наверх
28.03.202410:31
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Заговор вокруг Яценюка, ошибка Порошенко, Рада в ступоре. Итоги недели

Старый новый Кабмин и развал коалиции в Раде (569)

(обновлено: )285243
Верховная Рада провалила голосование за отставку Кабмина, после чего из состава коалиции вышли фракции "Батькивщина" и "Самопомич". Парламентский кризис в эфире радиостанции подробно проанализировали эксперты.
Арсений Яценюк во время выступления в Верховной Раде 16 февраля

Заслушав отчет главы правительства Арсения Яценюка 16 февраля, народные депутаты практически сразу признали работу Кабинета Министров в 2015 году неудовлетворительной. Соответствующее постановление №4063 поддержали 247 депутатов.

Многие народные избранники были уверены, что вслед за этим последует и отставка Кабинета Министров. Однако добиться ее депутатам не удалось. Соответствующее постановление набрало 194 голоса при 226 необходимых.

Именно провал голосования за отставку правительства стал причиной выхода фракции "Батькивщина" из коалиции. После недолгих внутрифракционных переговоров примеру политсилы Юлии Тимошенко последовала и "Самопомич". В результате парламентское большинство перестало быть таковым, поскольку количество депутатов в нем не дотягивало даже до минимально необходимых 226 человек.

Эти и другие ключевые события уходящей недели на 106 FM проанализировали политтехнологи Екатерина Одарченко и Ярослав Макитра, а также председатель Комитета экономистов Украины Андрей Новак.

Уходящая неделя была богата событиями. Что запомнилось больше всего?

Одарченко: Запомнилась цикличность украинской политики, причем каждый цикл запускается раз в два-три-пять лет, и это очень печально, потому что обращения к политическим консультантам, к политтехнологам совершенно не изменились.

То есть нет желания строить новые политические силы, строить подготовку политиков для того, чтобы, собственно, представители в Кабинете Министров были более профессиональными, чтобы действительно партии могли делегировать технократическое качество этих представителей и объяснять, откуда эти люди взялись.

Институтов новых, которые поднимали бы качество политики, нет. И уже большинство политических партий готовится к выборам, которые пройдут осенью.

По поводу того, каким будет недолгий союз в коалиции, то, по моему убеждению, (глава Радикальной партии – Ред.) Ляшко сдаст свои позиции и присоединится к новому формату большинства. Я бы еще подчеркнула, что это была очередная неделя безответственности.

Новак: То, что мы сейчас видим, это один из многочисленных маневров, как отвлечь наше с вами внимание от самого главного – от состояния страны, состояния экономики.

Читайте также: Не только Яценюк. Политические эксперты подвели итоги неспокойной недели

Чтобы мы с вами не обсуждали первую попытку отчета премьер-министра, что произошло? Его в конце речи один из депутатов захотел вынести из Рады, что мы с вами все тот же вечер и все последующие дни и обсуждали. Теперь вторая попытка отчета, и вместо того, чтобы обсуждать экономические реалии, мы обсуждаем что? Очередной цикл политических баталий, очень напряженных, а на самом деле мы видим по результату голосования за отставку правительства, что все это примитивный "договорняк".

Макитра: Отмечу, что неделя не закончилась еще, и у нас могут определенные события происходить на выходных. Из событий, которые уже случились, главным была ситуация вокруг отставки/неотставки правительства Яценюка. Фактически каждая из сторон сейчас занимается юридической казуистикой, политическими манипуляциями, а ситуация заходит в тупик.

Вам не показалось, что это было заранее срежиссированное шоу?

Макитра: Любое голосование так или иначе режиссируется. Но я не сторонник идеи тотального заговора, ведь говорилось, что Порошенко с Яценюком заранее договорились о результатах голосования. Тогда не было бы такого заявления президента, которое тот сделал накануне Яценюку. Следовательно, что-то пошло не по сценарию.

Фактически такими действиями – предыдущим обращением к премьеру с просьбой идти в отставку и позднее неголосованием за это – Порошенко очень сильно подкосил свои позиции, и это было политической ошибкой. Нужно или не делать заявления, или все-таки добиваться отставки.

Одарченко: А я бы не поляризовала эту ситуацию.

