наверх
25.04.202408:52
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Главные за вчера: НАБУ, ГПУ, коррупция и связка Лавров-Штайнмайер

Резонансные дела. Аваков, Кернес, Скорик (151)

(обновлено: )570
В Украине запустили систему электронного декларирования, но что-то пошло не так, резко ухудшилась криминогенная ситуация, а Киев начал готовить сани летом, создав антикризисный штаб по подготовке к зиме. События прокомментировал политолог Антон Финько.

Глава Нацагентства по вопросам предотвращения коррупции Наталья Корчак заявила, что ведомство запустило систему электронного декларирования. Однако без необходимого аттестата соответствия комплексной системы защиты информации. Конфликт между НАБУ и Генпрокуратурой. Глава бюро Артем Сытник заявил, что его ведомство все-таки открыло уголовное производство против работников ГПУ, которые похитили и удерживали работников НАБУ.

О нормандском формате шла речь в переговорах главы МИД РФ Сергея Лаврова и главы МИД ФРГ Франка-Вальтера Штайнмайера, которые состоялись 15 августа.

В Киеве заработал антикризисный штаб по подготовке к зиме. Приоритетом является оснащение жилых домов теплосчетчиками. Плановая подготовка к отопительному сезону невозможна из-за ареста счетов теплоснабжающих предприятий.

Эти и другие ключевые события в эфире радиостанции Голос Столицы политолог, эксперт Киевского центра политических исследований и конфликтологии Антон Финько.

Глава Нацагентства по вопросам предотвращения коррупции Наталья Корчак заявила, что ведомство все-таки запустило систему электронного декларирования, но что-то пошло не так. Эта система является одним из важных вех на пути Украины к безвизовому режиму?

— Скажем так, рассматривается как одно из обязательств.

Так что же не заработало?

— На самом деле разобраться в технической стороне проблемы и выяснить сейчас, кто прав, кто виноват в конфликте Нацагентства противодействия коррупции с одной стороны, и службы спецсвязи с другой, очень сложно. На данный момент, в СМИ представлена позиция сторонников, разработчиков данной системы. Мы пока не услышали оппонирующую сторону. Сейчас мы имеем только одну картинку, которую предоставляют сторонники системы, и в том числе общественные деятели, которые упрекают своих противников в том, что они затягивают реализацию выполнения обязательств Украины перед европейскими партнерами и препятствуют созданию эффективной системы противодействия коррупции. Но это только лишь позиция одной стороны.

На сегодняшний день можем ли мы говорить о том, что эта система, в том виде, в котором она должна быть, или в том, в котором она есть сейчас, она нам нужна? И приведут ли ее в порядок?

— Если исходить из той аргументации, которую предоставляют сторонники данного рода системы, несомненно, она является эффективным механизмом противодействия коррупции. Но это палка о двух концах. Поскольку мы имеем дело, все-таки, с реализацией внешних рекомендаций. И, несомненно, с коррупцией необходимо бороться, и несомненно, что когда борьба с коррупцией находится под контролем внешних сил, то страна становится еще более уязвимой для внешнего воздействия. Становится все менее независимой, и все более зависимой. И это та плата, которую вносит правящий класс Украины за длительные годы игнорирования проблемы с коррупцией, когда сейчас, фактически, под влиянием внешних партнеров Украины, в стране создается некая параллельная существующей системе правоохранительных органов, очень сложная конструкция, которая включает Нацагентство противодействия коррупции, НАБУ, Специализированную антикоррупционную прокуратуру. Я не считаю, что это много или мало. Я полагаю, что подлинная борьба с коррупцией могла реализовываться на основе существующей системы ведомств, если бы была на то внутренняя воля правящего класса страны. Отсутствие данной воли теперь ставит страну в положение зависимости. Например, сейчас обсуждается вопрос о том, что на кону серьезные средства, 3 млрд долларов от МВФ, и 1,2 млрд макрофинансовой помощи от ЕС. Сама по себе эта информация лишний раз демонстрирует, в какой степени унизительное положение правящий класс нашей страны поставил Украину. Это означает, что такой важнейший инструмент обеспечения суверенитета, как правоохранительная система, в общем-то, подконтрольный извне.

На днях был конфликт между НАБУ и Генпрокуратурой. Что вы думаете по поводу конфликта? К чему он нас приведет?

— Вообще это немножко напоминает какие-то фрагменты из истории одного города Салтыкова-Щедрина, потому, что вряд ли можно назвать нормальной ситуацию, когда в стране разворачивается настолько обостренное противостояние в правоохранительном сообществе.

