наверх
19.04.202403:28
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Игра Гройсмана, "серый кардинал" Яценюк и "дубина" МВФ. Мнение политолога

Гройсман, Парубий и новый Кабмин. (976)

(обновлено: )140410
Отставка Яценюка до сих пор не проголосована, при этом Порошенко, действующий премьер и Гройсман практически договорились о новом составе Кабмина.

Главной темой недели по-прежнему остается затянувшийся политический кризис. Напомним, что до сих пор не проголосована отставка премьера Арсения Яценюка, а переговоры по составу нового Кабмина становятся все более тяжелыми.

Тем временем стало известно, что в новом правительстве будет не менее шести вице-премьеров. Об этом РБК-Украина сообщил источник в стратегическом совете. Сообщается, что представитель президента в Верховной Раде Степан Кубив будет первым вице-премьером, народный депутат БПП Иванна Климпуш-Цинцадзе – вице-премьером по евроинтеграции, а министр социальной политики Павел Розенко – вице-премьером соцполитики.

Также пост первого вице-премьера предложат Виталию Ковальчуку, а пост вице-премьера соцполитики – Максиму Нефедову. Кроме того, замглавы Администрации президента

Дмитрий Шимкив станет вице-премьером по реформам, Владимир Кистион – вице-премьером по делам АТО, а Вячеслав Кириленко – вице-премьером по гуманитарному блоку.

Затянувшиеся переговоры по смене состава Кабмина в эфире радиостанции Голос Столицы прокомментировал Валерий Гончарук, политический эксперт Агентства моделирования ситуаций.

Как вы прокомментируете очередной этап переговоров по созданию нового Кабмина?

– Еще несколько дней назад в стране согласились, что Гройсман будет премьером. Затем выяснилось, что он не хочет быть премьером, потом – вновь хочет. Сейчас наступила пауза по кадровым вопросам, потому что начали делить эти должности.

Очевидно, что всем мест не хватает. Уже будет не менее шести вице-премьеров. Это было при первом правительстве Януковича, это было при первом правительстве Азарова. Похоже, что мы возвращаемся к той практике.

Также выяснилось, что на сегодняшний день вроде бы уже достигнуты договоренности по всем потенциальным министрам. Остается одна вакансия министра здравоохранения. Наверное, там заболели все кандидаты, поэтому они не могут никого подобрать. Я думаю, что за время, что остается, они подберут эту кандидатуру.

Но важно другое. 13 апреля были сборы потенциальной коалиции, и там не присутствовали 226 депутатов, потому что от БПП было 2/3 фракции. Возникает вопрос – смогут ли Гройсман и новый КМУ набрать 226 голосов. Очевидно, нужно будет добирать голоса из других фракций.

То есть вы уверены, что полным составом коалиция за это не проголосует?

– По объективным соображениям, если коалиция состоит из 226 депутатов, мы прекрасно понимаем, что несколько человек физически могут не присутствовать. И тогда этот вопрос затягивается. Получается, надо перестраховаться за счет других фракций, внефракционных депутатов.

Также я не исключаю, что утвержденные фигуры могут до четверга смениться. Что получилось с тем же министром здравоохранения? Оказывается, что фракции подают списки, а человек не соглашается на ту работу.

Кто именно решал судьбу нового состава Кабмина?

– Называют нескольких участников. Первый участник – это Яценюк и его "Народный фронт". Понятно, что у них более или менее консолидированная позиция.

Что касается других участников, то там есть сторона президента. Он откровенно пытался своих людей, того же Ковальчука, которого не воспринимал Гройсман, подать в правительство. Была вторая сторона – это непосредственно БПП, который неоднороден, но также "замораживал" кандидатуры. Есть еще один субъект этого переговорного процесса – это сам Гройсман.

Потому что все ожидали, что Гройсман – подставная фигура.

Потому что Гройсман – человек президента?

– Да. А выяснилось, что у него "золотая акция", и он начал диктовать условия.

Насколько я понял, определенных одиозных фигур из Администрации президента навязывать Гройсману не будут. И получается так, что каждую кандидатуру министра надо было согласовывать с другим министром. Если где-то возникало несогласие, то этот список пересматривали. Это такая трагикомедия.

