наверх
28.03.202411:09
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Проспект Бандеры, заморозка тарифов и кризис ЕС. Эксперт о главном за вчера

На металлолом. Украина против советских памятников. (688)

(обновлено: )212514
Депутаты Киевсовета переименовали Московский проспект в проспект Степана Бандеры, НАБУ проводит обыски у адвокатов, в Украину прибыл госсекретарь США Джон Керри.

Депутаты Киевсовета в четверг поддержали предложение переименовать Московский проспект в Киеве в проспект Степана Бандеры.

Детективы НАБУ провели 21 обыск в рамках расследования дела Александра Онищенко. Изъяли компьютерную технику, флеш-накопители, жесткие диски, телефоны, документы. Были проведены следственные мероприятия у адвокатов нардепа.

Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект о внесении изменений в закон о государственной службе, согласно которому полномочия президента в этой сфере существенно расширяются.

Государственный секретарь США Джон Керри прибыл в Украину. В ходе визита Керри провел переговоры с президентом Украины Петром Порошенко. В частности, госсекретарь США сообщил, что Штаты продолжат поддерживать Украину и дадут дополнительные 23 миллиона долларов на гуманитарную помощь.

Эти и другие важные темы в эфире радиостанции Голос Столицы политический эксперт Агентства моделирования ситуаций Валерий Гончарук.

Киевсовет переименовал Московский проспект в проспект Степана Бандеры. Как вы относитесь к такому переименованию, и к тенденции давать улицам, городам новые названия с тем или иным историческим подтекстом?

— Надо понимать, что процесс декоммунизации имеет объективный характер, но мы так же понимаем: то, что переименовали Московский проспект на имени Степана Бандеры, наверное, "Московский" здесь ключевое слово. Потому что два-три года назад вопрос так не стоял.

И очевидно, что сейчас достаточно сильно и болезненно этот вопрос воспринимается, все что связано с Россией, с коммунистическими этими символами. Сейчас такой расклад политических сил в Киевсовете, что запрещена КПУ, "Оппозиционный блок" не преодолел барьер в 5%, и там, фактически, политические силы, представлены в более или менее одном идеологическом спектре. И именно поэтому такое было достаточно единогласное голосование.

Но так же надо вспомнить, что Киевсовет сделал приятное киевлянам: наложил мораторий на тарифы, которые объявлены с 1 июля. Мы также не уверены, что это решение по итогам сессии Киевсовета вступит в действие, поскольку тарифная политика не определяется местными советами.

Но у нас будет достаточно жаркая осень, поскольку если уж местные советы начали накладывать мораторий, это значит, что этот вопрос является весьма актуальным. Наверное то, что мы говорим о переименовании, это только проблема в том, что мы об этом говорим.

В целом по стране, какой процент нейтрально-исторических названий принимается?

— Здесь этот спектр зависит от региона, потому что, поверьте мне, что ни на востоке, ни на юге Украины нет названий с историческими деятелями, которые могут неоднозначно восприниматься именно в этом регионе. Потому что Киев, несмотря даже на его поликультурнисть, здесь были достаточно сильны национально-ориентированные традиции, еще с 80-ых, с конца 90-ых годов, и, по сути, это ядро осталось.

Но еще раз скажу, что это политическое решение, здесь не следует усматривать какие-то хозяйственные решения.

По мораторию: сработает ли он?

— Проблема в чем состоит? Потому что ни городской совет и не КГГА те же субсидии предоставляет. То есть определенные компенсации. Но то, что местный совет устанавливает мораторий на решение Кабмина, оно выглядит несколько несерьезно и здесь много политики.

Другой вопрос, что, наверное, и мэр, и в целом администрация должны сказать: а что вы сделали для того, чтобы оптимизировать эти тарифы, чтобы они были для киевлян более доступными и для того, чтобы мы имели качественные услуги?

Обыски адвокатов по делу Онищенко вызвали широкий резонанс как среди адвокатов, так и в Генпрокуратуре. В этих обысках чего больше — криминала, политики, бизнеса?

— По той информации, которой я располагаю, они так называются адвокатами, но они были задействованы в этих схемах по поставкам газа.

Повод обыска был не потому, что они адвокаты, а потому, что являются фигурантами дела. Но я не отмечал бы, у кого персонально провели эти обыски, потому что здесь надо смотреть общую ситуацию, поскольку Луценко сказал сегодня, что еще одно достаточно громкое дело будет уже по Злочевскому. И мы тогда говорим о том, что происходит, очевидно, зачистка всего этого газового рынка в пределах Украины.