Предстоящие выборы, для кого они глобально выгодны? Сейчас – ни для кого. Тимошенко недавно анонсировала начало, скажем так, полевой кампании. То есть они с Наливайченко будут ездить по регионам и говорить о конституционном диалоге, говорить о борьбе с коррупцией, новую команду мобилизовать, находить новых сторонников. Они об этом заявили, провели брифинг для журналистов.

"Самопомич" фактически дублировала эти позиции, они говорили о конституционном диалоге и о туре по сбору единомышленников по всей Украине. У "Самопомичи" здесь шансов немного меньше, потому что у них нет структуры, которая могла бы качественно это организовать, она не такая мощная, как та, что сейчас у "Батькивщины".

В "Оппозиционном блоке" существует внутренний конфликт, что, собственно, отражается и на системе финансирования политической партии, то есть они сейчас не готовы к заходу на выборы.

"Народный фронт" и особенно БПП понимают, что крайне важно сейчас голосовать за изменения в Конституцию. А вот "Батькивщина" отличается от политсилы Ляшко тем, что они достаточно последовательно ведут свою политическую игру – голосовать за микс децентрализации с последующим порядком проведения выборов на неподконтрольных территориях они не будут.

Поэтому я бы не настаивала на абсолютно однозначной позиции, что Порошенко максимально заинтересован в отставке правительства, потому что он не может поставить на пост премьер-министра своего человека, ведь тогда не будет компенсатора, и Европа никогда такого не примет.

То есть нынешнее болотное положение дел для БПП и "Народного фронта" – неплохой вариант.

Почему Яценюк не покинет свой пост, чтобы погасить этот политический кризис?

Макитра: Арсений Яценюк озвучил свою позицию – он не видит никаких проблем в том, что происходит, несмотря на то, что коалиции нет.

Это вообще вопрос ко многим украинским политикам – почему они не умеют вовремя и красиво уйти, чтобы потом, возможно, так же красиво вернуться. Очевидно, что каждый день пребывания в должности для Яценюка дороже, чем его политическое будущее. Эти дивиденды, очевидно, не политические, а материальные, которые получают он и его окружение, и они позволяют ему действовать именно таким образом.

Читайте также: Хотите транш? У МВФ есть требования к властям Украины

Одарченко: Я считаю, что президент живет в несколько иллюзорном понимании реальности. Он считает, что контролирует все. Но БПП никогда не был партией с историей. То есть это ситуативные люди, которых переманивали или которые приобщались, это проект. Проект неплохой, но люди там ситуативные и партия не гомогенная.

С тех пор мы наблюдаем, что часть людей переходит в другие депутатские группы, часть людей начинает критиковать позицию президента. Позиция господина Фищенко сейчас показательна в этом плане.

Потому я думаю, что заявление могло иметь две первопричины. Первая – это отсутствие чувства реальности, а вторая – это может быть на самом деле и понимание того, что голосование будет происходить по сценарию, но перед этим состоялась работа со своим положительным образом.

Арсений Яценюк заявил, что олигархи были ограничены в своей деятельности в течение двух лет его управления Кабмином. Действительно ли это так?

Новак: Если бы олигархи были ограничены и желали отставки премьер-министра, то она бы состоялась. Но она не произошла как раз благодаря им, потому что им выгоден такой премьер-министр, который, например, в так называемой налоговой реформе полностью перенес нагрузку на граждан и на малый и средний бизнес, при этом совершенно "не заметил" крупного бизнеса, где как раз и имеет дополнительные ресурсы для налогообложения.

А теперь по поводу этих политических игр, которые мы видели на этой неделе. Я считаю, что здесь дело не в том, что президент что-то там не контролирует. Смотрите в формулы, смотрите в цифры – это был очень хорошо срежиссированный политический спектакль с элементами цирка.

В первом случае за неудовлетворительную оценку правительству проголосовала почти вся пропрезидентская фракция, второе голосование через несколько минут – более 40 депутатов БПП уже не голосуют. Как вы думаете, это не по указке? То же – по "Оппозиционному блоку".

То есть это был спектакль, «договорняк», а теперь возникает вопрос, кому выгодны досрочные парламентские выборы. А выгодно это тем, у кого сейчас растет рейтинг, и для политических партий парламентских, которые хотят иметь большие фракции, чем они сейчас имеют.

