наверх
17.09.202100:39
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

"Настоящий кошмар для потребителя". Марунич о новых тарифах на газ

Соцполитика, коммунальные тарифы, геноцид. (463)

(обновлено: )6571262
Решение правительства под руководством Гройсмана повысить с 1 мая тарифы на газ для населения до уровня 6849 гривен за тысячу кубометров не встретило никакого одобрения в обществе. Скорее, наоборот. Большинство граждан задаются вопросом: чем платить?

Наталья Печорина, РИА Новости Украина

Дело ведь не только в цене газа. От его стоимости зависят тарифы на горячую воду и централизованное отопление. Тем, кто хочет узнать, сколько они будут платить следующей зимой за тепло в домах, эксперты предлагают умножать текущие расходы на два.

По данным Госстата Украины, в феврале 2016 года на одного собственника счета в среднем приходились начисления в 884,3 грн за коммуналку. При этом, задолженность населения за коммунальные услуги на конец месяца составляла 7,37 миллиардов гривен, средний срок задолженности за все услуги составляет 1 месяц.

Читайте также: Новые тарифы: или детей накормить, или панам заплатить – Гольдарб

 

За три месяца и больше имеют долги за отопление и горячую воду 27,5% владельцев лицевых счетов, за газ – 19,6%, за централизованное водоснабжение и водоотвод – 16%.

Если исходить из того, что семья из двух-трех человек имеет совокупный доход 6-8 тысяч гривен, то следующей зимой придется заплатить в пределах 1600 гривен, а то и больше. Однако, если в тарифообразовании исходить из уровня платежеспособности населения, то коммуналка должна стоить не больше 500 гривен в месяц, но таких цен, уже наверное никогда не будет.

Тем не менее линейная аргументация у "Нафтогаза", мол, тарифы нужно повышать, встречает отпор и в экспертной среде. Возникает вопрос, сколько же должен стоить газ для населения?

Об этом РИА Новости Украина рассказал сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.

С 1 мая население должно платить за газ по импортной цене, но у нас ведь есть газ собственной добычи, который по определению должен стоить дешевле, чем у "Газпрома".

– Газа, добываемого государственной компанией "Укргаздобыча", несмотря на обвальное снижение потребления в стране, по-прежнему не хватает для потребностей населения и коммунальной энергетики.

Чтобы говорить о ценообразовании, нужно иметь доступ к финплану "Нафтогаз Украины", видеть статьи расходов, к примеру, стоимость обслуживания кредитам, долги потребителей. Я не исключаю, что Коболев с цифрами может доказать, что цена ниже 6879 грн за тысячу кубов (установленная КМ – Ред.) по ряду причин невыгодна для "Нафтогаза".

В нынешнем году "Укргаздобыча" для потребностей населения в лучшем случае добудет 12,3 млрд кубов, плюс еще около 2 млрд будет добыто в рамках договоров о совместной деятельности. К сожалению, общественности недоступен прогнозный газовый баланс на текущий год, там эти цифры должны быть приведены чиновниками.

По факту, если потребление населением будет на уровне 2015 года, то есть 11,3 млрд куб. м, еще 5,9 млрд кубов нужно для потребностей теплокоммунэнерго (ТКЭ). К сожалению, этот газ можно взять только из импортного ресурса по цене 6879 грн.

Возникает вопрос, как считать стоимость газа внутренней добычи? Если считать согласно трудовой теории стоимости, нужны данные "Укргаздобычи" о структуре фактической себестоимости газа, которые доступны лишь отрывочно. Я бы оценил себестоимость тысячи кубометров в пределах 80 долларов, с учетом инвестиционной составляющей. Если добавить туда норму рентабельности в 15%, мы должны выйти на цену примерно в 100 долларов за тысячу кубов. Насколько корректен этот подход с точки зрения рыночной экономики? Мягко скажем, не совсем. Это марксистский подход.

Однако он позволяет обеспечить снижение тарифа для конечного потребителя. И избиратели должны сами решать, за кого голосовать на следующих выборах: за партии "БПП", "Народный фронт", "Самопомич", которые отстаивают логику роста цены до "импортного паритета", или за силы, которые призывают к поиску более мягкого решения тарифного вопроса. 

А если исходить из Конституции, где недра являются собственностью всего народа, а "Нафтогаз" принадлежит государству?

– Рациональным я назвал бы подход, предполагающий некую "микс цену" газа внутренней добычи и импортного ресурса. Да, такой подход не понравится оголтелым рыночникам, а также противоречит меморандуму с МВФ, однако, он защищает интересы украинского гражданина.

Повысив цену на газ для "Укргаздобычи" втрое – до 4849 грн – Кабмин собирается половину изымать в качестве ренты в бюджет для последующего финансирования субсидий.

Однако даже предварительный анализ показывает, что в случае роста тарифов может потребоваться двойной рост объема субсидий. Следовательно, заложенных в бюджет 2016 г.  35 млрд грн попросту не хватит. А искомые 68-75 млрд грн ренты с газодобывающих предприятий, включая частные, собрать нереально.    

