Марат Пригожин, РИА Новости Украина
МВФ разочарован Украиной: вместо реформ медленное "сползание" в пропасть экономического кризиса. Бесконечные обещания политиков и ответственных чиновников остаются не выполненными, но это не мешает вновь и вновь просить у фонда очередной транш. Когда терпение там заканчивается, МВФ берет паузу и держит ее, как очень хороший актер, то есть очень долго.
Украинское соло (а могло быть и сало)
Пока МВФ хранит молчание, украинская сторона погрязла в обсуждении, сколько же миллиардов долларов кредита страна получит в долг в новом году. По версии министра финансов Украины Наталии Яресько, Украина рассчитывает на 10 миллиардов долларов в 2016 году.
Более того, если верить Порошенко, то транш может "добрести" до украинских золотовалютных резервов уже в феврале.
На все эти сообщения представителей Киева МВФ хранит молчание: ни да, ни нет, ни намека на дату принятия такого решения.
Исполнительный директор Фонда Блейзера Олег Устенко отмечает, что у Украины довольно высокие шансы на получение транша МВФ.
"Я думаю, что шансы на получение нового транша МВФ достаточно высоки. Наиболее высокий шанс имеет сценарий получения транша от фонда и сотрудничество по действующей, но откорректированной программе. Второй возможный сценарий: Украина может находиться в подвешенном состоянии, в "пассивном" сотрудничестве с МВФ. Вроде программа есть, но деньги по ней не поступают. Третий сценарий — это открытие новой программы с МВФ, но мне кажется, что шансы тут минимальные. Повторюсь, что шансы на получение нового транша достаточно высоки. Я бы ожидал, что при хорошем раскладе деньги могут поступить в феврале, при более реалистичном, это может произойти в марте. Но без точных сигналов со стороны МВФ, сложно это трактовать", — подчеркнул Устенко.
"Позиция была четкой и конкретной: мы делаем шаги по борьбе с коррупцией, шаги, которые совпадают с позицией по безвизовому режиму, шаги, которые делаются по тем или иным социальным программам, шаги с конкретным графиком по энергетической безопасности, по финансовой составляющей, фискальной составляющей, банковской составляющей, валютно-курсовой составляющей, и поэтому, с учетом сжатых сроков, мы пришли к выводу, что нам не нужен дополнительный приезд миссии (МВФ-Ред), мы должны согласовать этот документ (меморандум с МВФ — Ред.)", — сказал президент Украины.
Кстати, "шаг" по безвизовому режиму Украина уже сделала: депутаты провалили голосование по внедрении электронного декларирования доходов чиновников с 2016 года. Ранее заявлялось, что перенесение электронного декларирования ставит под угрозу либерализацию визового режима с ЕС.
Провал голосования по этому вопросу очень показателен: слова в украинской политике никогда не подкрепляются делами. Поэтому и с нежеланием Порошенко повышать пенсионный возраст будет так же: вероятно, он будет повышен.
Олег Устенко считает, что заявление Лагард о меморандуме нуждается в уточнении со стороны МВФ."Заявление Лагард о работе над меморандумом на совместном брифинге с Порошенко может означать две вещи. Первое, это внесение правок в уже существующие договоренности по сотрудничеству Украины с МВФ либо обсуждение открытия новой программы. Но потом Порошенко заявил, что приезд технической миссии в Украину не нужен, но если речь идет об открытии новой программы, или даже для пересмотра действующей программы, тоже есть техническая миссия. Этот аспект был не совсем понятен в этом заявлении", — сказал Устенко.
"Если речь идет о корректировке существующей программы, то она может идти по нескольким направлениям. Основное направление, которое может корректироваться — это дефицит государственных финансов, госбюджета. Возможно, Украине сложно выдержать заданный параметр дефицита, и можно ввести корректировку. Может быть изменена позиция по графику получения траншей. В прошлом году Украина недополучила от фонда больше 3 млрд долларов, были явные заминки с выплатой и несколько траншей было вообще пропущено. Это означает, что графики по выплате средств должны быть сдвинуты, если программа остается в прежних объемах. Либо возможна корректировка по объему финансирования", — добавил эксперт.
