наверх
25.04.202419:51
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Главные за вчера: новая оппозиция, коррупция и Гройсман, премьер Мэй

(обновлено: )703
В Раде сформировалась "объединенная оппозиция", премьер поручил предоставить предложение по ликвидации коррупции в министерствах, Кабмин уволил первого замминистра социальной политики Василия Шевченко. События комментирует Ярослав Павловский.

В парламенте сформировалась "объединенная оппозиция" в составе фракций "Батькивщина" и "Оппозиционный блок", которые не голосуют за важные законы. Об этом заявил журналистам глава фракции "Народный фронт" Максим Бурбак.

Глава правительства Владимир Гройсман поручил всем министрам предоставить конкретные предложения по ликвидации коррупции в их ведомствах. Результаты проделанной работы в Кабмине подведут 9 декабря, когда отмечается международный день борьбы с коррупцией.

Владислава Рутицкая завершает работу в должности замминистра аграрной политики и продовольствия Украины по вопросам европейской интеграции. Но продолжит работать в качестве советника министра. И сегодня же Кабмин уволил первого замминистра социальной политики Василия Шевченко.

Тереза Мэй. Справка

Министр внутренних дел и новая "железная леди" туманного Альбиона Тереза Мэй официально стала премьер-министром.

Эти и другие важные темы в эфире радиостанции Голос Столицы прокомментировал директор института информационного общества Ярослав Павловский.

Максим Бурбак сегодня заявил, что в составе фракции "Батькивщина" и Оппоблок, которые не голосуют за важные законы, в парламенте сформировалась "объединенная оппозиция". Сейчас господин Бурбак серьезен? Официально у нас образовалась "объединенная оппозиция"? И что нужно для того, чтобы появилась официальная оппозиция?

— На самом деле у нас, какая коалиция, такая и оппозиция. Коалиция делает вид, что они существуют на самом деле, голосуют результативно, а оппозиция делает вид, что они блокируют, имитируя какие-то протестные акции, сидения, лежания возле трибуны ВР. Заявление Бурбака — это попытка показать хорошую мину при плохой игре, потому что де-факто никакой коалиции нет, вчерашнее голосование — это некая ревизия старых ценностей. Все понимают, что нет этого большинства, нет даже возле 30% депутатов в ВР, и вчерашнее голосование — это результат просто манипуляций и того, что закрывают глаза на эти голосования за других людей. Поэтому на самом деле никакого ни большинства, ни оппозиции нет. Что касается объединенной оппозиции, то было озвучено недавно заявление "Оппозиционного блока", что они готовы сложить мандаты, чтобы инициировать перевыборы ВР. Для того, чтобы на самом деле инициировать, им нужно собрать 150 таких сданных мандатов. А их у них нет, и говорят о том, что якобы могут договориться с Ляшко и Тимошенко. Ляшко заявил, что он не будет, хотя на самом деле он заинтересован в перевыборах, а Тимошенко отмолчалась. Соответственно, Бурбак просто использовал это ситуативное стечение обстоятельств, чтобы выскочить на поле и сказать ему: сам дурак.

Кто заинтересован в перевыборах, кроме "Оппозиционного блока"? Вы сказали, что Ляшко тоже был бы не против.

— В перевыборах заинтересованно очень много политиков, которые находятся и в ВР, и вне ВР. Больше всего заинтересованы в перевыборах три политические фракции: "Оппозиционного блока", "Батькивщины" и РП. И на сегодня мало заинтересована "Самопомич", но у них также хороший электоральный потенциал, больший, чем на сегодняшний момент. Не заинтересованы в перевыборах в ВР прежде всего "Народный фронт", потому что даже после длительного времени после отставки Яценюка, они не смогли восстановить свой электоральный потенциал. И существенно уменьшен электоральный потенциал БПП. Поэтому эти политические силы не заинтересованы в перевыборах. Кроме того, серьезный электоральный потенциал есть и у "Свободы", и также есть очень интересные новые проекты, которые в одиночку не имеют серьезных перспектив, а в случае объединения, и еще под одного серьезного, достаточно харизматичного лидера, они также будут иметь серьезный электоральный потенциал. Я имею в виду ДемАльянс обновленный, с нашими еврооптимистами, и партию грузинских прокуроров. В случае, если эти партии объединятся под руководством Саакашвили, то вполне можно говорить о том, что они также будут преодолевать избирательный барьер и могут претендовать на создание новой фракции.

А они до сих пор не объединяются, потому что в этом нет необходимости?

