наверх
07.07.202200:39
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Выход из кризиса создал два новых кризиса. Политолог о работе Рады

Отставка премьер-министра Яценюка. (50)

(обновлено: )81250
Верховная Рада 12 апреля не утвердила ни отставку премьера Арсения Яценюка, ни создание новой коалиции. Политолог Василий Мокан прокомментировал ключевые события вокруг парламента и утверждения нового состава правительства.

Несмотря на громкие обещания, на отставку действующего Кабмина народные депутаты 12 апреля так и не решились. Избранники уверяют, что причина такого решения в том, что фракция БПП, президент и кандидат в премьер-министры Владимир Гройсман не могут согласовать позиции по составу нового правительства.

Тем временем Соединенные Штаты Америки и Евросоюз рекомендуют Украине как можно скорее завершить затянувшуюся премьериаду. А американский посол Джеффри Пайетт и вовсе заявил, что без разрешения этой ситуации третий транш кредитных гарантий в размере 1 млрд долларов от США Киев не получит.

Читайте также: Эксперт: новый Кабмин сделает многое, если не все, ради транша МВФ

Напомним, что комитет ВР по вопросам правовой политики и правосудия рекомендовал парламенту удовлетворить заявление премьера Арсения Яценюка об отставке. Одновременно комитет рекомендовал отменить постановление ВР от 16 февраля о признании работы правительства Яценюка неудовлетворительной.

Стоит ли ожидать завершения процессов создания коалиции и назначения нового состава правительства в ближайшие дни, в эфире радиостанции Голос Столицы спрогнозировал политолог Василий Мокан.

Какова процедура отставки премьера и назначения нового состава Кабмина?

― По процедуре должна сначала должна быть проголосована отставка премьера Яценюка — как юридический шаг к тому, чтобы дать старт переформатированию правительства. Далее должно быть создание коалиции. На сегодняшний день, опять же, речь идет о двух крупнейших фракциях: БПП и "Народный Фронт", которые дособирали депутатов до необходимого юридического количества в 226 голосов. Цель стоит собрать более 230 для того, чтобы иметь запас прочности.

А если будут проблемы с дисциплиной депутатов?

― У нас с дисциплиной депутатов всегда была проблема. И как ни парадоксально звучит, но наличие юридическое 226 депутатов в двух фракциях абсолютно не означает, что все они готовы голосовать за нового премьера. Голоса за утверждение на этом посту Гройсмана, который на сегодняшний день является наиболее вероятной альтернативой, можно собрать. Потому что велись переговоры не только с двумя, но и дополнительно с другими фракциями, группами, которые должны гарантировать результативное голосование. Потому что категорически не допускается ситуация, когда отставка премьера Яценюка состоится, но не будет назначен новый премьер.

А если такая ситуация произойдет?

― Тогда Яценюк будет исполняющим обязанности. Но тогда автоматически тормозятся все процессы реформ. Министерства работают в формате планирования на день-два вперед, а не стратегически. Полностью замораживается международная финансовая помощь. А страна запускает сценарий досрочных выборов.

Сам Гройсман готов идти в премьеры. Но он не готов становиться "козлом отпущения", который будет этикеткой нового состава Кабмина, а ему там навяжут людей, которые будут отвечать за те или иные направления. Он имеет право привести ту команду, которую он считает адекватной нынешней ситуации, и нести за это ответственность. Зато мы знаем, что у нас переговоры идут в формате так называемой "стратегической семерки". И эта семерка закрепила за партнерами — БПП и "Народным Фронтом" — 6 министерских позиций. А споры идут уже внутри самой БПП.

Почему произошла такая ситуация?

― Я не верю, что Гройсман пошел против Банковой, против Порошенко. У них давние взаимоотношения дружеские, партнерские. Единственное, что может быть объяснением — Гройсман демонстрирует сейчас характер. Возможно, это делается для того, чтобы как раз нивелировать восприятие его как человека президента. Тем не менее, переговоры ни к чему не привели. Более того, под вечер нарисовалась еще одна альтернатива, которую на фракциях БПП и "Народного Фронта" будут обсуждать. Это кандидат на пост премьера Юрий Луценко.

Какова вероятность того, что Гройсман согласится работать с правительством, которое ему навяжут?

