наверх
29.11.202013:17
Курсы валют НБУ
  • USD28.47+ 0.03
  • EUR33.96+ 0.11

Реформа образования. Что изменят опорные школы?

(обновлено: )6064114
По мнению экспертов, скоропалительное решение создать в Украине опорные школы может привести к тому, что качественное образование станет недоступным, что еще сильнее обострит неравенство в обществе.

Инесса Другова, РИА Новости Украина

Чтобы повысить качество образования, Кабмин предложил создать опорные школы, определить их финансирование и создать соответствующую инфраструктуру. 

Как заявил премьер-министр Украины Арсений Яценюк в своем 10-минутном телеобщении с народом, базисом нового подхода к школьному образованию станет создание в маленьких городках и поселках базовых опорных школ.

"В текущем году правительство выделяет 200 миллионов гривен (около 7,5 миллионов долларов) на то, чтобы в Украине появились такие опорные школы… В текущем году мы должны открыть 100 базовых опорных школ. Для того, чтобы наши дети смогли добраться до таких школ необходимы автобусы и дороги", – сказал Яценюк.

Он также отметил, что в текущем году Кабмин Украины выделил 500 миллионов гривен (около 18,9 миллиона долларов) на покупку школьных автобусов. До 1 сентября планируется закупить до тысячи школьных автобусов. Пустить автобусы планируется по новым дорогам. Деньги на их строительство премьер предлагает выделить местным властям, поскольку после финансовой децентрализации доходы местных бюджетов значительно возрастут. 

"Именно для того, чтобы среднее образование стало качественным, правительство предложило новый проект — так называемых опорных школ, – подчеркнул Яценюк. – Что такое проект опорной школы? Это создание системы, где базовая школа имеет инвестиции в обучение и инвестиции в качественные знания. Это означает, что в такой школе будет бесплатный интернет, в такую школу закупятся новые классы физики, математики, химии, биологии. В такой школе есть мультимедийный комплекс с IT-технологиями. В такой школе направляются средства на ремонт спортивных залов и кабинетов и осуществляются мероприятия по энергоэффективности: пластиковые окна, утепление и нормальные условия, чтобы наши дети получали качественные знания".

У каждой опорной школы будет не менее трех филиалов. Филиал – это школы первой ступени, где дети учатся с 1-го по 4-й класс. Далее, после 4-го класса, дети будут иметь возможность учиться в качественной опорной школе. 

Кроме того, премьер пообещал, что материальное положение учителей опорных школ будет улучшено. 

"Для учителей создаются условия для повышения размеров заработной платы. Так как средства от оптимизации сети школ останутся в базовой школе, они могут быть использованы директором на собственное усмотрение, чтобы повысить материально-техническое обеспечение школы и повысить размер зарплаты учителей", — резюмировал глава Кабмина.

Только не наши "образованцы"

По мнению президента корпорации "Гранд" Владимира Спиваковского, создавать опорные школы должны только приглашенные финны или норвежцы. 

"Любое действие, направленное на хоть какое улучшение ситуации с образованием, позитивно, и его надо поддерживать. Более того, предложенные опорные хабы актуальны, полезны и имеют перспективы… НО!.. – Только (!) при одном непреложном условии: так как идея взята у скандинавских стран, где эти хабы возникли в связи с отдаленностью там многих районов, то создавать, управлять и использовать финансирование должны только приглашенные финны или норвежцы, на 100%. И ни одного нашего образованца. Без выполнения этого условия будет очередное фиаско", – прокомментировал идею Минобраза Спиваковский на своей странице в Facebook.

По его мнению, к сожалению, опорные школы выдернуты из всей реформы. 

"А должно быть наоборот. Должно быть так: перечислено всё, что подлежит реформированию и объявлено, что начинаем, скажем, с опорных школ. Тогда было бы понятно, и можно было бы избежать критики, – считает Спиваковский. – Конечно, было бы жаль, если идею со 100 опорными школами постигнет та же участь, что и идея с опорной Стеной вдоль нашей границы". 

Хотя бы 100 приличных школ

Глава совета общественной организации "Точка роста: образование и наука", кандидат экономических наук, доцент Светлана Благодетелева-Вовк поясняет, что проблема среднего образования в Украине стоит давно, и не решалась она именно в контексте небольшого финансирования. 

"У нас 60% бюджета выделялось на высшее образование, на школу – около 40%. Остальные деньги изыскивались в пользу школ из карманов родителей. За последние 15 лет была создана система софинансирования, которая до сегодняшнего дня не легализована, и только ищутся пути, как создать механизм совместного финансирования школ всеми заинтересованными. 

