наверх
20.04.202406:12
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

"Формула Штайнмайера" и решение вопроса Донбасса

Донбасс, мир и пролонгация Минских соглашений. (507)

9573224
Украинцы узнали новое устойчивое выражение – "формула Штайнмайера". Согласно ей РФ предлагает урегулировать ситуацию на Донбассе, а эксперты отмечают, что Украина не торопится реализовывать минские договоренности, как бы именно они не назывались.

Евгений Стримов, РИА Новости Украина

Накануне полномочный представитель России на переговорах по урегулированию кризиса на востоке Украины Борис Грызлов рассказал  о том, какими в Москве видят политические шаги, которые нужно предпринять Киеву по отношению к Донбассу.

Грызлов заявил, что Донбасс должен законодательно получить особый статус на постоянной основе по формуле, предложенной ранее министром иностранных дел Германии Франком-Вальтером Штайнмайером.

"Голосование по Конституции Украины должно быть жестко увязано с одновременным принятием поправок в статьи 1 и 10 закона об особом статусе для придания особому статусу постоянной основы по "формуле Штайнмайера", – заявил Грызлов.

Он отметил, что в Конституции Украины необходимо юридически закрепить, что полномочия избранных на выборах в Донбассе по отдельному закону лиц не будут прекращены в 2017 г., как это предусмотрено конституционной реформой для всей Украины.

Кроме того, Грызлов отметил необходимость поиска юридической формулы, которая бы гарантировала, что переходные положения Конституции Украины будут отсылать именно к действующей редакции статей 2-9 закона об особом статусе и к заново согласованным на Контактной группе редакциям статей 1 и 10.

Также Грызлов заявил о необходимости согласования поправок в законодательство с контактной группой и обязательных гарантиях для жителей и властей региона. 

Напомним, министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер заявил, что убежден, что только выборы в Донбассе дадут перспективу долгосрочной деэскалации ситуации на востоке Украины.

"Грубейшее нарушение минских соглашений"

Со своими предложениями выступили и представители самопровозглашенных республик Донбасса. 

"ДНР предлагает рассмотреть контактной группе компромиссный вариант поправки в Конституцию Украины, подготовленный нашими юристами. Он дает реальные гарантии особого статуса Донбасса, политических прав нашего народа, за которые мы проливали кровь", – сообщил глава делегации ДНР Денис Пушилин.

По его мнению, предложения Киева в их нынешнем виде неприемлемы. 

"ДНР официально заявляет, что статья 18 переходных положений Конституции Украины, предлагаемая Киевом для голосования в Раде, не согласована с республикой. Это является грубейшим нарушением минских соглашений. Ее редакция также не выдерживает никакой критики по содержанию. Это юридический фейк, сфабрикованный для обмана народа Донбасса и мировой общественности", – говорится в заявлении Пушилина, опубликованном на сайте Донецкого агентство новостей. 

По словам представителя ДНР, "Формула Штайнмайера" пользуется  определённой поддержкой в самопровозглашенной республике. 

"Здесь стоит начать с того, что мы поддерживаем эту позицию. Речь идет о необходимости специального закона, который должен действительно касаться нашей территории и распространяться на солидный период времени. Это все исходит из комплекса мер, принятого в Минске 12 февраля 2015 года, ничего нового не придумывается", – сказал Пушилин. 

"Тянут время, потому что понимают риски"

"Формулу Штайнмайера" прокомментировал политолог, руководитель аналитического Центра "Третий сектор" Андрей Золотарев.

"Формула заключается в том, что Украина берет на себя экономические и социальные обязательства по отношению к Донбассу, несет финансовые издержки на его восстановление, но при этом политически Донбасс превращается в инструмент российской политики",отметил политолог

В то же время, эксперт считает, что Украина, подписав минские соглашения, оказалась в ситуации, "крайне невыгодной и опасной для себя". 

