наверх
20.04.202408:57
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Премьер Гройсман и фактор РФ

Гройсман, Парубий и новый Кабмин. (976)

(обновлено: )229651
Владимир Гройсман избран главой украинского правительства, и, казалось бы, перспектива досрочных парламентских выборов снята с повестки дня. Но как только было объявлено о новом премьер-министре, в зале Рады раздались крики "Позор!".
Премьер-министр Украины Владимир Гройсман. Архивное фото

Иннокентий Адясов, политэксперт

Новой оппозиции (не путать с "Оппозиционным блоком", который совершенно предсказуемо занимает выжидательную позицию) такое решение явно не по нраву.

Петр Порошенко, который и был фактическим инициатором отставки Арсения Яценюка с поста премьера, тем не менее не стал через свою фракцию в ВРУ продавливать вопрос об отставке одного из ближайших союзников Яценюка – Арсена Авакова. Тот остался главой МВД (по Конституции это единственное силовое ведомство, которое подчиняется не президенту, а премьеру Украины).

Возникает логичный вопрос: стоит ли рассматривать Владимира Гройсмана как технического премьера (до достижения нового соглашения между украинскими элитами), или эта фигура сможет надолго остаться в высшей лиге украинской политики?

Порошенко ждет западные кредиты

Однозначно избрание Гройсмана премьер-министром можно отнести к серьезным политическим победам Порошенко.

С самого начала деятельности кабинета Яценюка президент страны был вынужден согласовывать все более-менее серьезные решения с главой конкурирующей политической силы. Сейчас Порошенко получает лояльного премьера, знакомого еще по совместной работе в Виннице.

Видимо, новый премьер и формально новый состав Кабмина Украины позволит разблокировать переговоры  о предоставлении Киеву международной финансовой помощи.

Практически сразу после утверждения Гройсамана вице-президент Джо Байден подтвердил готовность США предоставить Украине третий транш в размере 1 миллиарда долларов. Деньги должны быть потрачены на борьбу с коррупцией и проведение налоговых реформ в стране.

МВФ пока никак не прокомментировал изменения в украинских  властных структурах, а ведь именно от средств фонда зависит текущая финансовая ситуация в стране.

Но практически сразу среди новой украинской оппозиции был запущен лозунг, что Порошенко, концентрируя всю исполнительную власть в своих руках, повторяет печальный опыт своего предшественника Виктора Януковича.

Украинская политическая культура негативно относится к концентрации власти у одного лица. Причем правительству Гройсмана уже в ближайшие месяцы предстоит пойти на крайне непопулярные решения, связанные с выполнением обязательств Украины перед международными финансовыми организациями, которые сознательно откладывал до своего ухода Яценюк. Или отказаться от помощи этих организаций, что автоматом приведет к параличу бюджета Украины.

И все эти действия будут проводиться под самым жестким прессингом и критикой политических конкурентов, уже начавших очередную предвыборную кампанию.

Избрание премьером Гройсмана – хороший вариант для Тимошенко, которая кровно заинтересована во внеочередных выборах в ВРУ, ее ситуативного союзника экс-главы СБУ Наливайченко, львовского мэра Садового и даже Ляшко с Яценюком (он явно не собирается заканчивать свою политическую карьеру).

И чуть не в решающей мере будущее Гройсмана как премьера будет зависеть от его возможности восстановить хоть в какой-то мере торгово-экономические отношения с Россией.

Ставка на технократов

Уход Яценюка с поста премьера, конечно, не стал неожиданностью для Москвы.

И российские политики высказывают осторожный оптимизм, что премьер Гройсман, может быть, несмотря на свое дежурно воинственное заявление о "возвращении Крыма и Донбасса", все-таки больше будет заниматься экономикой, а не политикой.

Следует отметить, что, в отличие от Арсения Яценюка и тем более Александра Турчинова, Владимир Гройсман гораздо в меньшей степени ассоциируется с кровопролитием на Донбассе, с радикальными заявлениями в отношении России (при его спикерстве ВРУ не стала рассматривать вопрос о разрыве дипотношений с Россией и введении визового режима с РФ). 

Гройсману волей-неволей придется начинать переговоры с РФ о судьбе долга в 3 млрд долларов (без этого дальнейший диалог Киева с МВФ будет крайне затруднен). И на фоне падения объемов украинского экспорта в ЕС (в 2015 году падение экспорта, по данным Комитета статистики, составило 23,4%) попытаться восстановить экспортные позиции на рынках СНГ, прежде всего России (за 2015 год на этом направлении падение достигло аж 38,7%). 

У Гройсмана во многом удачная позиция для начала реальных переговоров с Москвой. По Конституции внешняя политика – это компетенция не премьера, а непосредственно президента, следовательно, вновь назначенный украинский премьер не будет непосредственно отвечать за реализацию Киевом непростых Минских соглашений (хотя этот фактор и скажется серьезным образом на российско-украинских экономических переговорах).

Украинская политика сейчас предъявляет большой спрос именно на технократов, и если Гройсману удастся и дальше позиционировать себя как технократа-управленца, то его премьерство может стать долгосрочным.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.

Самое читаемое
    Темы дня