Первая категория, кому выгодны парламентские выборы – "Батькивщина", у которой растет рейтинг, "Самопомич" ожидает иметь большую фракцию, "Оппоблок" хочет иметь большую фракцию и поверьте, так и будет, к сожалению.

А вторая категория – политические силы, которые на местных выборах недавно "выстрелили", и они бы теперь хотели зайти еще и в парламент. Это "УКРОП", это "Возрождение», это "Наш край".

Макитра: Еще та же "Свобода", которая имела относительно неплохие результаты, можно говорить и об "Аграрной партии". Ну и очевидно, что часть влиятельных лиц, которые могли бы единолично пройти по мажоритарным округам или завести своих кандидатов в различные политические проекты.

Новак: Есть еще внешнеполитическая формула, которая толкает нас на досрочные парламентские выборы. Украине нужно тянуть время.

Если вы заметили по Минским соглашениям, жесткое требование России – это изменения в Конституцию с соответствующим статусом Донбасса. И проведение выборов на неподконтрольной части Донбасса. Украине нужно тянуть с этим. Для этого нужно, что у нас были досрочные парламентские выборы, тогда у нас есть карт-бланш еще минимум на год, мы объективно не можем вносить изменения в Конституцию, проводить выборы на к Донбассе.

Читайте также: Игры престолов. Чем закончится война политиков друг с другом и против всех

Теперь об экономике. Выборы – это не обременительно для страны. Напрямую из государственного бюджета обслуживание всеукраинских выборов – это всего лишь около миллиарда гривен. Это 1\500 часть расходной части бюджета. При этом два-три месяца заходит масса денег на избирательную кампанию, по всем возможным направлениям – реклама телевизионная, реклама радийная, вывески, полиграфия, строятся мгновенно детские площадки, окна в школах, детских садах, поликлиниках, больницах. То есть экономика начинает работать.

А это не только прямые материальные затраты, а это еще и работа людям, которые все это делают и выполняют. То есть это определенное оживление.

И в нашей ситуации, когда у нас, благодаря "гениальной" работе правительства и НБУ, экономика рушится, избирательная кампания будет как экономическая подушка, которая остановит это галопирующее падение.

Единственный экономический риск – что МВФ, а за ним все остальные наши внешние партнеры, приостановят сотрудничество. Но я гарантирую, что этого не будет. Украину все равно будут поддерживать.

Макитра: Я согласен почти со всем сказанным. Единственное, что хотел добавить – на самом деле западных партнеров Украины не интересуют персоналии. Западных партнеров Украины интересуют те, кто может контролировать ситуацию.

Поскольку те лидеры, которые сейчас есть в Украине, теряют уровень доверия, теряют контроль над ситуацией, поэтому они и становятся менее интересными Западу.

Есть миф, который пытается действующая власть, в лице премьера особенно, генерировать, о том, что на Западе, если будут изменены какие-то персоналии, будет прервана поддержка Украины. Нет, поддержка Украины может быть изменена в случае изменения курса украинского руководства, но это будет Яценюк, или это будет кто-то другой – не имеет большого значения, кроме как для самого действующего премьера.

Вряд ли это интересует западных партнеров.

Как дальше будет развиваться ситуация с генпрокурором Шокиным, который якобы уходит в отставку?

Макитра: Ситуация действительно удивительна.

Если обратить внимание, когда президент сказал о том, что Шокин должен уйти, только после того был вброс о том, что он находится в отпуске. Это выглядело как заявление на отпуск задним числом.

Насколько мне известно, в ГПУ до сих пор надеются и делают все для того, чтобы Шокин остался на должности. И, собственно, это подтверждают те слова и тот факт, каким образом это заявление генпрокурора гуляет по кабинетам 4 дня.

Шокин вообще это не комментирует, а это таинственное заявление до сих пор никто не видел. Ситуация складывается трагикомическая.

Есть информация, что пост генпрокурора займет Юрий Луценко. Как вы это прокомментируете?

Одарченко: Кто такой сейчас генпрокурор? Это рычаг воздействия на народных депутатов, исходя из того, что большинство из них не святые. И даже если предприниматель ведет бизнес, в любом случае какие-то аспекты, за которые можно привлечь к ответственности.