Второй контекст проблемы – это отсутствие средств в бюджете на качественное образование. То есть, новый закон об образовании, который сейчас готовится, ставит во главу угла качество образования. Соответственно, для того чтобы дать это качество, необходимо иметь определенные инструменты, то есть среду предоставления этого образования, в которую входят качество преподавания – это учителя, их опыт, педагогическое мастерство, материально-техническое обеспечение школ, которое стимулирует творческое развитие, а также покрытие трат на управление. 

Поэтому в связи с ситуацией сложности финансирования была предложена идея опорных школ: просто-напросто сфокусировать финансирование на определенных школьных объектах, для того чтобы обеспечить качество образования хотя бы в этих школах", – сказала эксперт в комментарии РИА Новости Украина

Школы для избранных 

По мнению Благодетелевой-Вовк, с решением создать в стране опорные школы связаны две важные проблемы.

"Первая проблема состоит в том, что никто не смотрел и не моделировал ситуацию: как создание опорных школ повлияет в целом на образовательную среду в Украине. Получается, что мы концентрируем все ресурсы в каких-то отдельных школах, например, на одной школе в городе, а что остальные 30, если это областной центр, будут делать? Получается, что только лишь одна десятая — одна тридцатая часть школьников смогут получить качественное образование. Как это скажется на всем остальном?

Мы находимся в ситуации дифференциации школ по качеству образования – чем больше будет финансирование, тем лучше будет качество образования, а качественное образование притягивает к себе элиту. И таким образом само создание опорных школ, если моделировать глобально, может привести к тому, что в обществе обострится неравенство. Потому что образование это и есть механизм преодоления неравенства, создание социальных лифтов. А если мы ограничиваем образование при помощи создания таких вот опорных школ, которым даются точечно ресурсы, финансирование и создаются все условия, естественно, кто будет иметь больше условий, чтобы туда попасть? 

У нас сейчас есть принцип районирования. То есть, жители района попадают в определенную школу этого района, а гимназии, лицеи и так далее, которые создавались в последнее время не всегда выполняли этот критерий. Таким образом там накапливались дети родителей с определенными возможностями, что, с одной стороны позитивно влияло, а с другой – негативно влияло на образовательный процесс. 

Читайте также: Как реформы изменили образование в Украине. Комментарии замминистра

В этой ситуации в создании опорных школ есть риски, связанные с тем, что мы, вместо того чтобы дать доступное качественное образование, в целом создадим систему сегрегации", – рассказала эксперт.  

Мина замедленного действия

Еще одной проблемой идеи создания опорных школ, как отметила Благодетелева-Вовк, стало отсутствие общественной дискуссии.

"Просто решение спускается сверху: у нас есть 200 миллионов и мы в своем узком кругу решили, что  так будет хорошо. Дискуссии не было, никто из общественных экспертов в ней не участвовал, нас поставили перед фактом, что хотите с этим делайте, но опорные школы будут. А отсутствие общественной дискуссии – это практически уход от диалога, когда при управлении обществом само общество не допускается. И естественно, мы можем иметь на выходе  потерю доверия, а также то, что сыграют именно отрицательные риски, а не раскроются какие-то положительные стороны", – сказала эксперт. 

Отсутствие модели  и отсутствие диалога, по ее мнению, создают мину замедленного действия под сам проект опорных школ.

"Ситуацию можно исправить, во-первых, смоделировать ситуацию и провести всесторонний анализ, как и на что повлияет создание опорных школ. Если вследствии этого определится, что это будет какой-то позитив, то только после этого нужно их внедрять. Мы пишем законы, но не знаем, как они будут действовать, никто не моделирует среду, ни обратных связей, ничего. А это все вносит хаос, повышает неуправляемость системы. Давайте еще и с опорными школами выйдем, и на что мы натолкнемся? Через год-два родители начнут выходить с протестами, что их дети не могут получить качественное образование или образование вообще?" – считает Благодеева-Вовк.

Во-вторых, по ее мнению, необходимо  наладить широкий диалог.

"Проблема министерства образования сейчас в том, что это колоссально закрытая система. Экспертов, которые критически относятся к политике министерства, маргинализируют, и те предложения, которые от них исходят, не учитываются. А далее начинают действовать риски. Поскольку общественное обсуждение – это более широкий взгляд, который дает увидеть негативы и позитивы, собрать общую картину, и уже потом ее стратегически реализовывать, а сейчас этого нет. Мы находимся в ситуации, когда видение одного человека определяет развитие образования в Украине, что вообще не цивилизовано, это просто не соответствует концепции современности", – подытожила эксперт.

Самое читаемое
    Темы дня