Это обостренное противостояние, когда задерживают оперативников в ходе проведения негласных следственных действий и отпустить могут только после звонка сверху?

— Всегда между профильными ведомствами существовала конкуренция, но дело в том, что публика общественная становится свидетелем настолько резонансного публичного выяснения отношений, то это заставляет несколько припомнить времена президентства Ющенко, когда страна постоянно сталкивалась с постоянными скандальными конфликтами. Здесь, насколько я понимаю, то, что мы наблюдаем, является результатом того, что не справившиеся государственные институты с проблемой противодействия коррупции, получили в качестве конкурентов на свое поле новое ведомство — НАБУ, которое опирается, как принято считать, на поддержку зарубежных партнеров. Это привело к обострению конкурентной борьбы, к выяснению того, кто является номер один в сфере правоохранительного сообщества, подведомственность дел и прочее.

А может, это будет нормой? Будут контролировать друг друга.

— Да. Это напоминает сюжет, что мы обсуждали, что политическая система и правовая система, и правящий политический класс, который не захотели по своей воле противостоять коррупции, они, в результате, получают новых конкурентов и эти конкуренты формируются за счет внешнего влияния. И сегодня мы имеем дело с тем, что нынешняя система борьбы с коррупцией в значительной сфере сформирована под влиянием внешних указаний. То, что необходимо бороться с коррупцией, это совершенно очевидно, но очевидно, что если эта система формируется по внешним лекалам, по указаниям внешних сил, по рекомендациям иностранных партнеров и обуславливается, к тому же, получением той или иной финансовой поддержки, это означает еще один шаг к урезанию национального государственного суверенитета страны.

Нам важен зарубежный опыт?

— При нормальной, упорядоченной ситуации это означало бы, что система привносит, копирует, имплементирует какой-то зарубежный опыт, но не является предметом прямого получения указаний.

Возможна ли ситуация, чтобы, например, в НАБУ давали указания завести дело?

— Когда система не справляется сама с возложенной задачей и в результате формируется параллельная, новая система, и она так или иначе находится под протекцией внешних партнеров, это всегда будет приводить к усилению влияния внешних партнеров над национальной политико-правовой системой. То есть если система сама не решает внутренние проблемы, то за нее начинают решать эти проблемы, но за это же приходится платить.

Нам нужно было отказаться от влияния извне?

— Нам необходимо было обеспечивать внутренними силами противодействие коррупции таким образом, чтобы эта тема не могла использоваться, чтобы оказывать внешнее воздействие на Украину.

А у нас есть какие-то результаты борьбы с коррупцией?

— Согласно рейтингу заметного продвижения в Украине нет в этой сфере. Кроме того, граждане Украины ощущают на себе заметное усиление обыденной преступности. В целом общественное мнение страны сходится во мнении, что ситуация с коррупцией несколько ухудшилась и резко ухудшилась одновременно криминогенная ситуация. Скорее всего, те, кто ратовал за те изменения в том русле, которые позволили сформироваться нынешней системе, чтобы оправдать эту войну ведомств, они и выдвигают оправдание, что мы наблюдаем здоровую конкуренцию.

О переговорах в нормандском формате шла речь в переговорах главы МИД РФ Сергея Лаврова и главы МИД ФРГ Франка-Вальтера Штайнмайера. Они говорили о возможности возобновления диалога в нормандском формате. Также сегодня обратили внимание на заявление замглавы специальной мониторинговой миссии ОБСЕ Александра Хуга. Он сказал, что после двух лет непрекращающегося конфликта представители обеих сторон похоронили возможность контакта, ситуация в регионе остается без изменений, стороны конфликта взяли курс на дальнейшую борьбу. Минский формат себя исчерпал? Или нормандский, подразумевается как дополнение к Минску?

— Когда мы говорим о нормандском формате, мы имеем в виду консультации и переговоры в рамках четверки. Когда мы говорим о минском формате, мы имеем в виду минские соглашения номер 1 и минские соглашения номер 2. Собственно говоря, на данный момент обязующими являются для всех сторон, поставившие подписи, Минск-2. Это актуальная задача.

Однако, ратуя за возвращение к реализации минских соглашений, все-таки, на мой взгляд, глава внешнеполитического ведомства Германии несколько лукавит в том плане, что он не ставит вопроса об ответственности наших европейских партнеров за торможение процесса мирного урегулирования вокруг нашей страны. Он лишь говорит о том, что обе стороны — российская и украинская, проявляют некую бескомпромиссность. Но все-таки было бы с его точки зрения рационально и морально обосновано пройти свою половину пути и попытаться все-таки объяснить, почему же усилия европейской дипломатии до сих пор не увенчались каким-либо успехом.

