наверх
25.04.202414:23
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Сто дней Кабмина Гройсмана: полный стабилизец

Сто дней правительства Гройсмана (33)

(обновлено: )3598143
Работа правительства под руководством Владимира Гройсмана оказалась хуже, чем результаты у его "папередника" Арсения Яценюка. За прошедшие 100 дней в кресле премьера экс-мэр Винницы потерял 20% поддержки и в два раза повысил тарифы на газ.

Наталья Печорина, РИА Новости Украина

Все достижения правительства под руководством Владимира Гройсмана за первые 100 дней "руления" можно свести к одному — где-то в коридорах власти потерялся инстинкт самосохранения. Так не бояться народного возмущения до него никто не рисковал. Это чувство даже Яценюку не дало повысить тарифы на газ до обещанных в меморандуме с МВФ. А Владимир Гройсман чуть ли не в первую неделю премьерства взял и повысил. Даже больше, чем обещал перед этим Яценюк.

К сожалению, это, далеко не первое и поэтому слишком болезненное двойное повышение всех тарифов, может привести к досрочным парламентским выборам, отмечали эксперты на пресс-конференции на тему "Сто дней правительства Гройсмана. Итоги и перспективы", которая состоялась в РИА Новости Украина.

Ожидания от работы Гройсмана в должности премьера оказались слишком завышенными. От него ждали не продолжения оголтелой политики Яценюка-Яресько в духе беспрекословного выполнения всех требований МВФ, а более ответственного отношения к населению. Все-таки, мэр довольно крупного областного центра, который знает не понаслышке о взаимоотношениях регионов с центром, о трудностях глубинки и т. д.

Три месяца во главе исполнительной власти показали, что правительство Гройсмана слабое и мало что решает.

"Оценивать деятельность правительства Гройсмана по пятибальной системе можно только на три с минусом. И три я ставлю только потому, что не допущен более глубокий провал… Это — слабое правительство, децентрализованное правительство, разделенное на группы влияния. Это — развал коалиции, это падение рейтингов поддержки правительства", — заявил директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник.

Эксперт напомнил, что во время смены правительства уровень поддержки Гройсмана составлял 35,4%, а в настоящее время снизился в два раза, до 15%.

"За 100 дней — минус 20% рейтинга, поддержки. Это — чистые потери этого правительства", — добавил Бортник.

В свою очередь руководитель аналитического Центра "Третий сектор", политолог Андрей Золотарев заявил: "Узнав, что его правительство поддерживает 1% украинцев, премьер заявил, что сделает все, чтобы этот процент украинцев жил как можно лучше".

"Правительство Гройсмана безоговорочно поддерживают только 2% украинцев. Безусловно, это антирекорд. Правительство Арсения Яценюка, аккумулировав весь возможный негатив, не могло не уйти в отставку. Оно стало, как теперь модно говорить, "токсичным", - отметил политолог.

По словам Золотарева, после Яценюка было две альтернативы.

"Или продолжение реформ Яценюка, может, еще радикальнее, в лице министра финансов Наталии Энн Яресько (ее назначение на пост премьера) или в качестве альтернативы видели Гройсмана. Главный смысл прихода его в правительство заключался в амортизации этого радикального реформаторского курса, внесении системности в государственную политику, снижении социального напряжения. В этом был основной смысл прихода в правительство Владимира Гройсмана. Спустя 100 дней ни по одному из этих показателей позитивных результатов достигнуто не было… Ситуация выглядит как стабилизец", — подчеркнул Золотарев.

Проваленный PR

Сразу после назначения на должность премьер-министра Гройсман пообещал снизить цены на лекарства с помощью упрощения процедуры регистрации лекарственных препаратов. Кроме того, он обещал отменить действительно унизительный налог на пенсии, обеспечить ремонт дорог и т. д.

Как отметил Руслан Бортник, ряд вопросов, вынесенных в качестве пиар-флагов правительства, остались без выполнения.

"Правительство говорит о дерегуляции лицензирования лекарственных средств, но это не привело к снижению цен на лекарства. Это достаточно сомнительный успех. Кроме законодательных изменений нужен контроль над тем, как пользуются этими изменениями. Если мы говорим об отмене налогообложения пенсий, которое правительство тоже выносило на флаг, то здесь тоже частичный эффект. Все пенсии выше 1695 гривен и пенсии работающих пенсионеров продолжают облагаться 15% налога. Но правительство тихонечко об этом молчит. Дороги, которые обещал нам премьер — в регионах никаких изменений нет, как нет и денег, которые обещали привлечь на ремонт дорог", - констатировал политолог.

Он также отметил, что в программе правительства, которая дала ему парламентский иммунитет на год,  нет ни одной цифры, кроме нумерациии страниц.

"План действий правительства на 2016 году — 200-страничный документ, но 80% задач этого плана, их выполнение перенесено на третий — четвертый квартал, и оценивать их выполнение еще рано. Я думаю, это делалось сознательно, чтобы в конце года что-то другое затмило оценку выполнения программы", - добавил Бортник.

Есть такое слово — макроэкономика

Макроэкономика — это сложное понятие, и, к сожалению, премьер-министр Украины пока так и не разобрался, "с чем его едят".

Экономический эксперт Степанюк подчеркнул, что свою деятельность правительство Гройсмана начало с крупного провала.

