Обещали, что уже в следующем году у нас будет Дорожный фонд. Насколько необходим он сейчас?

Разумков: Как раз с Дорожным фондом более понятно, потому что это реальный сектор экономики, который дает и рабочие места и оборот. Тут проще, потому что что-то мы отдаем на приватизацию. 

Читайте также: Клан Порошенко сформировался, но он не устоит. Экспертные итоги недели

Неправильно, если ты что-то продал и пустил не в работу, а проел. Потому что мы так, в принципе, проедаем все, что мы получили в свое время в качестве наследия СССР. Рано или поздно эти запасы в закромах родины закончатся.

Правительство рассчитывало на рост цен. Учитывая эту ситуацию, возможно ли закрыть эту дыру в бюджете без обвала гривны?

Разумков: Мы понимаем, что без субсидирования население не выдержит тех тарифов, которые сегодня есть. С другой стороны, если мы говорим о падении национальной валюты, то нам снова не хватит денег платить по нашим международным обязательствам, в том числе и за газ. 

Нам придется повышать стоимость кубометра газа для населения, потому что мы с вами, как население, будем платить в гривне, а рассчитываться с внешним контрагентом нам нужно будет в валюте.

Если мы обваливаем гривну до 35-40 грн/дол, я сейчас беру гипотетические цены, то у нас и цена кубического метра газа вырастет. Если поднять еще тарифы на газ, я думаю, что население или выйдет на улицу, или перестанет платить вообще. И ситуацию это не спасет. А последствия будут более глубокими. 

Недоверие к государству, опять же, ударит по банковской системе, потому что все, что саккумулировано в банках, люди попробуют обратно достать и положить в банку, закопать, притом не так, как судья – в трехлитровые банки закапывал доллары. У народа уже и гривны скоро не будет, чтобы закапывать.

Бюджет НБУ может компенсировать это облигациями внутреннего займа. Возможен такой сценарий?

Разумков: Это ситуативное решение проблемы. Да, это отсрочка, но это не решение проблемы. Тут нужно комплексное решение, операционное вмешательство, принимать серьезные меры, чтобы урегулировать эту проблему. 

Дальше, как говорил министр, проводить секвестр нельзя. Кредиты нельзя тратить на текущие расходы. Это должно быть перенаправлено в реальный сектор экономики. Нам эти деньги не дарят, а дают попользоваться. Нам надо будет вернуть и проценты.

Обещали, что их будут класть в резервы для стабилизации курса гривны.

Разумков: Мы берем эти деньги, кладем в "кубышку" на два года, а потом отдаем и платим проценты. Где логика?

Может, логика в том, что отдавать нужно будет следующему правительству?

Разумков: Так поступали все правительства. У нас каждый раз все хуже и хуже в этом плане. Мы берем эти кредиты, чтобы закрыть прошлые. Но рано или поздно нам перестанут эти кредиты давать. 

Нам дают кредиты не с точки зрения экономики, а с точки зрения политики. Нас таким образом пытаются поддержать. А мы используем эту помощь, мягко говоря, нерационально.

Представитель МВФ сказал, что, возможно, во второй половине сентября Фонд будет готов рассмотреть вопрос предоставления кредита Украине. Это связано с запуском е-декларирования?

Разумков: Им принципиально, чтобы система работала правильно. Одно лишь ее существование их не устроит. Они будут хотеть видеть ее реальную работу. И кредита мы, к сожалению, пока не получим. 

Мы получили информацию, что нас, возможно, включат в повестку дня. На сегодня я привык верить цифрам и конкретным документам. Я не увидел документа, в котором написано, что наш вопрос включен в повестку дня. 

Мы не запустили, я говорю про реальную работу, систему е-декларирования. Мне бы хотелось, чтобы премьер был более последовательным и более жестким.

Министр юстиции прокомментировал, что мы будем, возможно, менять закон об е-декларировании и закрывать данные электронных деклараций от общественности, но они будут доступны правоохранительным органам.

Разумков: На это не пойдет МВФ, потому что есть требования сделать публично доступной эту информацию. 

Сама идея е-декларирования очень классная, с ней я абсолютно согласен. С исполнением гораздо хуже. У меня складывается впечатление, что это подготовленный саботаж. Я не берусь говорить, кто за этим стоит. Этим должны заниматься правоохранительные органы. 

Нам сказали, что е-декларирование неэффективно, недоработано, дыряво, с точки зрения программного обеспечения его легко поломать. Ровно через неделю его поломали. И нам подтвердили, что оно неправильно разработано, оно плохое, долго работать не будет, поэтому этот процесс нужно отложить. Первый раз за это никто не ответил. Сейчас оно снова не работает. 

Это серьезная вещь, которая является одной из ключевых составляющих по борьбе с коррупцией. Мы декларируем, что готовы с ней бороться, но не делаем необходимых шагов.

Если это саботаж, то саботаж на высшем уровне или на уровне исполнителей?

Разумков: Так не получится переложить всю ответственность на нижестоящих, потому что у нас над этим работали все и пиарились тоже все, начиная от президента и заканчивая премьером и народными депутатами. 

У нас не до конца понятно, кто наделал больше ошибок – исполнитель или те, кто готовили ТЗ, а ТЗ готовили именно представители власти. Решить проблему очень легко – определить, кто виновен. Для этого делается технический аудит. 

Здесь звезда не зажглась, это явно кому-нибудь нужно. Может, это нужно очень многим, потому что безвизовый режим ни нашим народным депутатам, ни большинству тех, кто находится у власти, не нужен, и так есть диппаспорта. 

А вот сохранить втайне свои доходы и сбережения более комфортно. Поэтому мы и видим, что очень многие уходят со своих должностей.

Может, это глава НАПК виновата?

Разумков: Тогда я не понимаю позицию главы НАПК, потому что если на нее идет давление, у нее есть возможность об этом заявить публично. Если она все делала правильно, ей проще подтвердить это конкретными документами и конкретными действиями, а не показывать пальцами на исполнителя. 

Надо или сесть вместе, разобраться в проблемных вопросах и запустить систему, или, если вы не можете этого сделать, поменять НАПК и подрядчика. Подрядчик ведь тоже не с улицы.

Напомним, политолог Дмитрий Разумков в эфире "ГС" выразил уверенность, что срыв запуска системы е-декларирования выгоден высокопоставленным чиновникам, которые хотят скрыть свои нелегальные доходы.

А эксперт Центра антикоррупционных исследований и инициатив Transparency International Сергей Ярошенко на 106 FM заявил, что подача самой декларации не искоренит коррупцию, не изменит менталитет нашей нации, этим должны заниматься и СБУ, и новая полиция.

Самое читаемое
    Темы дня