― Торги устроил не Гройсман, он лишь один из участников, есть еще другие игроки. Это и президент, это и действующий премьер, это и так называемая "стратегическая семерка", в которую входит глава АП Борис Ложкин, министр МВД Арсен Аваков, председатель БПП Юрий Луценко. И дело не только в команде Гройсмана. Как таковой ее, возможно, и не существует. Есть только определенные фамилии, которые он хотел бы видеть на тех или иных должностях. Хотя для меня, честно, было удивлением, когда один и тот же человек утром претендовал на Минздрав, а уже вечером претендует на Минсоцполитики. Это нонсенс.

По каким из министерств не удалось договориться сторонам переговоров?

― Есть, например, дискуссионный вопрос, по которому не договорились — по министру энергетики. Есть министр культуры, которым БПП видит Евгения Нищука, а "Народный фронт" настаивает, чтобы Кириленко оставался на этом посту. Я пришел к выводу, что "кина не будет". Даже если это правительство будет сформировано, как и эта коалиция, нет никакой гарантии, что стабильно будут сотрудничать они друг с другом, если уже старт начинается с таких качелей. Ответственность и ожидание перемен колоссальные — как у народа, так и в политикуме.

Если мы хотим изменить нынешнее правительство, которое потеряло общественную поддержку и поддержку парламента — и это правда — тогда назначается техническое правительство, которое в народе принято называть технократическим, назначается технический премьер, который берет обязанность на себя, например, на год, до будущей весны, провести реформы. А страна следующей весной идет на досрочные парламентские выборы — и пусть они дают оценку, как себя ведут себя те или иные политики и политические силы.

Каким должно быть задание технократического правительства?

― Взять на себя ответственность в период, когда политические элиты в парламенте не могут между собой договориться. Это техническое задание поддержки в сложное время, но после этого обязательно должен наступить период досрочных выборов и формирования уже на основе волеизъявления народа политического состава правительства.

Если, конечно, в ВР выберут тех, кто может договариваться.

― А это уже будет ответственность нашего избирателя. Есть запрос в обществе на изменения в правительстве, а наши главы фракций и политики не демонстрируют потенциала договориться между собой, хотя на самом деле эта возможность есть, если бы немножко уменьшить градус напряжения и собственные амбиции. Когда говорят на языке ультиматумов, языком эмоций и повышенных тонов, тогда, наверное, лучший вариант — формирование технократического правительства, и со временем идти на досрочные выборы.

Хотел бы еще напомнить, как сегодня ВР голосовала. Она достаточно большим количеством голосов поддерживала те или иные законопроекты. Я к тому веду, что при желании парламент может работать и голосовать за законопроекты.

Можно ли проголосовать за отставку Яценюка и назначение нового премьера "пакетом"?

― Это голосуется отдельными постановлениями. Должна сформироваться коалиция. Она должна на рассмотрение президенту подать кандидатуру премьера, а затем президент вносит на рассмотрение ВР его кандидатуру. Уже потом глава правительства вносит кандидатуры членов правительства. Поэтому, пока Яценюк не уйдет в отставку, оснований для формирования нового правительства просто нет. Но я в кулуарах парламента слышал схему, которая открыто между депутатами обсуждалась. Что будет заявление Арсения Петровича об отставке. Оно будет внесено в ВР, а Рада отставку провалит. И Арсений Петрович продолжит работать. И сейчас я просто не вижу смысла подробно обсуждать персональный состав правительства.

Но есть ли смысл оставлять старые лица в новом Кабмине?

― Если, допустим, проголосована отставка премьера, она тянет автоматически отставку всех остальных министров. Они становятся с приставкой и.о. Это еще худший вариант, чем оставить сейчас все так, как есть. Тогда уже нет смысла голосовать за отставку Яценюка. Но я думаю, что они сделают все возможное для того, чтобы выйти все же на какой-то формат договоренностей. Потому что есть заявление распустить парламент, звучащее со стороны Петра Порошенко. Хотя мне кажется, что это в большей степени блеф. Потому что не выгодно сейчас ни президенту, ни его политической силе идти на перевыборы. Тем более "Народному Фронту". Я думаю, что этот язык ультиматумов больше направлен ​​на широкую общественность. Президент демонстрирует, что он готов к кардинальным решениям, чтобы парламент все же договорился. Но между собой используются совсем другие аргументы. Я хочу напомнить, что один из игроков в этой всей схеме, глава администрации президента Борис Ложкин, определенным образом спровоцировал кризис с правительством, который сейчас мы имеем.

Какой сценарий является наиболее положительным в этой ситуации?