В результате, власть рискует спровоцировать новый виток инфляции и девальвации, если "напечатает" недостающие миллиарды.

Какой может быть цена газа? Однозначно ниже предложенных Гройсманом 6879 грн, поскольку эта цена лишь усугубит проблему платежеспособности населения, приведет к росту задолженности за энергоресурсы и коммунальные услуги. Уже сейчас Минсоцполитики говорит о том, что 75% домохозяйств станут в очередь за субсидиями. Мы рискуем превратиться в общество, в котором само государство будет культивировать чувство зависимости гражданина от субсидий. 

Назвать справедливый тариф можно было бы после изучения проекта финплана "Нафтогаза" с привлечением экспертного сообщества.

К примеру, можно было бы дотировать тариф за счет доходов от транзита газа, которые составляют сейчас около 1,5 млрд долл. в год. Однако здесь Украина попала в ловушку "третьего энергопакета", который требует разделять в т. ч. и доходы от разных видов деятельности в газовой промышленности. Таким образом, продажа газа должна быть отделена от его транзита и транспортировки. Все эти обязательства взяло на себя правительство после подписания соглашения об Ассоциации с ЕС, пусть теперь оно и объясняется с избирателями.  

Если мы хотим платить за газ по европейским меркам, у нас должен быть европейский уровень доходов. Ведь проблема в том, что мы не зарабатываем как в ЕС…

– Власть рассуждает по-другому: сейчас все плохо, но в будущем доходы должны расти, и доля коммуналки в общих расходах будет снижаться.

Я думаю, что Гройсман рассчитывает на оптимистический сценарий, который опирается на постепенный рост доходов населения. Оправдается ли эта гипотеза, проверим в ближайшие годы. Я такой уверенности не разделяю.

Можно ли отказаться от либерального подхода и устанавливать тарифы не по цене импортного ресурса, а по платежеспособности потребителей?

– По такому пути шли при Януковиче, он не хотел форсированного роста тарифов. И сейчас он, наверное, жалеет об этом. Никто ему не мешал повысить тарифы, и хуже от этого точно не было. То, что происходит сейчас, в сравнении с ситуацией при Януковиче, настоящий кошмар для потребителя.

Я не могу с точностью до гривны сказать, какой должен быть тариф, но то, что его можно снизить ниже предложенных Гройсманом 6879 грн – это однозначно. При расчете "справедливой цены" на газ возникает вопрос, за счет чего дотировать закупку недостающего газа? Необходимо, чтобы цена продажи газа внутренней добычи позволяла заработать какую-то прибыль, которую можно направить на дотации ТКЭ. Или нужно идти нынешним путем и поднимать цену для ТКЭ до стоимости импортного газа.

Пока нет достаточной информации, а необходимые для расчета переменные не обнародованы "Нафтогазом". Если был бы доступен проект финплана на 2016 год, можно было бы попытаться рассчитать некий "справедливый" тариф на газ. Кроме кредитов, которые "Нафтогаз" должен погашать, неизвестна ситуация с поставками газа промышленности, ТКЭ. "Нафтогаз" умудрился даже при наличии нормы о предоплате накопить долги при продаже газа промпредприятиям.

В настоящее время компания продает газ в большинстве своем населению и ТКЭ. При этом уровень оплаты ТКЭ составляет далеко не 100%. Там тоже есть проблема долгов.

Получается, что ноебходимо публичное обсуждение тарифов?

– Это хорошая идея. В интересах общества остановить безумную тарифную гонку, буквально заставить власть соотносить уровень платежеспособного спроса и тарифов на энергоносители.

Я не исключаю, что если бы тарифы оставили на нынешнем уровне или подняли, как планировало правительство Яценюка согласно Меморандуму с МВФ, до 75% от цены импортного газа, то страшного дефицита бюджета финплана "Нафтогаза" в условиях стабилизации курса нацвалюты и падения цены импортного газа до 180-200 долл. в текущем году не случилось.

Если чиновники уже делят дополнительные миллиарды, хотел бы охладить их пыл. Их еще нужно собрать со стремительно беднеющего потребителя, который к тому же отказывается от использования газа.

Логика Гройсмана и Коболева понятна. И в ней есть определенная экономическая целесообразность. Но она совершенно не учитывает уровень доходов населения, и это становится исключительной проблемой граждан Украины.

К сожалению, "Нафтогаз" предложил и правительство поддержало прямолинейное повышение цены на газ до "импортного паритета". Властям и западным кредиторам некогда ждать, когда доходы населения вырастут, чтобы они смогли выставлять рыночную стоимость газа, а потребители ее оплачивать. И в этом заключается принципиальное противоречие нынешних реформ, которое грозит обрушить всю экономическую и социальную систему государства.

 

Самое читаемое
    Темы дня