Дарья Егорова, РИА Новости Украина
Паника ПС – неспроста. По сути, за заявлением прокурора должны последовать немедленные меры по разоружению никому не подчиненного, нигде не числящегося военизированного подразделения ДУК ПС. А дальше по закону суд должен решать судьбу людей, которые "незаконно носили и применяли оружие".
Но готовы ли правоохранители зайти так далеко?
Вооружены и очень опасны
Заявление Анатолия Матиоса наделало много шума. Ведь главный военный прокурор приравнял "самую патриотическую организацию" к организации преступной, да еще и вооруженной.
"По всем юридическим конструкциям, признакам и согласно украинской Конституции, ДУК "Правый сектор" является, если сухим юридическим языком, незаконным вооруженным формированием на территории государства. У нас единственный добровольческий батальон, который за два года не определился: он над государством или с правом применения монополии государства в виде оружия на всей территории – ДУК "Правый сектор", – сообщил Матиос в эфире Громадского радио.
Прокурор подчеркнул былые заслуги героически сражающихся бойцов ПС, но подчеркнул, что "использование патриотов в политических целях без указанных государственных позиций – это развал основ государства. Мы видели Мукачево. Сейчас очень неоднозначный Драгобрат. С расколом общества".
Как отметил военный прокурор, даже под эгидой патриотизма недопустимо использование оружия в тылу.
Смотрите также: "Правый сектор" и "Автомайдан" отметили поджогом шин 2-ю годовщину Майдана
"Если мы не будем подменять понятия и не будем прикрывать "общеуголовные преступления" патриотизмом, тогда у нас все будет хорошо. А если начнем закрывать на это глаза, то в Украине наступит хаос", – заявил прокурор.
Как отметил Матиос, разоружением подобных группировок должно заниматься МВД.
Но МВД ничего не предпринимает. Да ДУК "ПС", словно обезьяна из анекдота, до сих пор мечется и не может определиться, к кому им примкнуть: к умным или красивым? А выбор небольшой – Минобороны или МВД. Поэтому юридически они и подпадают под статус незаконного военизированного подразделения.
Патриотов в бандиты
В самом же "Правом секторе" считают, что главный военный прокурор Анатолий Матиос оскорбил бойцов ДУК "ПС", причислив их к незаконным военным формирования, а фактически назвал их бандитами и должен извиниться. Об этом на пресс-конференции в Киеве заявили представители "ПС" – Алексей Бык, Андрей Стемпицкий и Дана Камлюк.
"Матиос фактически сделал посыл, чтобы сформировать общественное мнение, что "Правый сектор" является бандитами, чтобы потом расправиться с нами", – отметил Андрей Стемпицкий.
Он уверил, что "Правый сектор" не отказывался от переговоров по легализации.
"На самом деле мы являемся легальными, какой-то другой легализации не нужно. Прежде всего, мы легальны в глазах людей, в том числе тех, которые нам помогают", – отметил он.
Дана Камлюк заявила, что высказывания прокурора – необоснованны, поскольку с юридической точки зрения нет ни одного уголовного производства и никому не выдвинуто никаких подозрений.
Читайте также: Поль Морейра: о своем фильме "Маски Революции", Украине и неонацистах
"Господин Матиос должен после таких своих высказываний на коленях вымаливать прощение у бойцов "Правого сектора" или уйти в отставку", – заявила она.
От слов к делу
О том, что в зоне АТО присутствует очень много вооруженных добровольческих формирований, стало понятно еще в 2014 году. Именно тогда им выдвинули условие: определиться и примкнуть либо к Минобороны, либо к Нацгвардии МВД, что позволит взять на учет живую силу и технику.
Все добробаты сделали свой выбор, и только один "Правый сектор" не мог выбрать, к кому же им идти. К МВД – не позволяли убеждения, к МО – не хотелось, так как пришлось бы мириться с навязанным командованием.
ПСовцы высказывали пожелание встать под знамена кураторов из СБУ, но этого не позволяли нормативные акты – в СБУ не должно быть военизированных бригад. Таким образом, порядка 2 тысяч, а по некоторым данным, и около 5 тысяч бойцов ДУК "ПС" и должны отвечать по закону как гражданские лица.
Юридически они остаются вооруженным общественным формированием. И на сегодня они вполне логично названы военным прокурором – как бандформирование.
Как ни крути, а "ПС" не являются представителями государства и не наделены властными полномочиями. Поэтому за совершенные преступления они должны отвечать как гражданские лица. Но только в случае, если они будут доказаны.
Читайте также: "Правый сектор": когда выстрелит украденное оружие
Впрочем, вот тут уже возникают вопросы к ГПУ и МВД, если они действительно считают ДУК "ПС" незаконным вооруженным подразделением, почему не предпринимают никаких мер.
"Замгенпрокурора Анатолий Матиос должен не делать громких заявлений, а должен регистрировать уголовное производство и обвинительный акт в суд. Только так", – считает экс-прокурор прокуратуры Донецкой области Олег Сюсяйло.
По мнению прокурора, нужно соблюдать презумпцию невиновности.
Тем временем, в "Правом секторе" собираются проводить акции протеста, если батальоны попытаются уничтожить. А они уверены, что к этому все идет.