Иннокентий Адясов, политэксперт
Новой оппозиции (не путать с "Оппозиционным блоком", который совершенно предсказуемо занимает выжидательную позицию) такое решение явно не по нраву.
Петр Порошенко, который и был фактическим инициатором отставки Арсения Яценюка с поста премьера, тем не менее не стал через свою фракцию в ВРУ продавливать вопрос об отставке одного из ближайших союзников Яценюка – Арсена Авакова. Тот остался главой МВД (по Конституции это единственное силовое ведомство, которое подчиняется не президенту, а премьеру Украины).
Возникает логичный вопрос: стоит ли рассматривать Владимира Гройсмана как технического премьера (до достижения нового соглашения между украинскими элитами), или эта фигура сможет надолго остаться в высшей лиге украинской политики?
Порошенко ждет западные кредиты
Однозначно избрание Гройсмана премьер-министром можно отнести к серьезным политическим победам Порошенко.
С самого начала деятельности кабинета Яценюка президент страны был вынужден согласовывать все более-менее серьезные решения с главой конкурирующей политической силы. Сейчас Порошенко получает лояльного премьера, знакомого еще по совместной работе в Виннице.
Видимо, новый премьер и формально новый состав Кабмина Украины позволит разблокировать переговоры о предоставлении Киеву международной финансовой помощи.
Практически сразу после утверждения Гройсамана вице-президент Джо Байден подтвердил готовность США предоставить Украине третий транш в размере 1 миллиарда долларов. Деньги должны быть потрачены на борьбу с коррупцией и проведение налоговых реформ в стране.
МВФ пока никак не прокомментировал изменения в украинских властных структурах, а ведь именно от средств фонда зависит текущая финансовая ситуация в стране.
Но практически сразу среди новой украинской оппозиции был запущен лозунг, что Порошенко, концентрируя всю исполнительную власть в своих руках, повторяет печальный опыт своего предшественника Виктора Януковича.
Украинская политическая культура негативно относится к концентрации власти у одного лица. Причем правительству Гройсмана уже в ближайшие месяцы предстоит пойти на крайне непопулярные решения, связанные с выполнением обязательств Украины перед международными финансовыми организациями, которые сознательно откладывал до своего ухода Яценюк. Или отказаться от помощи этих организаций, что автоматом приведет к параличу бюджета Украины.
И все эти действия будут проводиться под самым жестким прессингом и критикой политических конкурентов, уже начавших очередную предвыборную кампанию.
Избрание премьером Гройсмана – хороший вариант для Тимошенко, которая кровно заинтересована во внеочередных выборах в ВРУ, ее ситуативного союзника экс-главы СБУ Наливайченко, львовского мэра Садового и даже Ляшко с Яценюком (он явно не собирается заканчивать свою политическую карьеру).
И чуть не в решающей мере будущее Гройсмана как премьера будет зависеть от его возможности восстановить хоть в какой-то мере торгово-экономические отношения с Россией.
Ставка на технократов
Уход Яценюка с поста премьера, конечно, не стал неожиданностью для Москвы.
И российские политики высказывают осторожный оптимизм, что премьер Гройсман, может быть, несмотря на свое дежурно воинственное заявление о "возвращении Крыма и Донбасса", все-таки больше будет заниматься экономикой, а не политикой.
Следует отметить, что, в отличие от Арсения Яценюка и тем более Александра Турчинова, Владимир Гройсман гораздо в меньшей степени ассоциируется с кровопролитием на Донбассе, с радикальными заявлениями в отношении России (при его спикерстве ВРУ не стала рассматривать вопрос о разрыве дипотношений с Россией и введении визового режима с РФ).
Гройсману волей-неволей придется начинать переговоры с РФ о судьбе долга в 3 млрд долларов (без этого дальнейший диалог Киева с МВФ будет крайне затруднен). И на фоне падения объемов украинского экспорта в ЕС (в 2015 году падение экспорта, по данным Комитета статистики, составило 23,4%) попытаться восстановить экспортные позиции на рынках СНГ, прежде всего России (за 2015 год на этом направлении падение достигло аж 38,7%).
У Гройсмана во многом удачная позиция для начала реальных переговоров с Москвой. По Конституции внешняя политика – это компетенция не премьера, а непосредственно президента, следовательно, вновь назначенный украинский премьер не будет непосредственно отвечать за реализацию Киевом непростых Минских соглашений (хотя этот фактор и скажется серьезным образом на российско-украинских экономических переговорах).
Украинская политика сейчас предъявляет большой спрос именно на технократов, и если Гройсману удастся и дальше позиционировать себя как технократа-управленца, то его премьерство может стать долгосрочным.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.