наверх
26.04.202400:21
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Под напряжением. Слишком дорогое электричество станет еще дороже

Зима на носу: новый отопсезон, проблемы старые (213)

(обновлено: )1343121
Реформа энергетической отрасли, ради которой в Украине повышаются тарифы на электрожнергию для населения, не достигла желаемых результатов. Эксперты полагают, что правительство не уложится в обещанные пять этапов, и цены на электричество будут расти и дальше.

Анна Лаба, РИА Новости Украина

С 1 сентября 2016 года стоимость электроэнергии для украинцев выросла на 25%, согласно постановлению Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг. С 1 сентября установлены следующие тарифы: до 100 кВт / ч — 0,714 гривен (было 0,57 грн); 100 кВт / ч — 600 кВт / ч — 1,29 гривен (было 0,99 грн); более 600 кВт / ч — 1,638 гривен (было 1, 56 гривен). Тариф для многодетных, приемных семей и детских домов семейного типа независимо от объемов потребления электроэнергии — 71,4 гривен.

О том, остановится ли власть на обещанном пятиэтапном повышении тарифов на электроэнергию для населения, как вырастут расходы украинских семей с началом отопительного сезона, и хватит ли всем нуждающимся в субсидиях на оплату жилищно-коммунальных услуг бюджетных средств, рассказали эксперты на пресс-конференции в РИА Новости Украина.

Реформа укусила себя за хвост

В Украине на протяжении многих лет тарифы на электроэнергию для населения оставались на невысоком уровне за счет так называемого "перекрестного субсидирования", когда высокими тарифами на электричество для предприятий субсидировали население. В 2011-2013 году промышленность дополнительно платила за низкие тарифы для бытовых потребителей порядка 30 млрд грн. С точки зрения экономики, тем более либеральной экономики, это неправильно: любая дотация искривляет рынок, отсутствуют стимулы для развития и привлечения инвестиций.

"Тем не менее, власть с этим мирилась, понимая, что это одна из важнейших услуг, которые влияют на уровень жизни населения — насколько люди удовлетворены жизнью с учетом низкого роста  реальных доходов или отсутствия такового в определенные периоды развития нашего государства. Поэтому власти не спешили поднимать тарифы на электроэнергию для населения. После смены власти концепция поменялась, и в новой неолиберальной парадигме, конечно же, простым людям ожидать того, что энергоносители будут стоить дешево, просто бессмысленно и не правильно", - пояснил сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.

Подписывая еще первый меморандум с МВФ по программе stand by, украинское правительство взяло на себя обязательство ликвидировать перекрестное субсидирование как на рынке электрической энергии, так и на рынке природного газа. В связи с этим с в марте 2015 года государственный регулятор принял пятиэтапный план повышения тарифов на э/энергию для всех категорий бытовых потребителей. В целом с 2015 года по март 2017 года тарифы вырастут в 3,6-3,8 раза.

"Вся эта история с повышением тарифов для населения была призвана ликвидировать перекрестное субсидирование, но этого не произошло. И получилось, что реформа укусила себя за хвост. По оценкам НКРЭКУ, объем перекрестного субсидирования в 2015 году — более 44 миллиарда гривен. Это говорит о том, что в 2015 году повышение тарифов для населения практически не имело никакого позитивного эффекта", — считает эксперт.

По его словам, в такой ситуации национальный регулятор будет вынужден повышать тарифы для предприятий, хоть это очень непопулярное решение.

"Но дисбалансы серьезные, есть серьезные проблемы с обеспечением тепловой генерации углем, есть проблемы с обеспечением компании "Энергоатом" свежим ядерным топливом и проведением своевременных ремонтов, на энергорынке — колоссальные долги, которые достигли почти 40 миллиардов гривен. Как решать эту проблему — непонятно. Власть сталкивается с ситуацией, когда мы действительно возвращаемся в 90-е годы, когда долги колоссальные, есть вполне реальные риски по прохождению отопительного сезона, и это все накладывается на падение платежеспособности домохозяйств", — сказал Марунич.

Главный удар по кошельку нанесет отопление

Конечно, сентябрьское повышение тарифов на электроэнергию хоть и неприятная новость для большинства потребителей, но не является критичным, учитывая, что совсем недавно цена горячей воды и отопления в Украине выросла вдвое.