"С одной стороны, мы откладываем голосование за изменения в Конституцию, тянем время. С другой стороны, это дает повод обвинять Украину в невыполнении минских договоренностей. До 15 декабря должны были быть приняты конституционные изменения. Чего хотят Германия, Франция и наши европейские партнеры? Они хотят изменений, касающихся децентрализации, то есть предоставления автономного статуса отдельным районам Донецкой и Луганской областей и проведения там выборов. Но одно дело, как это видится из Берлина и Парижа, а другое – как это реализовать на практике. Поэтому и тянут время, так как все прекрасно понимают риски", – сказал Золотарев.

Донбассу – особый статус, а остальные регионы?

Эксперт добавил, что при этом на Украину будут давить. 

"Будет давить Вашингтон, так как там принципиально важно, чтобы в год президентских выборов провал украинской политики не был брошен в лицо администрации Барака Обамы в качестве упрека со стороны республиканцев. Германию и Францию вполне устраивает любой мир на фоне кризиса с беженцами и проблем в ЕС. Им важен мир любой ценой, в том числе и за счет интересов Украины", –  сообщил политолог.

Для Киева же, уверен Золотарев, риск в другом: "если Донбасс получит особые права, то где гарантия, что другие регионы не захотят точно того же?”. 

“Как мне представляется, либо Донбасс нужно отправлять в свободное плавание, либо все-таки вырабатывать карту реинтеграции Донбасса. Но к первому мы не готовы по экономическим и политическим соображениям, а второе даже боятся произнести вслух, так как это тоже несет политические издержки”, – заявил эксперт.

В целом же переговорных процесс политолог оценивает как "шаг вперед и два шага назад". 

"В ежедневных сводках звучит логика "ни войны, ни мира". Пока работает логика заморозки конфликта и перекладывания возможности его разрешения на будущее", – сказал Золотарев.

Тяжелый выбор Порошенко

Как отнесется украинская сторона к озвученным Грызловым предложениям России – по большому счету, не важно, считает президент украинского Центра системного анализа и прогнозирования, политолог Ростислав Ищенко. По его словам, то, о чем говорил Грызлов, не меняется в течение года и "эту позицию официально поддержали Париж с Берлином и даже Вашингтон". Свое мнение Ищенко выразил в комментарии газете “Взгляд". 

Политолог заявил, что проблемой для Киева остается сама реализация требований: для этого Петр Порошенко сначала должен отозвать из Рады свой конституционный проект, который был одобрен Конституционным судом, прошел первое чтение и сейчас находится в парламенте на стадии второго чтения, и внести новый.

"В тот конституционный проект, который сейчас находится на втором чтении, внести поправки уже нельзя, – пояснил Ищенко. – Следовательно, чтобы реализовать озвученные Грызловым требования, Порошенко должен внести новый проект изменений в конституцию. Пока что он не собирается этого делать. Во всяком случае, о таких планах он пока не заявлял. Поэтому пока позиции России и Украины остаются такими же, как были и год назад. Украинская власть считает, что им достаточно просто проголосовать за любые изменения в конституцию, а Россия требует буквального следования минским договоренностям".

В то же время, эксперт отмечает, что "пока Украина ничего не собирается реализовывать”. 

"На данный момент в Верховной Раде во втором чтении должен быть рассмотрен законопроект, который не соответствует минским соглашениям. Он оттуда не отозван, следовательно, пока что украинская власть демонстрирует свое намерение придерживаться прежнего курса, но мы же не знаем, что сделает Порошенко завтра или послезавтра. Если он отзовет законопроект, то появится шанс на конструктив. Если не отзовет – тогда все будет по-прежнему", – резюмировал Ищенко.

Согласно закону

Напомним, в пункте 18 Переходных положений Конституции, который является частью пакета изменений в Основной закон в части децентрализации, утверждается, что "Особенности осуществления местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей определяются отдельным законом".

Закон "Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" был принят еще 16 сентября 2014 года и дополнен 17 марта 2015 года.

Он состоит из 10 пунктов, из которых пункты 2-9 определяют порядок самоуправления, а пункты 1 и 10 – порядок применения закона. В частности, пунктом 1 устанавливается срок действия закона 3 года, а пунктом 10 – что пункты 2-9 вступают в силу только после свободных выборов по украинскому законодательству и вывода всех вооруженных формирований.

Самое читаемое
    Темы дня