С другой стороны, имея своего спикера, имея большую фракцию, президенту нужно иметь влияние еще и на силовой блок. Так как есть конфликт с Аваковым, способом влияния на силовой блок остается, собственно, только генпрокурор.

Может ли быть им Луценко? Я думаю, что в качестве председателя фракции он намного лучше, потому что Шокин связан также с политическими делами. Мы видели дело Корбана, мы видим дело Сиротюка, дело Мосийчука. И мы видим, опять же, бездействие с точки зрения борьбы с коррупцией.

Луценко сам был, собственно, человеком, по которому открывали политические дела. То есть он по своему образу не может выполнять функцию Шокина. Он сразу все свои плюсы потеряет, он будет вынужден выполнять, собственно, функцию неформального давления. А я думаю, что никто и в кулуарах, и в обществе не может сказать о том, что давления через генпрокурора нет.

В ГПУ заявили, что с 1 марта могут отказаться от расследования убийств на Майдане. Почему?

Одарченко: Знаете, мне на самом деле кажется, что данные события не совсем воспринимаются как некая реальность.

Вот посмотрите, политики покупают полярные кампании: мы-они, зло-добро. Это воспринимается достаточно быстро, это понятно электорату. Но опять же, здесь нет понимания того, что разделение на плохих "донецких" и хороших людей в центральной Украине, или разделение на «позорных сторонников Януковича" и положительную, героическую оппозицию – это простой метод, приводящий к кровавым последствиям, так же, как в свое время героизация войны, слишком пропагандируемая, приводила к определенным трагическим результатам.

Не понимая другого креативного алгоритма ведения коммуникации, как, допустим, в Германии, где идет общение на уровне конкуренции идей – сколько мы должны платить налога, насколько мы должны обеспечивать людей минимальным пакетом медицинского страхования, и так далее, мы будем наблюдать такие вещи, как поляризация, завышенные ожидания, завышенное чувство справедливости.

Не случайно финансово-промышленные группы связаны, и если даже господин Мартыненко, который долго финансировал господина Яценюка, имеет свои интересы в энергетике, ушел из парламента, его же влияние все равно осталось, то есть оно трансформировалось просто в другую форму.

Так что мы будем наблюдать такое качество Генеральной прокуратуры, качество Антикоррупционной прокуратуры, а точнее – его отсутствие. Я думаю, что, к сожалению, мы не увидим каких-то реальных виновных. То есть мы увидим формальных виновных, руководителей "Беркута" каких-то – просто исполнителей.

Новак: Мы попали в замкнутый круг, он называется "круговая порука". Пока мы не изменим политикум – спокойно, без революций, на выборах – мы не выйдем из этого круга.

Макитра: Надо немного снизить градус в обвинениях ангажированности, коррупции. Это очень сложное дело, которое будет вестись, наверное, десятилетиями.

Если мы обратим внимание, в Литве только теперь суды начались по событиям в 90-м году, и в Польше совсем недавно, в прошлом году, были осуждены люди по событиям времен смены власти. Более того, даже недавно появилась информация о том, что (экс-президент Польши – Ред.) Лех Валенса мог сотрудничать с органами.

К чему я веду? Это очень тяжелые политические уголовные дела, и во всех странах они проходят очень сложно. Сколько бы мы не требовали какой-то мгновенной справедливости или какого-то чуда, его не будет. На данном этапе важнее, кроме расследования дел, оценка, которую каждый человек сам дает этим событиям.

Эксперты считают, что ГПУ опасается создания Госбюро по расследованиям, потому что тогда будут очевидны ошибки прокуратуры.

Макитра: Сложно однозначно ответить, не будучи знакомым с этими расследованиями настолько глубоко, чтобы понимать, были ошибки или нет.

Конечно, передача тех или иных дел от одного органа к другому – риск определенного сокрытия документов, или даже уничтожения, но в данном случае Генпрокуратура пусть и завышает градус, но поднимает вопрос правильно, потому что создается новый орган, и до конца не понятно, каким образом эти дела должны быть переданы, кто их будет расследовать.

Наверное, все-таки логично было бы дать завершить это той группе, которая и начинала вести эти дела, или они должны это делать в статусе уже работников нового бюро. Все-таки очень рано группе, которая не так давно создавалась, давать уже однозначные оценки о проваленном расследовании.