Проблема возникла в том, что это только сейчас вышло на поверхность. И мы догадываемся, что предыдущие правительства формировались примерно так же. Сколько там тех денег заносили, кто там стоял за этими фигурами, мы также знали. Просто после того, как во время Януковича все достаточно централизованно назначалось, мы отвыкли, что может быть и такая политика.

Как вы прокомментируете позицию Гройсмана в этих переговорах?

– Гройсман не в первый раз пытается играть в свою игру. Давайте вспомним, как он позиционировал себя на последних местных выборах. Он тогда в Винницкий городской совет повел собственную политическую силу.

Также мне известно, что на него работают достаточно серьезные политтехнологические группы. Кстати, не только украинские, в том числе и российские. И очевидно, что они его толкают к самостоятельной карьере.

Гройсман в свое время был вице-премьером. То есть он уже работал в правительстве. Я не могу сказать, что тогда Гройсман запомнился как великий реформатор, как известный экономист. Очень сложно также оценивать его деятельность на посту спикера. Потому что все прекрасно понимают, что это была позиция Порошенко.

Это станет существенным продвижением в карьере Гройсмана?

– Все президенты, кроме Порошенко, были президенты – не спикеры. Это были президенты-премьеры. И Кучма, и Ющенко, и Янукович. Поэтому для Гройсмана, безусловно, если его изберут премьером, это будет поднятие имиджа.

А после премьерства можно претендовать лишь на должность президента. Поэтому, я так думаю, что его реальная политическая карьера начнется не со спикерства, а с премьерства.

То есть стороны переговоров таки достигнут компромисса?

– Все те переговоры, которые длились между БПП, "Народным Фронтом" – это все блеф. Никто из них на досрочные выборы идти не готов. И поэтому было понятно, что так или иначе они между собой договорятся.

Это торги по имиджевым моментам, возможности провести определенные программы. Яценюк, например, держится за (главу МВД – Ред.) Авакова. Но это также возможность влиять на финансовые потоки.

Кабмин Гройсмана продолжит следовать путем предыдущего правительства?

– Складывается такое впечатление, что предыдущий Кабмин – это такая кладовка. И там предыдущее правительство дырочки пробило. А пшеница оттуда высыпалась. И эти дырочки использовать следующий премьер, правительство, скорее всего, будут.

Поэтому здесь сложно сказать, про какие такие начинания или реформы мы говорим. Если бы были эти реформы, если бы они имели завершенный характер, то Яценюк не ушел так, как он уходит. Никто сегодня не верит, что это будет правительство технократов. Никто не верит, что это будет правительство реформаторов.

Кстати, сам Гройсман тоже не будет контролировать это правительство. Поэтому уже сегодня понятно, что оно будет контролироваться из совершенно разных центров.

Очевидно, что уже закладывается конфликт между президентом и премьером. Если бы у нас президент полностью формировал правительство, таких бы проблем не было. Но президент сегодня достаточно слабый, он этого сделать не может. Парламент также очень слаб и неоднороден. Это будет фрагментированное правительство, и оно не будет проводить целостной политики.

Есть уже 226 голосов в новой-старой коалиции?

– Уже прозвучали заявления, что у них нет этих 226 голосов, потому что Корнацкий заявил о том, что он выходит. Но на бумаге никто не объявлял, что он уйдет, и есть две фракции, в которых, очевидно, будет 226 депутатов.

С формальной точки зрения они могут создавать свою коалицию и избирать нового премьера. Но вот хватит ли этих голосов? Нет, не хватит.

Какой должна быть процедура создания нового Кабмина?

– В отставку должен сначала уйти Арсений Яценюк, потому что он сейчас абсолютно легитимно продолжает работать.

После того, как КМУ уйдет в отставку, потому что отставка премьера влечет за собой отставку правительства, начинается 30 дней до формирования новой коалиции. За это время должна быть сформирована новая коалиция, потом еще дается 30 дней на формирование нового правительства.

Насколько это соответствует законодательству?

– Если есть большинство, то никто особо оспаривать не будет. Понятно, что Конституция предусматривает, что ВРУ должна утверждать правительство. Там нет подробностей – по каждому отдельно голосовать или пакетом.

