наверх
29.03.202408:11
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Украина теряет транзитный потенциал, а специалисты едут работать в Иран

(обновлено: )10025312
Пока Украина теряет свой привлекательный транзитный статус, на глобальном рынке появляются новые игроки, желающие участвовать в создании новых транспортных коридоров.

Наталья Печорина, РИА Новости Украина

Альтернатива всегда приветствуется, особенно, если речь идет о маршруте доставки товаров по железным дорогам из Азии на Запад. 

Транспортные "артерии"

Инфраструктура доставки грузов по земле, морю и воздуху – это неведомое ранее достижение сделало возможным товарообмен для любой точки земного шара. И если географическая удаленность удорожает стоимость товара, то сокращение сроков доставки приводит к обратному. 

Читайте также: Станет ли ограничение транзита по Украине проблемой для российских компаний

Особенно, если средство доставки не дорогой самолет, а довольно дешевый железнодорожный вагон.

Транспортные коридоры мира сформировались в нынешнем виде около полутора веков назад. А история их становления тесно была связана с контролем за прибылью от транспортных "артерий". Например, в 1956-57 годах вокруг статуса администрации Суэцкого канала разразился международный кризис, который сопровождался военными действиями Великобритании, Франции и Израиля против Египта. 

Канал был и еще остается "воротами" товаропотока из Азиатско-Тихоокеанского региона на запад. Но в мире нет ничего постоянного, и вскоре может появиться еще один транзитный маршрут, который станет альтернативой.

Иран включается в игру

В январе нынешнего года Евросоюз заявил, что снимает с Ирана экономические и финансовые санкции, наложенные в связи с иранской ядерной программой. В тот же период стало известно о крупном контракте компании Airbus, которая планирует поставить Ирану 114 самолетов после отмены санкций. 

Но кроме закупки самолетов страна намерена включиться в амбициозный проект. В начале недели в Баку встретились президенты России, Азербайджана и Ирана Владимир Путин, Ильхам Алиев и Хасан Роухани. Среди вопросов, которые обсуждались главами трех государств, был и проект "Север-Юг" по обустройству нового транспортного коридора.  

Коридор "Север-Юг" призван соединить Северную Европу с Юго-Восточной Азией. В ходе реализации проекта будут соединены железные дороги Азербайджана, Ирана и России. На первом этапе по коридору "Север-Юг" планируется ежегодно транспортировать 5 миллионов тонн грузов, а в дальнейшем – более 10 миллионов тонн.

"Сегодня мы подписали с моим иранским коллегой Хасаном Роухани меморандум об ускорении реализации проекта "Север-Юг". Азербайджанская сторона в дальнейшем желает принять участие в финансировании данного проекта. Проект будет обсужден завтра (9 августа) на трехстороннем саммите. Я уверен, что завтра будут сделаны исторические шаги для реализации данного проекта", – цитирует президента Азербайджана агентство АПА.

А Иранский президент Хасан Роухани предложил провести следующий саммит в трехстороннем формате РФ-Иран-Азербайджан в Иране.

Конкурент Суэцкому каналу?

В чем ценность этого проекта? Если он будет реализован, то разрозненные участки железнодорожных магистралей трех государств могут быть объединены в единый транспортный коридор, который свяжет север европейского континента с южной оконечностью, вплоть до Индии, если к нему подключить и морскую "часть" перевозки. 

Неудивительно, что этот путь три государства обсуждают почти 10 лет, а возможность его реализации появилось только сейчас: в связи с политическими изменениями подвергаются пересмотру и традиционные маршруты. Вернувшийся в мировую экономику Иран пытается встроиться в сложившуюся систему; Россия заинтересована в упрочении собственного транзитного статуса, как и Азербайджан.

Эксперт в области транспорта Александр Кава считает, что проект будет прямым конкурентом Суэцкому каналу.

"Этот маршрут будет, в первую очередь, конкурентом Суэцкому каналу, поскольку сухопутный транспорт, в частности, железная дорога, гораздо быстрее, чем морской. И этот коридор будет, по сути, альтернативным вариантом доставки грузов из Азиатско-Тихоокеанского региона в направлении Европы. Но это не варианты "Шелкового пути", а доставка грузов в направлении с юга на северо-запад", – подчеркнул Кава.

При чем тут Украина?

В Иране, вернее, в части его инфраструктуры, могут сойтись экономические и финансовые интересы двух соседей, разделенных теперь политическим противостоянием. 

Как стало известно, Иран предложил Украине взяться за строительство железной дороги.  

Также иранская сторона предлагает принять участие в многомиллиардных инфраструктурных проектах. Об этом шла речь во время подписания Меморандума между Украиной и Ираном о взаимопонимании между Министерством инфраструктуры Украины и Министерством путей и городского развития Исламской Республики Иран, которое состоялось в июле. 

Согласно Меморандуму, стороны будут обмениваться опытом по строительству железнодорожной инфраструктуры. Иранская сторона предлагает Украине и совместные предприятия для выхода на рынки Персидского залива. 

Путь в Иран

Накануне глава "Укрзализныци" Войцех Балчун заявил, что около 100 украинских железнодорожников отправятся в Иран на прокладку железнодорожного пути протяженностью более 150 километров. 

"Стратегически мы создаем репутацию "Укрзализныци" для присутствия в будущих масштабных проектах, которые сейчас воплощаются Ираном. В общем Ираном сегодня ведется строительство 5 тыс. км путей и предполагается строительство еще 4 тыс. км. Рассчитываем получить свою долю на этом рынке. Для компании крайне важно принимать действенное участие в создании караванного пути Восток-Запад на иранской территории", – отметил Балчун. 

Александр Кава пояснил привлечение украинских специалистов желанием Ирана побыстрее модернизировать собственную инфраструктуру.

"Иран пытается привлекать специалистов из разных стран, с экспертизой и технологией для того, чтобы развивать свою транспортную инфраструктуру. В период, когда Иран был под санкциями, делать это было гораздо сложнее, а сейчас там начали максимально работать в этом направлении, причем, с разными странами, чтобы не зависеть ни от кого. Это и позволило украинским специалистам поучаствовать в этом процессе", – пояснил Кава.

Читайте также: "Шелковый путь" вполовину увеличит себестоимость товаров — эксперт

Эксперт также не исключил, что украинские строители будут задействованы на прокладке путей коридора "Север-Юг".

"Теоретически, это возможно. Повторюсь, но инфраструктура Ирана нуждается в развитии, там смотрят на опыт Китая. Иран — страна большая, население свыше 80 миллионов, и существующее состояние инфраструктуры абсолютно не подходит для такой динамично развивающейся страны. Потому они, получив доступ к мировым технологиям, пытаются в максимально короткие сроки восстановить пробел в своей транспортной инфраструктуре, и готовы привлекать специалистов из разных стран, чтобы сделать это максимально быстро", – подчеркнул эксперт.

Всего два года назад Украина была практически перекрестком всех торговых путей с запада на восток и с севера на юг. Большая политика привела к большим потерям в экономике: Украина запрещает у себя российские товары, а Россия ввела не только продуктовое, но и транспортное эмбарго, и, чтобы довезти груз из Украины в Казахстан через российскую территорию, требуется гораздо больше времени, усилий и затрат, чем раньше. 

А в это время в разработке находятся новые маршруты, исключающие в принципе украинскую нестабильность как зону транзита.

Самое читаемое
    Темы дня