Здесь надо аккуратно оценивать и не смешивать это напрямую, настолько безапелляционно с политикой, как некоторые пытаются сделать.

Новак: Я также попытаюсь спрогнозировать, когда такие громкие политические дела могут быть доведены до конца.

Она начнут постепенно раскрываться с того момента, когда Украина станет полноправным членом ЕС. Тогда мы выйдем из этого нашего внутреннего замкнутого правового коррупционного поля, круговой поруки, и попадем в европейское правовое поле. И то, что нельзя доказать в украинских судах, спокойно можно будет доказать в европейских.

Я на это надеюсь.

Председатель ВР Владимир Гройсман считает необходимым разработать антикризисный план. Что имеется в виду?

Макитра: Все немного напоминает то, что происходило два года назад. В то время, когда Януковичу уже надо было бы паковать чемоданы и бежать, он еще распределял должности в Кабмине.

Эти заявления сделаны в тот момент, когда ситуация развивается гораздо динамичнее. Это заявление было бы кстати накануне голосования за отставку правительства. Возможно, еще раньше. То есть не успевает, наверное, действующая власть за развитием событий.

Это попытка какими-то старыми смыслами слепить то, что уже слепить практически невозможно. Сейчас, наверное, надо более простыми вещами заниматься, чем разрабатывать план.

Читайте также: Карасев: о развале коалиции, новых выборах и интересах Яценюка

Собственно, пусть сначала ответят авторы такого плана, у нас есть коалиция, или ее нет. Чем она регламентируется. Начался ли у нас тридцатидневный отсчет, или не начался. То есть на такие простые вещи, на которые ответы уже должны быть позавчера, а их до сих пор нет.

Источник из БПП сообщил, что Порошенко и Яценюк договорились об отставке последнего через три месяца. Насколько это может быть правдой?

Макитра: Этим источником, наверное, является (народный депутат от БПП – Ред.) Мустафа Найем. К сожалению, многие члены БПП, бывшие журналисты, остались собой, спешат просто донести информацию, а не обосновать ее.

Что подразумевалось под этими тремя месяцами, сложно сказать. Я не думаю, что вообще стоит всерьез рассматривать эту историю.

Новак: Должен быть повод для того, чтобы формировать новую коалицию и переформатировать правительство. Опять забрасывается тема очередной антикризисной программы.

У меня, как у экономиста, возникает очень простой вопрос: а что же с действующей антикризисной программой, которая называется коалиционное соглашение?

А досрочные выборы в таком случае несут позитив?

Новак: В настоящее время – да. Потому что из действующего правительства, из действующей коалиции, из действующего парламента мы уже ничего качественно лучшего не выжмем. Поэтому надо их заменить.

Парламент – прежде всего, потому что он формирует коалицию. Я не верю, что в рамках действующего парламента можно что-то качественно новое предложить в качестве правительства.

Никто не предлагает менять систему. Ответственность начинается, например, с отчета правительства. Премьер должен взять коалиционное соглашение и по пунктам зачитывать, и говорить, сколько процентов выполнил.

Если бы премьер отчитался так, то его отчет должен был получить оценку "один" по двенадцатибальной школьной шкале. Но он выбрал статистический обман. Он выбрал себе цифры, которые более или менее можно было красиво обыграть.

Одарченко: Выборы – это не плохо, но и не хорошо. Если этот инструмент необходим для того, чтобы мы не пришли к иному способу выпуска пара, то их нужно проводить.

С другой стороны, выборы нужны тогда, когда у нас будут созданы новые институты – и они постепенно, под давлением Европы, создаются. Соответственно, избирателю уже сейчас нужно разбираться, читать биографии, читать программы. А лучше всего – самостоятельно принимать участие в этих выборах.

Ранее зампред депутатской фракции БПП Алексей Гончаренко в эфире радиостанции Голос Столицы заявил, что Кабмин не отправили в отставку Ахметов и Коломойский.

"Во время голосования в ВР Кабмину не дали уйти в отставку олигархи, которые контролируют "Оппозиционный блок" и "Видродження", – сделал заявление Гончаренко.

Самое читаемое
    Темы дня