"Повышение тарифа на 25% означает для обычной квартиры минус 100-120 гривен из семейного бюджета. И это по сравнению с ценой на отопление и горячую воду не так болезненно для людей. Горячая вода  в среднем по Украине сейчас стоит 75 гривен за кубометр, а есть такие области, где за один куб горячей воды приходится платить 95 гривен. С началом отопительного сезона средняя цена отопления будет около 1300 гривен за одну гигакалорию и 34 гривны за отопление одно квадратного метра площади для тех, у кого нет счетчиков. Есть такие области, где людям без счетчиков придется платить 50 гривен за отопление одного квадратного метра, то есть, если взять небольшую квартиру в 50 кв.м, то только за одно ее отопление людям придется выложить порядка 2,5 тыс. гривен. Для тех людей, у которых есть счетчики, все равно платежки будут довольно-таки существенными — средняя платежка по Украине с началом отопительного сезона будет составлять около 2,5 тыс. гривен", — сказал аналитик общественной организации "Публичный аудит" Тарас Галайда.

От субсидий будут отлучать и отучать

И это при том, что средний доход среднего украинца, без учета Киева, по данным Госстата, составляет 4661 гривну. В столице же средний доход превышает 8 тыс. грн.

"Если мы посмотрим на риторику премьер-министра, министра социальной политики, то говорится о том, что семья, которая оплачивает коммунальные услуги, не будет платить больше 15% от своего дохода. Если мы возьмем среднюю платежку в 2,5 тысячи гривен и примем ее как 15% от дохода, то у нас доход семьи должен составлять около 16,5 тыс. гривен. Все семьи, доход которых не превышает эту сумму, имеют полное право идти и оформлять субсидию. И таких семей у нас на сегодня практически 100%, есть единичные случаи, когда получают довольно высокую зарплату в 20, в 50 тысяч гривен, а в среднем люди получают в лучшем случае 5 тысяч гривен при наличии квалификации", — рассказал Галайда.

Как подчеркнул эксперт, основными задачами и ориентирами, которые ставились перед украинским правительством Международным валютным фондом при проведении реформы в топливно-энергетическом секторе, были уменьшение нагрузки этой отрасли на бюджет, привлечение инвестиций и повышение эффективности отрасли.

"Инвестиции в Украину на сегодняшний день не поступают. Каждый потребитель на качестве жилищно-коммунальных услуг может убедиться, что эффективность данной отрасли осталась на прежнем уровне. Что касается уменьшения нагрузки на бюджет, то это вопрос спорный, поскольку по задумке МВФ, те люди, которые не в состоянии оплачивать коммунальные платежи, должны были оплачивать их на прежнем уровне — всю ту разницу, которая вызвана повышением тарифов, должно было компенсировать государство. И в прошлом году это так и было, и на этом, в принципе, правительство должно было поставить точку и остановиться в поднятии тарифов", - пояснил Галайда.

По его словам, из-за того, что доходы населения в Украине не растут, а уменьшаются, очередное повышение тарифов на все жилищно-коммунальные услуги в два раза приводит к тому, что те люди, которые сегодня имеют право получить субсидию, ее не получат, поскольку бюджет просто не имеет таких средств.

"Когда 40 миллиардов гривен в бюджет этого года закладывалось на субсидии, то расчеты делались по старым тарифам на начало года. Тарифы выросли в два раза, то есть та часть, которую компенсирует государство, также должна вырасти в два раза. Прогнозируется, что число семей, претендующих на субсидии, вырастет с 4,5 миллиона до 9 миллионов. То есть денег на субсидии нужно примерно в 4 раза больше, чем на сегодня есть в бюджете — необходимо 160-170 миллиардов гривен, чтобы все, кому положены субсидии, их получили. Поскольку правительство не может найти недостающую часть средств, ее придется оплатить населению тем или иным способом. Первый вариант: либо человеку откажут в субсидии, либо государство будет наращивать задолженность перед поставщиками услуг, что оно неплохо делало на протяжении этого года. Поставщики услуг в таком случае не получат денег из бюджета, и в конечном счете просто не смогут поставлять жилищно-коммунальные услуги", - сказал эксперт.

Второй вариант, считает эксперт, это варификация, то есть полная проверка "всех и вся, чтобы человек нигде, ни дай бог, не спрятал лишнюю копейку, по их мнению, неофициально заработанную".

"Такого свободного оформления субсидий, как в прошлом году, уже не будет. Проверять будут абсолютно все: и условия проживания, и доходы всех родственников, прописанных в квартире. По домам будут ходит комиссии и проверять соответствие указанных доходов с расходами и жилищными условиями. Создадутся такие механизмы, чтобы максимально людей от этих субсидий отучить и отстранить", - резюмировал Галайда.

