наверх
24.04.202422:00
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Пожалейте первоклашку! Новая учебная программа в старых украинских школах

Украина: навстречу реформам или катастрофе? (229)

(обновлено: )3873193
Министерство образования и науки представило концепцию новой украинской школы. Одни эксперты считают ее переходом к современным постиндустриальным нормам образования, другие – очередным шагом на пути дальнейшего социального расслоения украинского общества.

Анна Лаба, РИА Новости Украина

В основу концепции положена концепция развития образования Украины на 2015-2025 годы. Презентацию провела министр образования и науки Лилия Гриневич на педагогической конференции в Кабинете министров.

Воспитание нового человека

Концепция состоит из 10 компонентов: общение на государственном языке, общение на иностранных языках, математическая грамотность, компетентность в природоведческих науках и технологиях, информационно-цифровая компетентность, умение учиться на протяжении жизни, социальные и общественные ценности, предприимчивость, общекультурная грамотность, экологическая грамотность и здоровье.

"Советская система образования, которой очень много людей сейчас увлекается и ностальгирует, в ней действительно были некоторые хорошие элементы. В частности, подходы к изучению математических и природоведческих наук… 

Сегодня мы должны иметь действительно личность, гражданина-патриота и новатора. Потому что только инновационное развитие общества обеспечит прорыв Украины. Мы должны заботиться об этом сегодня, формируя наших детей, которые должны развивать в школе креативность и творческое мышление",сказала Гриневич.

Ты не ученик, ты партнер

Как уверила Гриневич, согласно концепции, педагогика основывается на партнерстве между учеником, учителем и родителями, а сам учитель должен быть мотивированным и иметь свободу творчества и развития в профессии.

В частности, в помощь учителям будет создан образовательный портал с методическими материалами, украинскими энциклопедиями, мультимедийными учебниками и онлайн-ресурсами.

Кроме того, будет построена новая структура школы, которая позволит более качественно осваивать вышеупомянутые виды компетентности.

В частности, согласно закону об образовании, будет три уровня полного среднего образования: начальное образование (4 года), базовое среднее (5 лет) профессиональное среднее (3 года). Общая продолжительность обучения будет увеличена до 12 лет. 

Автономное плавание

Также школам будет предоставлена автономия, то есть непосредственное управление учебными заведениями будет происходить на местном уровне.

Основатели школ будут контролировать образовательную и финансово-хозяйственную деятельность, а также будут назначать на условиях контракта руководителей школ.

Среди прочего, учителям обещают полную академическую свободу, возможность готовить собственные программы и выбирать учебники. Профильные предметы и даже уровень их сложности ученики смогут выбирать сами. 

Еще одно нововведение – "деньги следуют за ребенком". В год на ученика государство выделяет около 8,5 тыс. грн и 25 тыс. грн на школьника с особыми потребностями. Если родители решат отдать ребенка в частное заведение, государство направит эти средства туда. А детям с особыми потребностями это даст шанс учиться вместе со сверстниками в обычных школах.

Уже 1 сентября изменения почувствуют ученики начальной школы – Минобразования  вводит для них 13 обновленных школьных программ. А реформы средней и старшей школы придется подождать. Окончательно проект планируют воплотить в жизнь на протяжении ближайших десяти лет. 

Узкое место – учителя

Глава совета общественной организации "Точка роста: образование и наука", кандидат экономических наук, доцент Светлана Благодетелева-Вовк считает представленную концентрацию, над которой в Минобразования работали последние два года, своевременной, тем более что туда вошли предложения активистов.

"У меня положительное впечатление. Единственное нарекание, которое так и остается – это несогласованность сроков обучения. 

Поскольку мы переходим на 12-летнее образование, соответственно есть непонимание большинством необходимости 12-летнего образования. Но эта проблема решается через программы обучения, и, в принципе, их адаптации к современным потребностям. 

То есть, в младшей школе – переход на приобретение компетенций взаимодействия, улучшения памяти и скорочтения, но уменьшение времени, необходимого для изучения письма. 

Мы все понимаем, что навык письма отрабатывается на 90% в первом классе, но насколько он на сегодняшний день является востребованным, учитывая то, что мы все переходим на смартфоны, на различные девайсы? Поэтому в первую очередь – обучение коммуникационным навыкам, критическому мышлению. 

