наверх
29.03.202407:02
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Чисто машинально. Цены на б/у авто должны резко снизиться

(обновлено: )1179091
Депутаты в разы сократили сбор на продажу подержанных машин как украинского, так и импортного производства. На новые авто у населения нет ни денег, ни спроса, зато из ЕС к нам пойдут караваны подержанного железа.

Марат Пригожин, РИА Новости Украина

Законопроект о снижении акциза на автомобили с пробегом принят в первом чтении. С одной стороны, очень трогательна забота депутатов о потребителях, которые из-за нищенских доходов не могут купить новую машину. Однако, вместе с этим нивелируются перспективы возобноления автомобильного производства в Украине. Если раньше на новые авто денег ни у кого не было, то теперь, с учетом широкого импортного ассортимента, спроса тоже не будет.

Авторынок в коме

Автомобильный рынок в Украине одним из первых отреагировал на "новую экономическую политику" экс-премьера Арсения Яценюка. Глубокая девальвация гривны, почти на 400% за время его руководства Кабмином, привели к резкому сокращению доходов населения. Когда оплата за газ, отопление и горячую воду "съедает" все больше дохода, а цены на продукты питания, проезд и медицинские услуги меняются только в сторону роста, тут не до роскоши в виде автомобиля.

Объемы сборки автомобилей в Украине сокращались пропорционально сокращению реальных доходов потенциальных владельцев авто. За 2015 год в Украине было произведено 8 244 автотранспортных средств, что на 71,3% меньше прошлогоднего результата, сообщает ассоциация "Укравтопром". В марте нынешнего года, например, было выпущено 305 автомобилей, из них два – на запорожском автозаводе. Остальные приходятся на кременчугский "АвтоКрАЗ", выпускающий грузовики и "Еврокар" в Ужгороде, где собирают Skoda. 

Кстати, показатель объема производства в марте на 70% выше, чем в феврале, и низкая сравнительная база статистики позволяет любое небольшое оживление представлять как революцию в промпроизводстве. 

Продажи автомобилей в прошлом году также не радовали. С января по декабрь 2015 года объемы продаж новых легковых авто в Украине не смогли превысить показатели 2014 года. В прошлом году количество зарегистрированных продаж новых машин было на 52% меньше по сравнению с 2014 годом. 

Зато резко выросло количество угнанных автомобилей и машин, бывших в употреблении, которые эксплуатируются без растаможки. Именно для борьбы с этим явлением принят закон по снижению ставок акцизов на приобретение подержанных автомобилей.

На подходе – бум подержанных авто?

Одним из аргументов за снижение акциза на б/у авто стала низкая платежеспособность потребителей, которые, как отмечается в поянснении к законопроекту, не могут покупать новые импортные авто из-за их высокой стоимости в гривне, а подержанные импортные – из-за высоких ставок акцизного сбора, что делает их цену неконкурентоспособной. 

Как отмечают эксперты отрасли, высокие ставки акцизного сбора были практически единственным барьером, препятствующим массовому ввозу в Украину подержанных легковых автомобилей.

По расчетам аналитиков AUTO-Consulting, с принятием законопроекта растаможка б/у автомобилей подешевеет в разы. Например, акцизный налог и его составляющая в финальном НДС с автомобиля 1,5 л составит всего 110-115 евро, против нынешних платежей в 3160 евро.

Режим понижения ставок акциза предлагается ввести на время – с 1 января 2016 года до 31 декабря 2017 года. При этом, ставки акцизного сбора на автомобили с пробегом будут снижены от 2 до 28 раз, в зависимости от вида транспорта и мощности двигателя.

Экономика, как в 1990-е

К чему это приведет? Эксперты оценивают результаты этого нововведения по-разному.

Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко говорит о возврате экономической модели 1990-х годов.

"Для украинского автопрома это окончательные похороны. Нужно понимать, что он и так с большим трудом выживал, а теперь придется полностью свернуть даже сборку. Понятно, что б/у автомобили просто завалят рынок. С другой стороны, это популистский ход, чтобы показать народу, как его любят депутаты. Конечно, для некоторых людей это единственная возможность приобрести автомобиль", – сказал Охрименко. – У нас продают много секонд-хенда, теперь появится много б/у машин. Европа перенасыщенна старыми автомобилями, и с удовольствием будет нам их сбывать. Это, в общем, подарок Европе, но само решение показывает, что мы строим экономику как в 1990-е годы: завозим дешевое, играем на курсе". 

В свою очередь эксперт в сфере транспорта и инфраструктуры Александр Кава считает, что решение Верховной Рады понизить акцизы создаст более справедливые ценовые условия на украинском рынке.

"Когда восстановится спрос, низкая ставка на подержанные автомобили будет стимулировать отечественных производителей работать в конкурентных условиях, а не тех вольготных, которые были раньше. Высокие пошлины на подержанные авто создавали нашим производителям привелигированные условия, но за все это вынуждены были платить простые граждане. Новые условия будут более справдливыми по отношению к потребителям", – подчеркнул Кава. 

В ближайшее время на территории Украины станет больше импортных автомобилей из стран Западной Европы, поскольку цены на них снизятся, добавил эксперт. 

"Учитывая, что спрос на новые автомобили за последние два года просто обвалился, то б/у автомобили из Европы заполнят нишу на автомобильном рынке. С другой стороны, при росте автомобилизации населения за счет покупки б/у машин будет расти, а дорожная инфраструктура, в первую очередь в городах-миллиониках, не будет справляться с дополнительным потоком, а денег на развитие инфраструктуры не предусмотрено", – отметил аналитик. 

По мнению Кавы, на перспективах украинского автомобилестроения это решение не отразится.

"Абсолютно некорректно так говорить. Сейчас спроса на новые отечественные автомобили нет, и скоро он не появится. По мере роста благосостояния покупателей ситуация может измениться", – сказал эксперт.

"Из России, с любовью"

Роста поставок подержанных автомобилей можно ожидать не только с Запада, но и с Востока. По данным Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВААИД), от 25% до 50% б/у импорта в феврале приходилось на Россию. Рост импорта подержанных авто из РФ в Украину эксперты поясняют их низкими ценами на автомобили (как на новые, так и б/у) из-за девальвации российского рубля, а также наличием в РФ более двух десятков заводов международных автоконцернов.

"Цены на новые и б/у автомобили в России на 20%-30%-50% (в зависимости от модели и производителя) ниже, чем в Украине или ЕС. Импорт иномарок из РФ в 2016 году активизировался и уже принял системные обороты", – отмечается в пресс-релизе ассоциации.

Ассоциация также отмечает изменение структуры импортируемых брендов. Больше стали завозить б/у автомобили премиум-сегмента, такие как AUDI, Mercedes, BMW, а поставки автомобилей массовых брендов падают: Renault – на 18,8%, Volkswagen – на 8%, Opel – на 11,5%. 

Если смотреть на эту статистику, то она повторяет тенденции в продаже новых машин, где эконом-сегмент пользуется меньшим спросом, чем премиум. И для страны, которая находится в тяжелом экономическом кризисе, это очень странно. 

Читайте также: Министерство выживания. Почему никто не хочет возглавить Минздрав

Тем более, что власть постоянно напоминает о "войне с российским агрессором", а внешние кураторы в лице Госдепа, МВФ и Евросоюза почему-то просят усилить борьбу с коррупцией. И каждый по-своему прав.

Самое читаемое
    Темы дня