наверх
24.04.202418:02
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Транзитные войны Украина-Россия. Игра в одни ворота

(обновлено: )17295716
На границе Украины с Россией стоят около 50 машин с грузами на Казахстан и в Киргизию - транзит ограничен с 1 июля. Чтобы доставить товары с ненулевой пошлиной, придется потерпеть. Или опять попробовать погрузить их на поезд с громким названием "Шелковый путь".

Наталья Печорина, РИА Новости Украина

Ограничение транзита украинских товаров через территорию РФ в страны Средней Азии стало одним из последствий решения правительства Арсения Яценюка о начале действия режима зоны свободной торговли Украины и ЕС с 1 января 2016 года. Помимо этого Украина присоединилась к санкциям ЕС против России и получила в ответ предупреждение. Режим контрсанкций РФ будет распространяться на Украину с началом действия ЗСТ с ЕС.

Счет потерь

С началом действия ЗСТ с ЕС экономика Украины не прекращает подсчет потерь: прекратил действие режим беспошлинной торговли со странами СНГ, потерян российских рынок пищевых продуктов, а на остальной экспорт распространяется пошлина, которая повышает отпускную цену украинских товаров. И вдобавок к этому — ограничение транзита украинских грузов через территорию РФ.

Формальным поводом для такого решения является подозрение российских властей в попытке завезти украинские товары в страну под видом транзита. Поэтому, все желающие отправить свои грузы, например, в Казахстан, а теперь и в Киргизию — милости просим в Белоруссию. Там к услугам грузоотправителей вагоны под таможенным сопровождением, за которое, конечно, нужно дополнительно заплатить, как и за удлинение конечного маршрута.

Таким образом, с 1 января т. г. украинские грузы в Казахстан перемещаются по России только через установленные пункты пропуска по определенному маршруту следования, а также под таможенным сопровождением и с пломбами на основе системы ГЛОНАСС. Теперь такой же порядок распространяется и на  доставку грузов в Киргизию.

Указом президента РФ эти изменения были внесены в правила транзитных перевозок с Украины, а действие самого указа продлено до 31 декабря 2017 года.

Кроме того, вводится временный запрет на автомобильные и железнодорожные перевозки товаров, в отношении которых в России действуют ставки ввозных таможенных пошлин, установленные Единым таможенным тарифом ЕАЭС, отличные от нуля, и товаров, включенных в перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденного правительством РФ.

Однако правительство РФ в случае обращения к нему правительств Казахстана или Киргизии имеет право разрешить автомобильные и железнодорожные перевозки отдельных вышеуказанных товаров при условии соблюдения порядка осуществления таких перевозок.

Читайте также: Обратной дороги нет. Почему новый "Шелковый путь" гонит порожняк

На практике это означает, что все украинские товары для получателей из Казахстана и Киргизии станут дороже, так как в стоимость любой продукции закладываются затраты на логистику. В нашем случае расширение РФ ограничительных мер по транзиту украинских товаров коснется 90% украинского экспорта по территории России в Казахстан и Киргизию. Об этом заявила замминистра экономики — торговый представитель Украины Наталия Микольская.

В Казахстан по территории РФ идет около 98% украинского экспорта, что в денежном эквиваленте составляет 682 миллиона долларов в год, в Киргизию — 93,9%, что в денежном эквиваленте составляет 70 миллионов долларов в год. Что получит Украина теперь? Очередное падение экспорта и ответ на вопрос, сколько действительно потеряла страна от прекращения сотрудничества с СНГ в пользу Евросоюза.

"План Б" от Омеляна

Украина громко пообещала "зеркальные санкции" в отношении российских товаров. Однако на деле все свелось к обращениям к правительствам Казахстана и Киргизии потребовать отмены нового порядка транзита. Пока вице-премьер Степан Кубив и Наталья Микольская бьются за возобновление транзита через российскую территорию, призывая Казахстан требовать отмены ограничений, Министерство инфраструктуры Украины опять предлагает проект "Шелковый путь".

Министр инфраструктуры Владимир Омелян просто уверен, что новый "Шелковый путь" может стать альтернативой транзита украинской продукции через Российскую Федерацию.

Видимо, такого же мнения придерживается и Казахстан. Ранее Министерство по инвестициям и развитию (МИР) Казахстана рекомендовало перевозчикам, осуществляющим международные перевозки из Украины в Казахстан, пользоваться альтернативными маршрутами, не предусматривающими транзит через Россию.

Эксперт в сфере транспорта и инфраструктуры Александр Кава считает, что с зеркальными шагами у Украины ничего не получится.

"Я думаю, вряд ли какие-то зеркальные шаги будут предприниматься, тем более, что в данном случае вопрос не идет о новом ограничении. Еще с января 2016 года были изменены условия транзита грузов через РФ, и если раньше это касалось только Казахстана, то теперь эта норма распространится и на Киргизстан. Российские перевозчики сейчас по возможности уже объезжают территорию Украины", — отметил Кава.

Первый и пока единственный поезд в обход РФ отправился из Украины в конце января из Ильичевского порта по маршруту "Украина-Грузия-Азербайджан-Казахстан-Китай". В пути он преодолел паромные переправы Черного и Каспийских морей (Ильичевск-Батуми и Алят-Актау). В феврале поезд прибыл в Казахстан, простоял там больше месяца, ожидая клиентов, желающих отправить свои грузы в Украину, и по причине их отсутствия пустым вернулся на родину.

"Если быть точнее, речь идет о Транскаспийском коридоре. Понятие "Шелковый путь" используется для названия более 20 транспортных маршрутов. Транскаспийский коридор может использоваться украинскими грузоотправителями для отправки товаров в Казахстан и Киргизию. Но нужно понимать, что предложенные Россией ограничения в виде отправки грузов через Белоруссию, это все равно более дешевый вариант, чем пользование Транскаспийским коридором", — считает Кава.

Читайте также: Коррупция станет на пути нового "Шелкового пути" — эксперт

По данным Минэкономразвития, ограничения на транзит грузов через Россию привели к сокращению экспорта Украины в Казахстан. В первом квартале 2016 года по сравнению с аналогичным периодом 2015 показатель сократился на 49%, а в другие страны этого региона (Туркменистан, Узбекистан, Азербайджан, Грузия, Армения, Кыргызстан и Таджикистан) — на 48%, говорится в заявлении Украины на Совете торговли товарами ВТО. 

Судьба украинского экспорта в Среднюю Азию повторяет сценарий падения экспорта из Украины в РФ и даже в ЕС. Совпадение или тенденция? 

В конце 2015 года российская сторона официально предупреждала о санкциях и ограничениях на транзит украинских товаров в случае ЗСТ с ЕС. Однако, вместо подготовки (или просчета) альтернативы, Украина гордо, но необдуманно начала новую страницу в своей жизни. По итогам года мы узнаем, сколько в долларах, которые Украина уже потеряла, стоит евроинтеграция.

Самое читаемое
    Темы дня