И это все очень и очень хорошо. Кроме всего прочего, это постепенный переход на индивидуальную траекторию обучения, что тоже очень важно", – сказала РИА Новости Украина Светлана Благодетелева-Вовк.

Но как быстро эта концепция будет реализована в Украине, по словам эксперта, покажет время.

"Учителя – это узкое место всего этого процесса. Меньшая часть из них готова ее реализовывать и имеет все необходимые для этого навыки. Это передовые учителя, которым в общем-то надоела пост-советская и советская система образования, у них инновационный тип сознания, и они, в принципе готовы работать. 

А вот большинство учителей на сегодняшний день зашорены, и поэтому будем видеть, как концепция будет пробивать дорогу к их сердцу. В этой связи Министерство, в первую очередь, должно создать программу переобучения и повышения квалификации педагогического персонала, для того чтобы мы получили отдачу хотя бы в среднесрочной перспективе. 

Как минимум, десятилетие нужно, чтобы реформировать все эти подходы и перейти с коллективно-тоталитарно-авторитарных форм образования к тем современным постиндустриальным нормам, которые характерны для стран северной Европы с индивидуальной траекторией обучения, с обучением современным компетенциям, направленным на современные специальности и специализации", – считает Благодетелева-Вовк. 

По ее словам, реформирование старшей школы также является очень важным, при этом остается не ясным, как именно ее будут дальше развивать в Украине.

Умные и образованные не нужны?

По мнению президента Международного педагогического клуба Александра Кондрякова, предыдущий министр сделал все, чтобы уничтожить систему высшего образования, а теперешний делает все, чтобы уничтожить систему среднего образования

"Примитизировать требования к школьнику начальных классов – не совсем нормально с точки зрения и государства, в данном случае Министерства. 

Все дело в том, что здесь разговор идет не о том, что хотят разгрузить школьника и дать ему побольше свободного времени, чтобы не так они перетружались, как это было раньше. 

Умные-то не нужны. Не нужны ни умные, ни образованные в том виде, в котором мы выдаем сейчас. И не нужны ни в этой стране, ни, кстати, то, что я знаю по системе западного образования, тоже самое. 

Есть элита, которую они обеспечат так или иначе сами – своих детей и близлежащих, и есть люмпен, которому за счет государства, минимизируя расходы, дадут элементарный минимум. Буквы можешь отличать, деньги можешь посчитать – вот этого, в принципе, и достаточно. Рабочая сила должна не умничать, она должна руками трудиться, а не головой", – сказал Кондряков РИА Новости Украина.

Кроме того он обратил внимание на то, что осталось вне зоны пристального внимания средств массовой информации.

"То, что сейчас выбросили в эфир, связанное с начальной школой, в значительной степени отвлекает внимание от самого большого, что на самом деле произошло в системе образования. Но об этом сильно не шумят, потому что бомба именно там взорвалась, а не здесь. 

Это то, что связано с русским языком и  учебниками русского языка – что с ними сделали, что сделали с учебником истории. Все, что связано с русским и с отношениями Украины и России перековеркали. И это самое страшное из того, что произошло. 

А таблицу умножения выбросили или убрали скорость чтения – в принципе, это отвлекающий маневр, чтобы люди не обратили на самое главное внимание", – считает Кондряков.

Читайте также: Что упало, то пропало. Двадцатилетие гривны — история падения

По его словам, та система начальных классов, которая была в Украине до сих пор, была одной из лучших систем, и "это мы знаем и по себе, и по своим детям и внукам".

"И еще очень важная вещь, которая касается всех стран. Если хочешь заняться системой образования и реформой, займись сначала учителем – подними его на необходимую высоту в обществе, чтоб он гордился своим званием учителя, и чтобы к нему отношение было соответственное. 

Когда учитель ходит вообще не пойми в чем и зарабатывает гроши, над ним могут издеваться. Тем более, что он боится потерять свое рабочее место, потому что в этой ситуации он действительно ничего не может, ну кроме того что учить детей, а над ним можно издеваться, как угодно: заставлять писать какими угодно ручками, требовать от него, чтобы он эту всю дурь выполнял по одной простой причине – он ходит под угрозой того, что его могут уволить", – подытожил председатель председатель Международного педагогического клуба.

Самое читаемое
    Темы дня