Антон Степанов, РИА Новости Украина
Несмотря на солидный статус контактной группы, практически еженедельно ищущей в Минске пути выхода из кризиса на востоке Украины, ее работа, судя по всему, является пустой тратой времени. Ведь какими бы важными не были вопросы, обсуждаемые в белорусской столице, в украинском парламенте все равно будут смотреть на них сквозь пальцы. Или того хуже — сделают вид, что вообще не знают о трехсторонних минских встречах и том, о чем на них говорилось. Не стал исключением и переговорный процесс, состоявшийся в эту среду – важные заявления, сделанные по его окончанию, похоже, волнуют депутатов Верховной Рады в самую последнюю очередь.
Особый статус? Не слышали!
Выйдя к журналистам после заседания трехсторонней контактной группы в среду, полпред Российской Федерации на переговорах Борис Грызлов озвучил формулу, которую Москва видит наиболее действенной для выхода из ситуации на Донбассе. По мнению Грызлова, теми шагами, которые должна сделать украинская власть для выхода из кризиса на востоке являются четкое закрепление постоянного особого статуса Донбасса, согласование поправок с контактной группой и гарантии для жителей и властей региона. Примерно такую же "формулу" ранее предложили и западные партнеры в лице главы МИДа Германии Франк-Вальтера Штанмайера.
Косвенным свидетельством того, что этот сигнал принят на Банковой, могло стать решение президента Петра Порошенко экстренно собрать у себя лидеров всех фракций ВР. Учитывая то, с какой неохотой Рада работает над тем, что касается имплементации Минских соглашений, многие, включая экспертов, сделали вывод, что встреча на ковре у президента будет носить назидательный характер, а её логичным итогом станет ускорение вышеупомянутого процесса. Обсуждали ли депутаты с гарантом предложение Грызлова или нет, осталось за дверьми президентского кабинета, но утром четверга тема минских встреч в Раде даже не поднималась. Переформатирование коалиции, реформирование системы отечественного правосудия и даже скандал с лишением депутатских полномочий одного из лидеров "БПП" Виктора Чумака — в парламентских кулуарах говорили о чем угодно, только не о Донбассе. Учитывая, что корреспонденту РИА Новости Украина даже пришлось пересказывать некоторым то, о чем в среду говорили в Минске, в какой-то момент показалось, что многие еще не до конца проинформированы о том, чего вот-вот потребуют от Рады представители Нормандской четверки.
Ждем дальнейших указаний
О том, что украинская сторона давно перестала быть полноправным и активным участником процесса, а, по сути, пребывает в режиме перманентного ожидания указаний сверху, говорит и нардеп от фракции "Оппозиционного блока" Юрий Павленко.
Читайте также: ДНР и ЛНР в шаге от создания Донецко-Луганской республики
"Достаточно жесткая и агрессивная позиция со стороны представителей Российской Федерации и самопровозглашенных республик может свидетельствовать только о слабости украинской власти. Если вы обратите внимание, то переговоры об урегулировании конфликта на Донбассе все чаще проходят без участия украинской стороны. Только за последнее время Владислав Сурков встретился с Викторией Нуланд, а Джон Керри с Сергеем Лавровым", — отмечает депутат. "Наступательная позиция того же Грызлова, выдвинувшего после заседания контактной группы в Минске четкие требования свидетельствует о полной нескоординированности действий органов власти в Украине – Верховной Рады, Администрации президента и Кабинета министров. В то время пока каждый из этих органов поет свою собственную песню, государство теряет позиции в переговорном процессе".
По мнению Павленко, за год после подписания Минских соглашений Верховная Рада, по сути, так ничего и не сделала для их имплементации.
"Тем самым украинская сторона просто подставляет своих международных партнеров США и Евросоюз, позиции которых в переговорах с Россией попросту слабнут", — говорит политик.
Четкая позиция
Словно подтверждая слова оппозиционера, непоколебимую "принципиальность", с которой действует украинская власть в международных вопросах, демонстрирует нардеп от "Батькивщины", бывший глава МИДа Борис Тарасюк. Из логики политика становится понятно, что "особый статус" для Донбасса, несмотря на отчетливое присутствие в тексте Минских соглашений, пока не является приоритетом.
"Позиция украинской стороны должна оставаться неизменной – до тех пор, пока РФ будет игнорировать выполнение своих обязательств по Минским соглашениям, мы не должны идти на встречу и не говорить ни о каком "особом статусе" для Донбасса. Пусть сначала будут выполнены первые восемь пунктов Минских договоренностей, а уже потом можно будет о чем-то говорить", — безапелляционно заявил политик-дипломат.
Выход и ситуации
Вместе с тем, по мнению экспертов, предложение, озвученное в Минске Грызловым и ранее его коллегой Штанмайером, является действенным выходом из сложившейся непростой ситуации.
"Формула Штанмайера предполагает проведение выборов на Донбассе по отдельному закону. После легитимизации власти этих регионов становится понятным, с кем украинская сторона должна садиться за стол переговоров", — говорит директор Института украинской политики Кость Бондаренко.
"Эта формула не противоречит Минским соглашениям, а просто немного меняет очередность "дорожной карты. Предложение Штанмайера позволяет выйти из ситуации, когда Украина примет изменения в Конституцию без согласования с ДНР-ЛНР, а положение дел зайдет еще в более глухой угол. Но в данной ситуации депутаты ВР ищут подвох в абсолютно любой вещи, поэтому стараются избегать разговоров об "особом статусе". Между тем, "особый статус" сегодня имеет город Киев, который живет по своим законам, правилам, имеет отдельную бюджетную политику и систему избрания власти. Почему же мы тогда боимся предоставить такой статус другим регионам?"
По мнению политолога, всячески избегая разговоров о предоставлении отдельным регионам "особого статуса", политики попросту лукавят.
"Нужно понимать, что депутаты боятся не того, что ДНР-ЛНР будут высказывать исключительное мнение по любому поводу, а разрушения той коррупционной вертикали, на которой последние 25 лет строилась украинская власть", — резюмировал специалист.