А какие-то были усилия?

— Мы наблюдаем такую ситуацию, неравномерную, что ли. То есть, то мы были свидетелями такой лихорадочной, иногда вспыхивающей активности, то, в общем-то, мы не видим какой-либо заметной активизации усилий.

В чем может быть причина этого?

— Причина, я думаю, уходит корнями в гораздо более поздние времена. На мой взгляд, ответственность наших европейских партнеров состояла в том еще, что они не просчитали риски, связанные с возможной резкой эскалацией конфликтогенности вокруг украинского вопроса, когда речь шла еще о подписании ассоциации с ЕС. В принципе, на том этапе дипломатии ЕС должна была просчитать возможные риски для ЕС, поскольку возникновение очагов напряженности не только на севере Африки, но и на восточных границах ЕС — это непосредственная угроза и безопасности стран ЕС. Вместо этого, еще на том этапе, предшествующем всем драматическим событиям, которые, мы знаем, развиваются в контексте украинского вопроса. Европейские партнеры, видимо, исходили из упования на то, что как-то проблемы решатся сами собой. Этого не случилось.

Хотелось бы поговорить об антикризисном штабе по подготовке к зиме. Он заработал в Киеве. Что вы знаете об антикризисных штабах по подготовке к зиме? Это регулярное мероприятие или это новшество?

— Это нормально, когда сани готовятся с лета, но в формате антикризисного штаба — это новации. Антикризисный штаб формируют, когда возникает кризис.

Есть ли планы в КГГА, что, например, 1 июня мы начинаем делать что-то конкретное?

— Я думаю, главная проблема состоит со счетами, с блокированием, и это вызывает обеспокоенность у киевских властей. В целом общественность города очень мало осведомлена о том, чем на самом деле занимаются городские власти.

То есть вы для себя ничего не отметили из того, что нынешняя власть в Киеве сделала?

— Как столичный обыватель хочу сказать, что я для себя не могу назвать реализации каких-либо значимых проектов, с которыми бы ассоциировалась именно эта муниципальная команда. У нас возникает странная зависимость, что после воодушевляющих революционных всплесков у нас прекращается строительство станций метро и обостряется дискуссия вокруг извечной беды — метро на Троещину.

Когда мы говорим о работе антикризисного штаба, ситуация с арестами счетов наших теплоорганизаций — к чему это может привести?

— Я думаю, что нельзя рассматривать этот вопрос в отрыве от общего кризиса, в котором оказалась политико-правовая система страны. Мы сталкиваемся с системными дисфункциями. Правящий класс страны по-прежнему не справляется с возлагаемыми на него обязанностями.

Хотя, казалось бы, что главное — дороги, вода,дома утеплены, газ должен быть.

— Не совсем. Думаю, есть еще одна большая проблема. Власти Киева несут на себе обязанность поддержания государственного престижа в сфере обеспечения охраны культурного наследия Руси. Киев является сакральным центром всей Руси. Есть проблема, связанная с разрывом в материальном уровне жизни жителей столицы и жителей других регионов. У страны есть проблема, что в условиях общей дестабилизации страны Киев стал местом, куда стекаются деклассированные и криминальные элементы. Столица столкнулась с проблемой увеличения большого количества краж, разбоев и т.д. Киев был известен на протяжении нескольких десятилетий как центр высокотехнологического реального сектора, как город, в котором производили и отчасти продолжают производить ракетные комплексы, самолеты и т.д. Бессмысленно решать вопросы, когда не существует реального сектора. Это будет означать, что город будет вести паразитарное существование.

Ранее директор Украинской политконсалтинговой группы Дмитрий Разумков на 106 FM заявил, что политические факторы влияют на возбуждение уголовных дел, а серьезные расследования по лицам, которые подозреваются в коррупции, но близки к представителям действующей власти, не проводятся.

Читайте также: И вновь продолжается бой. Последний отчет миссии СММ ОБСЕ в Украине

Также стало известно, что с февраля по август 2016 года НАБУ арестовало 411 миллионов гривен, 7,5 миллионов долларов и 7 миллионов евро, но в бюджет эти деньги не вернулись. По мнению адвоката Ярослава Гришина, причина в отсутствии политической воли и бездеятельности ГПУ.

Самое читаемое
    Темы дня