наверх
24.09.202006:17
Курсы валют НБУ
  • USD28.19- 0.02
  • EUR32.96- 0.15

Полет ненормальный. Украина потеряла авиастроение и космическую отрасль

(обновлено: )5210375
Двадцать лет назад Украина подписала с Ираном первый и единственный контракт на создание лицензионного производства самолетов Ан-140. Во время жестких западных санкций с помощью украинских специалистов Иран поднимал самолеты в небо.

Марат Пригожин, РИА Новости Украина

Однако его потепление отношений с Западом стало для украинского авиастроения фатальным. Украина не выдержала конкуренции с западными гигантами авиастроения, которые увидели в Иране перспективный рынок сбыта после снятия санкций со стороны Запада.

Однако иранский рынок не был проигран в конкурентной борьбе, а был потерян более экзотичным способом. Украинская власть уничтожила собственную самолетостроительную промышленность под лозунги о российской агрессии.

Иран уже потерян?

Проект организации лицензионного производства самолетов Ан-140 в Иране был уникальным по многим позициям. Масштаб задачи – с нуля создать завод по сборке самолетов, подготовить местные инженерные кадры и частично обеспечить на месте производство комплектующих.

Помимо производства самолетов в Иране организовывалось сборочное производство двигателей к ним. Фактически с помощью украинских специалистов иранские инженеры "перескакивали" несколько уровней развития культуры производства – до современного. А украинское самолетостроение приобретало прочные позиции на иранском рынке.

В конце 1990-х – начале 2000-х годов поставки любой современной техники в Иран, в том числе и самолетов, были полностью прекращены, а техобслуживание парка местных авиакомпаний шло полулегальным путем. Однако, гражданская авиация в стране развивалась. Поэтому, перспективы Украины после реализации проекта по производству Ан-140 в Иране были довольно серьезными.

Читайте также: Кадры решают все! Смена руководства в ГП "Антонов"

Конечно, ни один новый проект никогда не осуществлялся в намеченные сроки. За двадцать лет Иран должен был собрать энное количество самолетов, которое так и не было собрано по многим объективным и субъективным причинам.

Предложить особо нечего

Тем не менее от проекта в целом не отказывались. Однако против него работали несколько факторов. За время эксплуатации самолета в катастрофах были потеряны две машины гражданских авиакомпаний. По заключению специалистов, причиной последней катастрофы, случившейся в августе 2014 года, стал отказ электронного управления двигателем. Крест на самом проекте, возможно, и ставить было бы рано, но говорить о потере Украиной позиций на рынке уже приходилось.

В 2008 году предприятия Украины и Ирана подписали остающийся до сих пор нереализованным меморандум о намерениях по приобретению и сборке на иранской территории до 50 самолетов Ан-148 разработки киевского "Антонова". Кроме интереса, проявленного к Ан-148, Иран в тот период подписал с российской лизинговой компанией ИФК твердый контракт на поставку пяти Ту-204 с опционом еще на столько же самолетов. При этом обсуждалась возможность организации в Иране лицензионной сборки самолетов Ту-204.

Проекты почти десятилетней давности остались без воплощения по многим причинам. Возможно, не в последнюю очередь "тормозом" для Киева выступал Запад, который ограничивал Иран санкциями не для того, чтобы Украина поставляла туда самолетокомплекты для сборки. В итоге, после отмены санкций против Ирана, рынок стали делить Boeing и Airbus, а Украина осталась не у дел.

Однако даже если сейчас украинское авиастроение было бы востребовано в Иране, нам предложить особо нечего.

Потери от разрыва кооперации

За два года политического противостояния с РФ Украина потеряла не только рынки сбыта пищепрома, металлургии и добывающей промышленности. Украинское машиностроение лишилось российского рынка сначала под предлогом прекращения военно-технического сотрудничества с РФ, а затем и разрыва кооперационных связей, в том числе и в авиастроении. Частично эти связи сохраняются на уровне частных структур, но это не тенденция, а, скорее, исключение.