Зачистка — это в смысле прекращение деятельности? Или это передел, переход компании из рук в руки?

— Зачистка поля. Другой вопрос, для кого это поле зачищается. Первыми были такие впечатления, что это персонально представители, которые являются приближенными к власти, для себя зачищают, то есть на старые схемы хотят выйти новые люди.

Но сейчас я не исключаю того варианта, что зачистка может быть, например, в пользу того же иностранного, в частности американского инвестора, потому что американцы еще при Януковиче стремились прийти сюда в газодобывающий бизнес. Заходили сюда Shell, другие компании, были планы по сланцевому газу. Они не были реализованы. Но я не исключаю того, что происходит масштабная зачистка всего поля для того, чтобы сюда пришли на те месторождения другие люди. Но тенденция очевидна.

Здесь уже не говорим о персональном деле Онищенко, здесь уже добавляется Злочевский. Я убежден, что все, кто сейчас в том бизнесе, должны достаточно сильно беспокоиться. И опять же, я бы не упрощал, что это исключительно делается под персонально президента или его ближайшее окружение.

Здесь ситуация гораздо сложнее, потому что два года, с 2014-го, ситуация, которая была на газовом поле, она более или менее всех устраивала. Тот же Онищенко много договоров получил уже после 2014, 2015 года.

То есть это свежие сделки?

— Абсолютно. На определенном этапе эта ситуация перестала устраивать. Керри говорил о каких-то иностранных инвестициях, о какой-то приватизации. Хотя, по большому счету, что здесь можно приватизировать, мы только можем догадываться. Я не исключаю, что эти события, которые происходят именно на ниве газодобычи и распределения газа связаны с этим.

Эти пертурбации в газовом бизнесе могут ситуацию повернуть таким образом, что Украина сможет себя обеспечивать своим не самым дорогим газом? Или мы просто увидим смену лиц?

— Почему мы думаем, что сейчас Украина не может себя обеспечивать? В чем проблема этой сферы была? В том, что государство, а оно фактически качает этот газ, вкладывает определенные средства, так же, как производит электроэнергию. Не частный же производитель, у нас нет, как, например, в Армении, где есть частные электростанции, которые продают свою электроэнергию.

У нас совершенно другая ситуация. У нас все делает государство. Но есть посредники, которые зарабатывают на этом, и они особенно не вкладываются в эту сферу. Совершенно очевидно, что если будут вкладываться, мы можем нарастить достаточно мощную.

ВР намерена усилить влияние президента на госслужбу. Что скажете об этом законопроекте? Почему нашлись как его сторонники, так и противники?

— Это несколько преувеличено, там узурпация сама по себе не предполагается, здесь все зависит от того, какой мы придерживаемся в целом позиции. А по сути, за этим законопроектом основной вес в назначении этих руководителей местных госадминистраций отводится президенту в каком смысле?

Именно президент имеет возможность создавать соответствующую независимую комиссию, и она должна выбирать кандидатуры, кто будет. Конституция определяет таким образом, что Кабмин предлагает всех представителей этих руководителей ОГА на рассмотрение президенту и президент их утверждает. То есть все равно президент имеет решающее слово, назначает тех, кого считает целесообразным.

Вот когда назначает и президент, и Кабмин, там уже могут появляться достаточно серьезные проблемы. Тем более, что на самом деле мы не рассматриваем такую проблему, когда у нас президент представляет одну политическую силу, а в парламенте он не имеет большинства. И правительство формирует фактически оппозиционные к нему политические силы.

Фактически такая ситуация может быть?

— Да, абсолютно, потому что у нас же выборы не коррелируются. И получается так, что Кабмин предлагает представителя противоположной политической силы президенту, мы помним, какие нас были серьезные разногласия на уровне ПР и всех остальных, а этот представитель не утверждается, потому что они антагонисты. И понятно, что это ситуация абсолютно неверна.

На самом деле этот закон сам по себе не приведет ни к какой узурпации, и его надо рассматривать в целом, в контексте конституционной реформы в контексте децентрализации власти. А на самом деле там какого-то логического завершения нет.

А что насчет изменений в плане срока полномочий глав местных госадминистраций? Их предлагают приравнять к сроку президента Украины.

— Честно говоря, я не понимаю этой логики, потому что, например, чем отличается тот же избранный президент или те же депутаты? Они имеют ограниченные сроки своего представительства. То есть они избираются на четыре или на пять лет.

