наверх
23.04.202412:27
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Страхи, перспективы и надежды отопительного сезона 2016/2017

(обновлено: )105521
Президент Центра глобалистики "Стратегия ХХІ" Михаил Гончар в эфире радиостанции Голос Столицы заявил, что в Минэнерго игнорируют проекты энергетической стратегии государства, которые были разработаны в 2014-2015 годах.

Министерство энергетики отметило 100 дней с начала своей работы пресс-конференцией. На ней министр энергетики и угольной промышленности Игорь Насалик отчитался о своих достижениях на посту министра.

Насалик отметил, что уже сделан первый шаг к демонополизации рынка газа в Украине. На сегодняшний день создана рабочая группа, которая занимается передачей "Укртрансгаза" — как независимой системы снабжения — министерству энергетики и угля.

Что удалось сделать министру энергетики за 100 дней работы, в эфире радиостанции Голос Столицы проанализировал Михаил Гончар — президент Центра глобалистики "Стратегия ХХІ".

Насколько успешной была деятельность министра энергетики за эти сто дней работы?

— Достаточно сложно подвести  итоги ста дней работы, так  как заявлений и деклараций  прозвучало немало. Достижения довольно  скромные — да они и не  могут быть большими. Возникает, например, вопрос: "Нафтогаз" теперь  где находится? Мы его воспринимаем  как часть, которая находится в ведении Минэнерго. Но теперь мы узнаем, что он больше в компетенции Минэкономики.

Действительно ли глава "Нафтогаза" виноват в бизнес-просчете в тридцать долларов за тысячу кубов при закачке газа в ПХГ?

— "Нафтогаз" по определению является государственной, но коммерческой структурой. В его работе, конечно, могут быть некоторые просчеты, но я думаю, что в этом случае имеет место определенная интерпретация фактов со стороны Насалика, потому что если мы посмотрим на спотовый рынок газа в Европе, то он традиционно очень изменчив. Например, сейчас тенденция идет к снижению цены на газ, а тренд повышения цены имел место в июне.

Сейчас просто есть возможность у Насалика "забросить" что-то Коболеву, чем он и воспользовался. Но к нему тоже возникает несколько вопросов, как и к общей системе государственного управления. Если ты, министр, видел, что что-то делается не так, то ты должен на это повлиять, чтобы изменить эту, на твой взгляд, порочную тенденцию. А этого он сделать не может, потому что в рамках той системы распределения компетенции, которая сейчас есть, повлиять на "Нафтогаз" практически невозможно. И в этих обстоятельствах возникает много вопросов к тому, что подготовка, например, к следующему отопительному сезону довольно мало будет зависеть от потуг, которые осуществляются в Минэнерго.

Почему у Минэнерго мало полномочий для подготовки к отопительному сезону?

— Потому что в условиях фрагментации энергосектора, растяжения его по олигархическим империям, получается таким образом, что каждая из этих олигархических  империй готовится сама по  себе, исходя из чисто коммерческих  мотивов. И министерство часто  не в состоянии провести то, что мы называем государственной политикой. Если сейчас речь идет о том, что снова мы будем привязываться к угольному сценарию развития энергетики, то это путь в никуда. Сейчас мы снова видим, что министерство уделяет внимание угольному сектору. Это вполне понятно, учитывая ту ситуацию, которую мы имеем по антрацитовым маркам угля. Но если предшественники не делали этого перехода на газовую группу угля, только сейчас это начали, то очевидно, что быстро что-то сделать невозможно. Поэтому будет вся надежда на атомную энергетику.

Но АЭС только до 50% потребности в энергии смогут удовлетворить?

— Правильно, это базовая генерация, но которая зимой играет важнейшую роль. Почти 56% производства  общего электроэнергии в прошлом году было именно от АЭС. И я думаю, что в этом году мы точно так же должны пройти зимний сезон. Но мне кажется, что есть определенная диспропорция: повышенное внимание к угольному сектору, где, учитывая те события, которые происходят на Востоке, делается безумный бизнес на этом. Но не уделяется должное внимание атомному сектору энергетики, хотя он вытягивает на себе практически третий зимний сезон подряд.

И в этом контексте мне кажется, что ситуация вокруг "Энергоатома", который практически полгода был связан по рукам и ногам, недопустима в будущем. Также важно, чтобы министерство попыталось разработать новую энергетическую стратегию Украины. И там ситуация остается довольно непонятной, поскольку мы не видим ни прозрачного тендера, ни выбора исполнителя, зато идут предложения и рассматриваются какие-то проекты наработок. Это в то время, когда были разработаны два проекта энергетической стратегии в 2014-2015 годах — и они где-то лежат в министерстве и не рассматриваются.

К слову, генеральный директор центра исследований энергетики Александр Харченко согласен с мнением премьер-министра Украины Владимира Гройсмана о том, что уже через несколько лет тарифы на коммунальные услуги могут быть снижены.

Ранее председатель парламентского подкомитета по вопросам энергосбережения Алексей Рябчин высказал мнение, что инициатива вице-премьер-министра Геннадия Зубко - создание Фонда энергоэффективности является положительной, но только в комплексе с другими мероприятиями и новым законодательством.

Самое читаемое
    Темы дня