В государственном секторе, к которому относятся авиастроительные предприятия Киева и Харькова, прямое сотрудничество с РФ стало невозможным, а без него стала невозможна производственная деятельность в принципе. Ведь украинские самолеты, вернее, половина комплектующих, производится в России. Можно, конечно, поменять производителя на "правильного", западного поставщика, но это будет дороже и потребует от разработчика проведения процедуры подтверждения надежности конструкции в виде сертификационных испытаний.

Представитель одной из украинских компаний, действующих на рынке самолетостроения, пояснил, что в настоящее время сборка самолетов стала невозможной из-за разрыва кооперации с Россией.

"Известно, что Украина полностью самостоятельно самолеты никогда не делала, в том числе и самолеты «Антонов». Там было около половины комплектации российского производства. Я не исключаю, что причиной приостановки проекта (с Ираном) стал разрыв кооперационных связей между Украиной и Россией. Но как решал этот вопрос Иран – я не знаю. Конечно, Ан-140 – это украинская разработка, и в Иране эти самолеты должны были только собирать.

При том, что у Ирана нормальные отношения с Россией, он мог бы ожидать поставок из России, даже если бы этот самолет было сложно производить в Украине из-за нехватки запчастей российского производства", – отметил собеседник агентства.

Тем не менее, добавил он, на рынке слишком мало информации об этом проекте.

"Есть много вопросов технического плана, которые нужно знать: если была остановлена поставка комплектации из России, этот проект невозможно продолжать", – сказал эксперт.

"Потеряли еще и космическую отрасль"

Такая же ситуация – по проекту производства в Иране самолета Ан-148.

"Все проекты семейства Ан – совместные, поэтому совершенно логично, что все они закончились с разрывом экономических связей. Наши инженеры, ученые и великие конструкторы почему-то молчат. Они должны были бы громче всех говорить, авторитетно", – подчеркнул собеседник агентства.

Читайте также: Скандалов прибыло. Космическое агентство меняет руководство КБ "Южное"

По его словам, Украина потеряла не только авиастроение, но и космическую отрасль.

"Мы потеряли и космическую отрасль, и авиационную, и много других высокотехнологичных направлений. Это логично. И президент, и американский посол уже сказали, что у нас другой курс – на строительство аграрной державы. В 2015 году Бразилия разорвала проект Циклон по запуску спутников с космодрома Алканатара ракетой «Циклон-4» украинской разработки. Проект закончился, и едва ли когда-нибудь будет возобновлен. Потери в высокотехнологичных отраслях, которые могли Украине приносить ежегодно миллиарды долларов, они невосполнимы", – добавил представитель отрасли.

В частности, он напомнил, что под разработку ракеты-носителя "Циклон-4" украинские предприятия брали кредиты в российских и западных банках, поэтому там остались долги на несколько сотен миллионов долларов.

"Плюс еще бюджетные средства – в проект было вложено немало. Но это все еще недостаточно осознается", – отметил эксперт.

Что предложим Ирану?

Недавно украинские чиновники опять заговорили о расширении сотрудничества с Ираном.

"Мы договорились расширить сотрудничество в авиационной отрасли. Компании наших стран  будут сотрудничать в направлениях  модернизации самолета Ан-140-100 и  его совместном серийном производстве, в проектировании и производстве новых модификаций самолета Ан-140-100, в сфере маркетинга и продажи пассажирских самолетов Ан-158 в Иране и регионе, в направлении поставки транспортных гражданских невоенных самолетов Ан-178", – сообщил вице-премьер-министр – министр регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины Геннадий Зубко, комментируя подписание меморандума о взаимопонимании, который определяет все направления сотрудничества между Украиной и Ираном.

Но что предложит Украина в качестве вариантов сотрудничества? Наверное, указ президента о прекращении военно-технического сотрудничества с Россией вместо самолетокомплектов.

Самое читаемое
    Темы дня