По оценкам эксперта, с начала проведения так называемой "реформы", цена на газ возросла практически на 600%,  отопление — на 260%,  горячую воду — на 212%, электроэнергию — на 175%, холодную воду — на 80%. При этом за этот же период времени в Украине минимальная зарплата и пенсия увеличилась на 19%, а прожиточный минимум на 27%.

"Естественно такой дисбаланс в росте доходов и росте расходов просто физически не позволяет семьям оплачивать жилищно-коммунальные услуги. Обратиться за субсидиями они могут, но будет очень много отказов, и не все те, кто ее планировали получить, действительно ее получат", — прогнозирует эксперт.

Мартовское повышение — не финал

При этом нет абсолютной уверенности в том,  что подорожание электроэнергии, запланированное на март следующего года, будет последним.

"Есть основания полагать, что это подорожание будет не последним. Во-первых, ключевая проблема, ради чего это все задумывалось, — перекрестное субсидирование — не решена, и не будет решена. Второе: к сожалению, девальвация национальной валюты продолжается, а это ведет к тому, что растут в цене в гривневом эквиваленте составляющие, из которых производится электрическая энергия, — это свежее ядерное топливо, то есть гривневая нагрузка увеличивается. Критическая ситуация с углем. И если она так и дальше будет развиваться, то я боюсь, что мы можем Роттердам-плюс переплюнуть, что было, кстати, в 2014 году летом, когда у нас заходил уголь из Южной Африки дороже. Если эти все факторы будут иметь место, то не исключено, что власти придется пойти на дальнейшее повышение тарифов на электрическую энергию для бытового потребителя. Но с другой стороны, у них вилка — нужно повышать тарифы на электроэнергию для промышленности, а там очень неприятная ситуация вырисовывается: по ряду объективных причин в отдельных странах Восточной Европы очень сильно упал оптовый тариф на электроэнергию. И получается, что в Украине сейчас оптовый тариф выше, чем в Словакии. Получается, что наша промышленность, даже при нынешнем тарифе на электрическую энергию, начинает терять остатки своих конкурентных преимуществ. И дальше повышать тариф для промышленности — очень непопулярное решение. То есть у власти опять будет дилемма: либо повышать опять тарифы для населения, либо — для промышленности. Потому что, если этого не сделать, на энергетическом рынке в целом будут и дальше расти долги", — пояснил Марунич.

Как подчеркнул энергетический аналитик, проблема состоит не в увеличении тарифов, а в том, каким образом обеспечить  рост реальных доходов населения.

"У нас высокий уровень теневой экономики, который как-то спасает в этой ситуации. Но желающих вытащить свои доходы и побежать платить в сберкассу по счетам Гройсмана, Порошенко и Яценюка я не видел. Никто не хочет этим заниматься. Нет патриотов. Патриоты были на Майдане, но как оказалось на практике, они не только платить не хотят, они и в армию идти не хотят. И это обосновано, потому что непонятно, чьи интересы они в итоге защищают — владельцев фабрик в Российской Федерации, либо владельцев крупных энергоконцернов, либо интересы Коболева и Витренко в "Нафтогазе", которые обещали компанию реформировать, а до сих пор только оплата труда  сотрудников НАКа сжирает 250 миллионов гривен в год?" — сказал Марунич.

Нынешняя власть тарифы снижать не будет

Руководитель общественной организации "Публичный аудит" Максим Гольдарб обратил внимание на то, что современные тарифы не являются ни экономически обоснованными, ни рыночными.

"У нас нет рынка. У нас есть монополия по поставке газа, монополии в каждом городе или регионе по поставке тепла, например. И этот "не рынок" не урегулирован. Более того, объем сбережений у граждан утвержден на уровне правительства, а до этого на уровне парламента", — сказал Максим Гольдарб.

Как подчеркнул эксперт, сегодняшняя власть не будет менять выстроенные ею системы тарифообразования.

"В эту систему тарифообразования заложены очень серьезные меркантильные интересы высших сановников Украины. Это Кабинет министров, то есть премьер и причастные к теме тарифов министры, "Нафтогаз", национальная комиссия по регулированию этого рынка во главе с бывшим сотрудником корпорации Roshen Вовком, и сам президент, который создал и назначил эту комиссию. Выход из этой ситуации, наверное, будет тогда, когда будут заменены те, кто создал нынешнюю систему тарифообразования в Украине. Иначе никто из них не откажется от "пирога" емкостью несколько сотен миллиардов гривен. Замена может произойти мирным мирным путем — досрочные выборы, либо просто не мирный, когда люди, получив платежки, встанут на дыбы и это снежным комом вылиться в ту или иную очередную революцию", - считает Гольдарб.

Самое читаемое
    Темы дня