"Установление необоснованных монопольных цен на энергоносители — это провал на макроэкономическом уровне. Просто Гройсман не знает такого слова, макроэкономика. Энергоносители входят в стоимость любого товара, любой услуги. Рост тарифов уменьшает потребительский рынок внутри страны. Это все тормозит экономическое развитие. Первое решение правительства было абсолютно провальным", — подчеркнул Степанюк.

По его словам, все прогнозы на развитие экономики взяты из оценок предыдущего Кабмина.

"Они их буквально подкорректировали на десятые доли процента… Почему-то гордятся тем, что на следующий год рост ВВП будет 3%. Но в условиях Украины рост ВВП в 1,5% — это статистическая погрешность. И когда другие страны будут расти на 4 — 5%, то наш рост в 3% — это дальнейшее отставание от цивилизованного мира", — добавил эксперт.

Однако именно в деятельности правительства содержится и ответ на вопрос, почему запаздывает транш МВФ.

"Конкурс по ОПЗ был отменен. Всем известно, что при продаже бизнеса нужно позаботиться об отсутствии отягощающих моментов, тогда можно за него выручить максимальную цену. К Одесскому припортовому заводу имеют претензии Коломойский и Фирташ, и пока они не будут сняты, странно выставлять объект на продажу", — напомнил эксперт.

"Правительство не смогло нормально продать привлекательный объект. Оценка деятельности правительства — это непоступление денег МВФ. Это — индикативный маячок, что правительство не в состоянии выполнить волю хозяев не потому, что не хочет, а потому, что не может ввиду своих профессиональных качеств", — констатировал Степанюк.

Кабмин как рыночный проект

Ответ на вопрос, почему ситуация с Кабмином именно такая, а не лучше, лежит в далеком прошлом. Если "университеты" постигаются на винницком рынке, то и уровень, и представления о жизни — оттуда.

По словам Андрея Золотарева, структура распределения влияния в Кабмине напоминает систему управления базаром.

"Эта уродливая концессия (распределения влияния) напоминает систему управления базаром. Возможно, тут сказывается рыночный опыт нашего премьера, те "университеты", где он проходил обучение. Я уже не раз говорил, что он — в прямом и переносном смысле — продукт большого базара, в данном случае — винницкого", — заявил Золотарев.

Политолог рассказал, что имел возможность наблюдать, как уголовные авторитеты делили крупный рынок большого города. Каждому выдавалось под контроль несколько рядов, в зависимости от "веса" претендента.

"Подобным образом у нас разделено правительство. Можем говорить о теневом премьере Авакове, без которого не принимается ни одно значимое решение", — добавил политолог.

В то же время срок жизни правительства может быть скорректирован отопительным сезоном.

"Если зима придет рано, то достаточного количества газа в хранилища закачать не удастся. С другой стороны, при таком падении промышленного производства, газа, может, и нужно будет меньше. Основной вызов — это неплатежи за коммуналку, неплатежи за газ и возможное банкротство предприятий отрасли", - считает Степанюк.

"Не нужно забывать, что в США будут осенью выборы, и Украина останется без внешнего кураторства. На этом фоне политические страсти могут разыграться самым непредсказуемым образом. Все-таки более-менее какой-то порядок в государстве держится на том, что США являются внешним куратором украинской власти. Если его не станет, а его не станет где-то в конце осени, и опять он появится весной, то эти три месяца будут очень интересными в плане политических и экономических событий", — добавил эксперт.

Андрей Золотарев при этом отметил позицию Ассоциации городов Украины и решения местных советов ряда городов ввести мораторий на повышение тарифов.

"В июле в Одессе собиралась Ассоциация городов Украины. Обратите внимание, как жестко выступили против политики правительства мэры… Они прекрасно понимают, что их окна полетят камни, к ним пойдут разъяренные люди требовать справедливости. Они не хотят оказаться заложниками ситуации. (Проблема) Не в мифических сепаратистах или в мифической руке Медведчука, а  в неспособности правительства, в доминировании в украинской политике партии войны, в насаждаемой атмосфере ненависти. Это дает гремучий коктейль, который способен взорвать ситуацию и страну", — прогнозирует политолог.

По мнению Руслана Бортника, местные советы не хотят отвечать за правительственную политику в части тарифов своими рейтингами, своей поддержкой.

"Экономические факторы будут формировать полномасштабный политико-экономический кризис в Украине. Из него есть разные пути выхода. Правительство может поменять свою политику, перейти от жесткого монетаризма к количественному смягчению, но это вызовет конфликт с западными партнерами. С другой стороны, возможно политическое разрешение кризиса в виде досрочных парламентских выборов, формирования нового правительства, новой широкой коалиции, принятие новой конституции или проведение референдума по широкому спектру политических вопросов… В принципе, поле для маневра еще есть, но оно есть у президента, и его нет у правительства… Если на осень продлится нынешний тренд, то я не исключаю, что правительство может не дожить до следующего апреля и может уйти в отставку уже зимой 2016 — 2017 гг.", — подчеркнул Бортник.

Правительство Гройсмана, вероятно, останется в истории Украины то ли техническим, то ли таким, которое не смогло подготовиться к отопительному сезону. Развязка в установлении этого термина приближается.

Самое читаемое
    Темы дня