наверх
18.04.202409:04
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Опрос экспертов: кто кого, "черносотенцы" Гройсмана или контрабандисты

(обновлено: )46131
По мнению экспертов, оперативные группы никогда не давали результата в борьбе с перемещение контрабанды в глобальных размерах. Все, кто идут на борьбу с контрабандой, довольно быстро сами становятся инициаторами контрабандных схем.

Глеб Суровягин, РИА Новости Украина

Правительство создает межведомственное подразделение для контроля работы таможни. Премьер-министр Украины Владимир Гройсман окрестил эту группу людей "черной сотней".

"Мы сейчас работаем над созданием органа, так называемой "черной сотни", которая будет заниматься тем, чтобы пресекать любые проявления контрабанды", — сказал Гройсман на заседании Кабмина.

Накануне заседания Кабмина, 7 мая Гройсман уже анонсировал создание подразделения для контроля работы таможни.

"Будет создано межведомственное подразделение, которое будет контролировать таможню и всех других. Это будет сотня людей, которые будут обладать всеми техническими средствами, чтобы показать, как нужно работать. Я обеспечу их как можно лучше", — говорил тогда премьер во время совещания в пограничном пункте пропуска "Краковец" на украинско-польской границе.

Глава ГФС Роман Насиров уточнил, что речь идет о 20 мобильных группах, которые будут работать, прежде всего, по западной границе, а также в Черниговской и Житомирской областях.

"Главная задача сейчас перекрыть всю западную границу. С сентября текущего года мы планируем задействовать их на южной границе, а потом на участке границы от Харькова до Житомира", — заявил он.

При этом Гройсман напомнил о своем обещании очистить таможню от коррупции за три месяца. Кроме того, премьер считает, что таможня может приносить в бюджет дополнительно 50 миллиардов гривен ежегодно.

Дежавю

"Подобные группы создавались уже и раньше, фактически каждым новым руководителем. Они "налетали" на таможни, или заменяли всех на посту, или просто стояли и следили за работой. В свое время была даже "оперативная таможня", которая имела право вообще всех снять и работать самостоятельно, то есть они приезжали, выгоняли инспекторов с рабочих мест и сами занимались оформлением. Всегда это сопровождалось большим информационным гулом, но реально потом все сходило на нет, потому что эффективности от такой работы — никакой", — сказал эксперт по таможенному делу Андрей Емец в комментарии РИА Новости Украина.

Апофеозом аналогичных инициатив эксперт назвал государственную программу "Контрабанде — СТОП", которую проводила Юлия Тимошенко в свою бытность премьер-министром Украины.

Смотрите также: Тимошенко: проголосуем за любого генпрокурора, которого предложит общество

"Раз в неделю госпожа Тимошенко собирала представителей всех министерств и ведомств и устраивала двухчасовую истерику — монолог одной актрисы. И под это дело опять же расходовались бюджетные средства и тоже обещали, что полгода, за год, за два года победят контрабанду. Никаких новых идей я не вижу. Это все старые идеи, которые, к сожалению, которые кроме информационных поводов ничего не дали", — считает Емец.

Что касается оценки потенциала поступлений от таможни в госбюджет в 50 млрд гривен ежегодно, озвученной премьером, то эксперт не сомневается, что такая цифра достижима, но она не зависит от усилий таможенников.

"С нашей структурой экономики, так или иначе, если посмотреть официальную статистику, каждый год поступления растут. Это общая тенденция, когда страна занята проеданием экономического потенциала, когда вся политика направлена на увеличение фискального давления на бизнес. Никто не говорит о том, что нужно поднимать нашу экономику и дать возможность нашему бизнесу развиваться, все говорят о наполнении бюджета. Кроме того, когда вы посмотрите на инфляцию и на динамику курса валют, по которому считаются все таможенные платежи, то можно назвать и 50, и 100 миллиардов гривен. Но это вопрос не к экспертам, и не к главе ГФС, это вопрос к тем,  кто вместе с госпожой Гонтаревой определяет, сколько будет стоить наша гривна. Так что я верю в 50 миллиардов", — сказал эксперт.

Во главе таможен — контрабандисты

По мнению экс-председателя Таможенной службы Украины Анатолия Макаренко, создание  "Черных сотен" будет иметь сиюминутный результат и не приведет к искоренению контрабанды и коррупции на таможне.

"Это сиюминутная акция, которая, на мой взгляд, не имеет долгосрочной перспективы. Необходимо вернуться к идее создания, восстановления нормального функционирования таможни, определения твердого статуса выполнения задач на границе, создания подразделений, восстановление деятельности подразделений по борьбе с контрабандой на границе. Тогда это будет нормально, системно и эффективно работать. Все остальное я расцениваю как очередную акцию. Краткосрочную", — подчеркнул Макаренко.

Что касается заявления Гройсмана о том, что  таможня может приносить в бюджет дополнительно 50 миллиардов гривен ежегодно, эксперт отметил, что ни "Черная сотня", ни "Белая гвардия" не соберет 50 млрд, если украинский бизнес этих денег не заплатит.

По мнению Макаренко, прошедшие за последний год кадровые назначения привели к деградации профессионального состава таможенного руководства на границе.

"Это люди, которые выполняют определенные задачи, определенные планы. Это люди, которые содействуют схемам на границе. Нужна мощная кадровая перетряска всего кадрового потенциала таможенного руководства по всей границе Украины", — уверен эксперт.

Не можешь бороться — возглавь!

Советник президента Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Украины по таможенным вопросам Анатолий Сербайло также вспомнил о том, что подразделения, подобные "черной сотне" Гройсмана уже существовали на украинской таможне: "Такими средствами однозначно ничего не решить. Это дает единственный реальный результат — в борьбе с бабушками и гражданами, которые в сумках переносят что-то через границу, но никогда не влияло на перемещение контрабанды в глобальных размерах. И решение этого вопроса, таким образом, не осуществляется. Тем более что на практике это видят как создание каких-то межведомственных групп, которые будут ездить по Украине, останавливать транспорт и проверять грузы. Времена, когда по зеленым дорожкам перемещались сигареты, уже давно прошли — все гораздо сложнее. Поэтому это должны быть группы, которые имеют доступ к электронным базам таможни и, возможно, других ведомств, и которые анализируют и выдают сигналы на их реализацию. В принципе сейчас это делается системой анализа рисков, но на эти сигналы никто не реагирует".

По словам эксперта, реакция отсутствует потому, что эти сигналы приходят к тем, кто сам является заказчиком.

"По моему мнению, в первую очередь необходимо вернуться к тому, что было в свое время при Советском Союзе — убрать от таможни вообще всех и оставить один контрольный орган. Потому что все остальные, кто идет на борьбу, начинают с борьбы, а через две недели сами выступают инициаторами тех или иных контрабандных схем. И убирать нужно как губернатора, так и пограничников и прочих. В качестве примера: в советские времена таможня была подконтрольна КГБ, но если сотрудник КГБ, который не закреплен за этим постом, появлялся на том, либо ином пункте пропуска, это был последний день его работы", — подытожил эксперт.

Самое читаемое
    Темы дня