— Как мне известно, там вообще очень странная ситуация. Я знаю, что с момента декларирования Саакашвили собственных украинских политических амбиций, вокруг него было создано несколько центров принятия решений, в том числе несколько центров создания партий под него. И очевидно, что сейчас мы наблюдаем раскол этих центров, оба центра претендовали на сотрудничество с Саакашвили, единственное что следует понимать, что например в этом ДемАльянсе, обновленном за счет еврооптимистов, нет единодушного понимания к сотрудничеству с Саакашвили. И единственным адвокатом этой идеи остается Сергей Лещенко.

На сегодняшнем заседании Кабмина премьер поручил министрам представить предложение о ликвидации коррупции в их ведомствах, чтобы каждый министр предоставил 3-5 направлений, где высокие коррупционные риски, и предложил таким образом эти риски минимизировать или ликвидировать. Итоги будет подводить 9 декабря. То есть в министерствах коррупция все-таки есть?

— Как он может такое говорить? Конечно же, нет. Просто Гройсман, несмотря на свой молодой возраст, человек старой закалки. У нас всегда была попытка путем разнарядки бороться с негативными явлениями. На самом деле, к сожалению, очень большая составляющая деятельности украинской власти, в том числе команды Гройсмана, — это попытки и имитация настоящей работы, в том числе и борьбы с коррупцией. Борьба с коррупцией необычайно востребована в обществе, это одна из самых актуальных тем.

 Она не затаскана еще? Потому что скоро будет аллергия на некоторые слова, "реформы" например.

— Реформы – это уже есть аллергия, потому что реформы – это социально неблагоприятное явление у социального избирателя. Оно ассоциируется с какими-то ущемлениями. Реформы, если стоило проводить, то стоило проводить быстро, болезненно. Но слова "борьба с коррупцией" — это тот золотой унитаз, с которым еще будут бегать в обществе и оппозиция, и власть украинская, периодически кого-то арестовывая, сдавая, разнарядки выписывая. Надо выходить к избирателями с какими-то лозунгами, с какими-то реляциями, с позитивами и вот Гройсман пытается это сделать.

А если все-таки министры серьезно воспримут это поручения и в вертикали своего подчинения что-то найдут и скажут: ребята, давайте жить честно. Возможно такое?

— Возможно. Кто ж не верит в чудеса? Я вас уверяю, будут какие-то громкие дела, может, какие-то посадки, мы увидим. Нужно понимать, что сейчас происходит некоторый передел власти, потому что в Кабмин пришли новые люди. Какое-то время им потребовалось, чтобы понять, где деньги зарыты, где их нужно разрывать, и это очень хороший предлог, чтобы инициировать громкие коррупционные скандалы, чтобы обменять одних людей в схемах на других людей в схемах, чтобы переориентировать на другие потоки.

У нас коррупционные риски связаны с чиновничьим аппаратом. Можно ли говорить, что сокращение регуляторной функции чиновников, чиновничьего надзора поможет нам избавляться от коррупционных рисков?

— Дело в том, что как раз регуляторная функция предусматривает отсутствие административного влияния чиновников, то есть усилив регуляторный механизм на отдельных рынках экономики, власть как раз борется с административным беспределов чиновником. Поэтому сущность всей либерализации рынков любых – телекоммуникации, энергетики, транспорта — как раз введение исключительно регуляторных механизмов. Это первый момент. Второй момент: сущность коррупции – это наличие серьезных политических посредников, которые каждый раз завышают стоимость посреднических услуг, убирая таких чиновников, государство оптимизирует свои затраты. Таким образом, их можно убрать. Полностью, конечно же, мы не уберем, но есть давно придуманный механизм, который 20 лет работает в других странах – это механизм электронного управления. Он приводит к сокращению количества чиновников, он приводит к сокращению финансирования бюрократического аппарата, а главное – он полностью минимизирует посредничество, то есть работает без коррупционной прослойки. То, что они говорят о едином окне, это и есть свидетельство такого электронного управления.

Сегодня стало известно о том, что Владислава Рутицкая завершает работу в должности замминистра аграрной политики и продовольствия Украины по вопросам европейской интеграции. Но продолжит работать в качестве советника министра, руководителя проектов, которые защищают украинских производителей на иностранных рынках. И сегодня же Кабмин уволил первого замминистра социальной политики Василия Шевченко. Вот почему-то у нас люди, которые раньше работали замами, и т.д., все чаще начали попадать в эту когорту советников. Она более удобна?

— Зависит от силы влияния, как самого министра, так и вот этих гипотетических советников. По большому счету, конечно же, формальная позиция замминистра более весома. Для некоторых уход на позицию советника, это отставка, в большинстве случаев. В случае с Рутицкой, я не думаю, что это явный пример ухода в небытие. Потому что, во-первых, её компетенция замминистра была достаточно формальна, потому что она занималась вопросами евроинтеграции. На проекты, которые занимаются поддержкой украинских товаропроизводителей в контексте евроинтеграции, выделяются международные европейские гранты, до ста миллионов евро выделяется на ряд этих проектов, и очевидно, она сейчас будет заниматься именно этим направлением. Поэтому тут еще вопрос: ушла она в отставку или наоборот, пошла на повышение.