― Формирование коалиции и стабилизация политической ситуации в государстве — это гораздо лучший сценарий для государства, чем деструктив и перевыборы в ближайшее время. Второй момент — среди всех потенциальных кандидатов, которые сейчас обсуждаются, Гройсман остается наиболее оптимальной фигурой, которая могла бы объединить вокруг себя и команду в правительстве, наладить сотрудничество с парламентом. Тем более, что "Народному Фронту" обещают должность спикера парламента. Это одна из ключевых должностей в этом переговорном процессе. Если Гройсман не пойдет в премьеры, просто не понимаю, каким образом выполнять эти требования перед "Народным Фронтом".

Какова причина политического кризиса?

― Причина правительственно-парламентского кризиса не в коалиционном соглашении, не в его содержании, так как оно написано было нормально, там были выдержаны все сроки. Оно просто не выполнялось. Причина — политическая. И надо дать ответ — а чем это правительство планирует заниматься существенно отличным от того, чем занималось правительство Яценюка?

То есть коалиционное соглашение была выписано неплохо, однако нынешний состав правительства не смог его реализовать, а если придет Гройсман со своей командой — он этот план реализует?

― Именно эта идея и закладывается, что коалиционное соглашение неплохое, но правительство Яценюка не смогло его реализовать из-за того, что не найден был формат сотрудничества с парламентом, когда бы все правительственные законопроекты находили поддержку, а также из-за того, что было низкое качество законопроектов, которые подавались под видом реформ. Например, когда берется какая реформаторская идея, она абсолютно сырая, необработанная, возможно даже не до конца учтен какой-то международный опыт, но там заложены интересы тех или иных групп влияния, и это все за день до голосования подается в ВР. А депутаты за пять минут до того, как должны нажимать на кнопку, должны законопроект проработать на 300 страниц.

То есть сейчас речь идет о том, чтобы это коалиционное соглашение доработать?

― Да, но не в содержательном плане. Главное — воля, чтобы это реализовать. А именно в плане дедлайнов, когда и какие законопроекты нужно принимать именно во временном пространстве. И ситуация такова, что если Гройсман возглавит правительство, то за основу будет взято старое коалиционное соглашение с четкими дедлайнами, четкими обязательствами, оно будет реализовываться в дальнейшем, то есть курс продолжится. Но обществу не ответили на ключевой вопрос — чем потенциально новый Кабмин существенно будет отличаться от курса предыдущего правительства, потому что людей же не интересуют фамилии, которые там изменятся. В первую очередь их интересуют результаты. Если бы коалиционное соглашение, принятое в 2014 году, в заложенные сроки и в том объеме реализовывали, мы бы просто не имели сегодняшнего кризиса.

Вопрос кандидата на пост главы правительства остается открытым?

― Мы можем часами обсуждать фамилии потенциальных кандидатов, но претендентом №1 остается Гройсман, кто бы что ни заявлял.

Как будут вести себя другие фракции, если БПП и "Народный фронт" создадут коалицию "на двоих"?

― Я так понимаю, все остальные — это потенциальная оппозиция. Потому что не проявлял никто желания участвовать в коалиции. И эта оппозиция должна также брать на себя совместную ответственность за деятельность парламента, потому что это тоже депутаты, за которых голосовали, которые должны нести ответственность за свои решения. Но у нас такая ситуация, что конкуренция в оппозиционной среде уже на высоком градусе, и есть заявления, что нет, это мы самая правильная оппозиция, а все остальные — недемократическая. То есть уже между ними начинается конкуренция. Я считаю, что правильным было бы инициировать принятие закона о парламентской оппозиции, четко прописать права и обязанности оппозиции, наделить ее контролирующими функциями. Такие законопроекты уже подавались, их просто надо подчистить, усовершенствовать.

Почему их до сих пор не приняли?

― Подавались они Оппозиционным блоком, а нынешняя власть не считает нужным поддерживать его законопроекты.
К слову, политический эксперт Валентин Гладких убежден, что новый Кабмин создают только для того, чтобы оттянуть время до выборов в Раду.

Политолог отметил, что досрочные парламентские выборы неизбежны, но если депутаты договорятся и проголосуют за новый состав правительства, то их проведение может быть отложено на несколько месяцев.

Ранее политтехнолог Дмитрий Раимов в эфире 106 FM заявил, что у Арсения Яценюка после отставки с должности главы правительства останутся достаточно сильные механизмы контроля за исполнительной властью.

Самое читаемое
    Темы дня