Другой вопрос, что одним вопросом голосовать за отставку Яценюка и назначение нового премьера – это нарушение регламента ВРУ и Конституции.

То есть без коалиции о новом премьере нет смысла говорить?

– Президент может подавать кандидатуру. Но президент подает не того, кто ему нравится, а ту кандидатуру, что ему подает коалиция. Он в этой ситуации посредник.

А коалиция сейчас существует?

– Никто не объявлял, что у нас распущена коалиция "Европейская Украина". Она исчезнет тогда, когда об этом будет объявлено – или когда будет создана новая коалиция. Поэтому не начала действовать норма о 30 днях на формирование новой коалиции.

Для общества не важен вопрос коалиции, кто туда входит, а важно, чтобы парламент был действующим и имел поддержку правительства.

Как вы прокомментируете информацию о взятке Яценюка в размере 3 млн грн?

– При формировании списка "Народного фронта" некоторые кандидаты платили за свое вхождение. Скандал возник из-за того, что деньги дали, а в список люди не попали. Говорили, что деньги в чемоданах приносили.

Яценюк сейчас в важную сыграл игру в формировании новой коалиции, он фактически ее контролирует. Сейчас у него будет время, чтобы нормально лепить себе имидж.

Многие отмечают, что все скептически относились к Яценюку, потому что были завышены оценки. Но надежд, что придет Гройсман, что изменения произойдут, уже нет. Многие иронизируют, что Яценюк еще не худший премьер.

Есть большой риск, что Кабмин Гройсмана не справится с поставленными задачами?

– С Гройсманом, мне кажется, у нас заниженные ожидания. Потому что ожидаем гораздо худшего. Потому что те, кто ожидал реформы, рассчитывали на (министра финансов – Ред.) Яресько.

Дело в том, что очень сложно оценивать сейчас Гройсмана в том контексте, что проблемы, которые были у Яценюка, остались и у него. Он не имеет собственного однородного правительства. Мы не видим тех фамилий, которые реально смогут проводить реформы.

Те споры, распри, которые возникают сейчас по конкретным фамилиям – это споры за финансовые потоки в правительстве. И вследствие этого есть такие пессимистические ожидания относительно возможности что-то изменить.

Коалиция также находится в шатком положении?

– Многие говорят о том, что не факт, что эта коалиция будет долгоиграющей. С таким же успехом можно было абсолютно техническую фигуру ставить на несколько месяцев.

Арсений Петрович себя никогда не идентифицирует как технический кандидат. И поэтому понятно, что у него достаточно большие амбиции. Но все прекрасно понимают, что продвижения с Яценюком не было. Он потерял доверие в обществе, он потерял доверие среди политикума. И это также важно.

И в результате этого возникло обстоятельство, что, очевидно, надо было сделать перезагрузку. Тем более, что то правительство Яценюка, которое сейчас есть, сформировано наполовину. Если министры сами разбегаются, пишут каждый день заявления, это свидетельствует о том, что многие уже не видят себя в этой команде, а также возможности дальше работать с Яценюком.

Читайте также — Список раздора: кандидаты в Кабмин Гройсмана

Можно ли найти некий объединяющий фактор для парламентского большинства?

– Собственный карман их объединял не раз. А те вопросы, которые касались Европы, имели достаточно большую поддержку. Запад, МВФ, сколько бы их ни критиковали, в этом плане является такой "дубиной", которая иногда заставляет слаженно голосовать наших депутатов. При этом голосуются те законы, которые реально помогают Украине в контексте евроинтеграции.

Политический эксперт Валентин Гладких убежден, что новый Кабмин создают только для того, чтобы оттянуть время до выборов в Раду. Политолог отметил, что досрочные парламентские выборы неизбежны, но если депутаты договорятся и проголосуют за новый состав правительства, то их проведение может быть отложено на несколько месяцев.
Ранее политтехнолог Дмитрий Раимов в эфире 106 FM заявил, что у Арсения Яценюка после отставки с должности главы правительства останутся достаточно сильные механизмы контроля за исполнительной властью.

Самое читаемое
    Темы дня