Что касается ситуации в Минсоцполитики, там более-менее все понятно, потому что пришел новый министр абсолютно не интегрированный ранее в эту систему власти, министр достаточно амбициозный, Рева очень близкий к премьер-министру Гройсману. При этом в Кабмине остаются два вице-премьера, которые так или иначе считают себя крупными специалистами в области социальной политики: бывший министр соцполитики Розенко, он действительно хороший специалист в этой области, и господин Кириленко, который тоже ранее был министром соцполитики. И при всем при этом у нас сформировался такой треугольник: Гройсман вместе с Ревой, Кириленко и Розенко. И Минсоцполитики в какой-то растяжке между ними находится… Я думаю что формально они найдут какие-то механизмы сотрудничества, и не будут допускать публичных моментов, кроме того что при формировании нового Кабмина Гройсмана самой ожидаемой отставкой была отставка Кириленко. Она не состоялась, но очевидно, что его позиции были не усилены, как минимум.

Смотрите также: Фотоитоги 13 июля: митинг в Киеве, авария в Италии, блокирование польской делегации в Одессе

Что касается Шевченко, надо понимать, что недавно была достаточно серьезная стычка между общественными организациями и чиновниками Минсоцполитики, очевидно, что Шевченко сделали крайним, потому что, кроме самого Шевченко, в этой стычке принимал участие и новоназначенный министр Рева. Но министр не может быть крайним, поэтому крайним назначили Шевченко. В этом контексте можно вспомнить отставку замминистра экономразвития, Юлия Клименко тоже подала в отставку, поэтому тут тоже есть свои вопросы, вследствие того, что новое руководство Кабмина начинает какую-то подчистку, я бы сказал. И она будет не последней, будет еще ряд очень интересных отставок, уходов, в Минтрансе, ну и в других денежных организациях, госпредприятиях, которые находятся в подчинении министерств и ведомств. Поэтому процесс только начался, очевидно, что новые чиновники, топ-чиновники, они присмотрелись и начинают действовать.

Что вы можете рассказать о Терезе Мэй? Что говорят политологи, кроме того, что она достаточно жесткий человек?

— Человек, который возглавлял МВС, это человек, который претендует, как минимум, на позицию второй Маргарет Тэтчер в том смысле, что она имеет понимание о сущности противостояния политического, о необходимости политической консолидации в канун Brexit, и именно она сказала фразу "выходим, так выходим". Многие британские политики отказывались быть в команде людей, реализующих программу Brexit. Мэй не отказалась и становится флагманом этого процесса.

Королева Великобритании назначила уже Терезу Мэй премьером.

— Не знаю, поздравлять британцев или нет, им хуже не будет, чем нам. Но Британия и Европа входит в новую эпоху.

Это эпоха сближения или отдаления с ЕС?

— По моему мнению, последние политические риски, которые обострились в мире, они засвидетельствовали слабость некоторых институтов, в том числе и ЕС. Многие эксперты говорили, что ЕС нужно реформировать кардинально и радикально. Все говорили о том, что ЕС будет реформироваться, и выход одной из сильных в политическом и экономическом плане стран ЕС приведет к его реформированию. Реформы будут кардинальные. В ближайшее время в Британии будут сложности экономические, связанные с тем, что рынок будет реагировать.

Смотрите также: Тереза Мэй потерялась на Даунинг-стрит

Вступление Мэй на отношениях Украины и Британии отразится?

— Я не большой специалист в британской политике, но то, что я знаю, она занималась борьбой с отмыванием денег коррупционных. У нас сегодня это одна из ключевых проблем, она готова помогать, это большой плюс. Она демонстрировала склонность к усилению санкций против России. Британия в ЕС была одним из самых сильных союзников, мы еще не успели ее так сильно утомить, как утомили, наверное, немцев, поэтому нам это в минус не сыграет.

Парламентский корреспондент Голоса Столицы Снежана Гришина сообщила, что на 14 июля среди депутатов объявлена "полная мобилизация", поскольку на повестку дня могут вынести голосование о спецконфискации, реформу ВР и доукомплектование совета НБУ. 

Ранее политолог Алексей Якубин в эфире радиостанции пояснил, почему блокирование парламентской трибуны выгодно президенту, коалиции и даже оппозиционерам, а также провел параллель между этим процессом и приездом госсекретаря США Джона Керри.

Самое читаемое
    Темы дня