К президенту есть требования, что это не более чем два срока подряд, чтобы не было узурпации власти. Но руководители этих госадминистраций, они не являются избранными лицами. Они назначаются. Мы же не анализируем, сколько Меркель как премьер сроков занимает. Она имеет поддержку парламента, она может назначаться бесконечно. Поэтому относительно назначенных лиц устанавливать такие жесткие сроки — это не совсем целесообразно.

У нас побывал Джон Керри. К нам он прибыл из Грузии, где, насколько я понимаю, проводил подготовительные работы накануне саммита?

— Ситуация в Грузии несколько отличается, поэтому там Керри достаточно четко сказал о военном сотрудничестве, о предоставлении определенного вооружения, о совместных учениях, которые будут происходить. В Украине, насколько я понимаю, такого разговора не было.

Обама заканчивает свой срок полномочий, очевидно, что Керри также пойдет вместе с ним, и Обама идет для нас на негативной ноте, потому что всем понятно, что до ноября или до января следующего года вопрос с конфликтом не будет разрешен, что Минские соглашения так и не сработали.

Хотя, с формальной точки зрения, Обама там и не присутствовал, но США как сверхдержава, которую пытались втянуть в эти все конфликты, они фактически показали, что не способны решать конфликты ни на уровне Сирии, ни на уровне Украины, ни на уровне Грузии. Возможно, там нет желания, можно много анализировать.

Поэтому этот визит Керри, что для него важно? Не втягивать дальше США и Обаму в этот конфликт, перенести его в исключительно внутреннее русло, если даже оно не внутренне украинское.

Понятно, что будет в Польше саммит НАТО и понятно, что там будет много обсуждений и о роли России, и других ролей.

Мне кажется, что тема Brexit будет доминирующей в каком контексте? ЕС дал достаточно сильную трещину, потому что Великобритания — крупнейший участник ЕС с особым статусом, возможностями, но это основатель.

Центробежные тенденции там достаточно очевидны, так как многие страны заявляют, что хорошо, мы остаемся в ЕС, но мы также требуем какого-то особого статуса. Очевидно, что НАТО нужно позиционировать себя в этой ситуации, очевидно, что НАТО, где основную роль играют США и Соединенное Королевство, они будут пытаться показать мощную роль объединительного характера.

И надо сказать, что саммит будет происходить именно в Польше, этим восточным государствам будет предоставляться основная роль. Мы оказались в этой ситуации слишком восточными, так как мы за линией, когда можно на что-то рассчитывать. Это Польша, это прибалтийские государства, это Словакия, Болгария, Румыния. К ним будет дополнительное внимание, потому что они прекрасно понимают, что остаются на той границе, и что ситуация достаточно угрожающая и опасная.

Дальше отступать некуда, там Германия, Франция, другие государства. Поэтому особенно там надеяться Украине нечего и, наверное, должны спадать еврооптимистические настроения, потому что очень сложная ситуация в ЕС.

Как повлияют разные силы на НАТО?

— НАТО это не ослабит. Почему нам не стоит идеализировать сегодня НАТО? Потому что если мы рассматриваем такие государства как Украина, Грузия или Молдова, все более или менее четко говорят, что мы вас в НАТО в ближайшей перспективе не видим, поскольку здесь есть конфликт неразрешенный с РФ.

Но чем Украина интересует? Когда сегодня говорят о сотрудничестве в оборонной сфере, то надо понимать прагматизм тех же американцев или представителей стран НАТО. То есть речь идет о том, что будет возможна поставка оружия в Украину.

Украина будет это оружие покупать или, возможно, оно будет предоставляться на каких-то льготных кредитах, западные страны будут его обслуживать, потому что Украина в техническом плане не имеет таких возможностей.

Смотрите также: Демографическая ситуация: как сократилось население Украины за 10 лет

Они нам будут продавать оружие, будут его обслуживать, и мы попадаем в экономическо военную зависимость. Сказать, что это очень сейчас необходимо Украине, и это решит конфликт на Востоке — это неправда. Надо понимать, что НАТО свои войска вводить не будет.

Пока мы сами не решим этот конфликт, он разрешен третьими государствами не будет, потому что все они преследуют какую-то цель.

Ранее адвокат Андрей Доманский не дал провести обыск в своем доме. По его словам, это победа в бою, но не на войне. А бывший в.о. генпрокурора Олег Махницкий подчеркнул, что обыски адвокатов по всей Украине свидетельствуют о методах полицейского государства.

К слову, начальник отдела НАБУ по работе с общественностью и СМИ Владимир Полевой в эфире ГС пояснил, почему детективы пришли с обыском в МАУ, а политолог Александр Кочетков провел параллель между данным обыском и деятельностью бизнесмена Игоря Коломойского.

Самое читаемое
    Темы дня