Здравствуй, рабочая старость?
Тактика МВФ по отношению к любому просителю "макрофинансовой помощи" традиционно заключается в требовании социальной "шоковой терапии" в обмен на кредит. Как правило, заемщики соглашаются на все: сократить социальные программы, штат государственных чиновников, пенсии и прочие доплаты и одновременно повысить пенсионный возраст.
В начале прошлого года государственные финансы Киева находились и в критическом состоянии, а программа с МВФ была практически сорвана, и чтобы возобновить получение кредитов украинские переговорщики согласились на жесткое, шестикратное повышение цен на газ для населения. Кроме того, власть обязалась провести налоговую реформу, суть которой сводилась к усилению налогового давления на бизнес и население, а также приватизацию ряда госпредприятий в энергетики. Из основных обязательств власть блестяще справилась только с повышением цен на газ для населения. Остальное было провалено частично или полностью.
На совместном видео Порошенко и главы МВФ Кристины Лагард из Давоса директор-распорядитель фонда говорит о меморандуме, положения которого сейчас обсуждаются с Украиной, но не уточняет, идет ли речь о действующем документе или проекте нового. При этом стороны заявили о достижении компромисса, а Порошенко, в отдельном заявлении сказал украинским журналистам, что "попросил, чтобы в пенсионной реформе убрали требование по повышению пенсионного возраста".Вопрос масштабного пересмотра сроков выхода на пенсию в виде уравнивания пенсионного возраста женщин и мужчин и повышения его до 62 лет, отказа от ряда льготных видов пенсий и прочие непопулярные меры вызваны дефицитом Пенсионного фонда Украины, который в 2016 году оценивается в 108 млрд гривен. В связи с рыночными реформами количество работающих уменьшалось все годы независимости Украины, а количество пенсионеров — росло. А пенсии в Украине обеспечиваются солидарной моделью, и получается, что уменьшение поступлений в ПФУ от работающих — "ничья" головная боль, и ликвидировать этот дефицит можно двумя путями: или увеличить количество работников и отчисления в фонд или — повысить пенсионный возраст, чтобы предотвратить неминуемое банкротство пенсионной системы.
Если повысить возраст выхода на пенсию, то проблема дефицита ПФУ не исчезнет, а отодвинется на несколько лет. Ведь количество рабочих мест в Украине все равно сокращается, и тенденция эта только усиливается.
Отвечая на вопрос о вероятности повышения пенсионного возраста, Олег Устенко подчеркнул, что МВФ не требовал повышения пенсионного возраста для уменьшения дефицита Пенсионного фонда Украины.
"МВФ никогда не настаивал на повышение в Украине пенсионного возраста, равно как и на всех остальных, "неприятных" на взгляд украинских политиков, мероприятий. Есть традиционный подход: если вы не можете или не хотите это делать, покажите так называемое "фискальное пространство", где вы возьмете деньги, чтобы это не делать. Если Украина в состоянии показать, где взять деньги, чтобы не повышать пенсионный возраст — пожалуйста. Если Украина может показать, что она справилась с коррупцией, то можно не повышать тарифы. Если Украина в состоянии показать прогресс в реформировании судебной системы, в дерегуляции бизнеса, и, как результат, нас начнут заливать поток прямых иностранных инвестиций, то и кредит МВФ не нужен", — сказал Устенко."Если уменьшить уровень коррупции в стране, это будет высвобожденный ресурс для финансирования дефицита Пенсионного фонда. Просто надо что-то делать", — добавил аналитик.
Валютная (не)стабильность
Так же, как в ситуации с повышением тарифов на газ для населения, повышение пенсионного возраста ради транша — решение практически принятое, только еще не формализованное. Скорее всего, необходимость этого шага будет аргументироваться перспективой укрепления гривны после получения транша.
Сейчас валютный курс лихорадит по ряду причин, начиная с сезонного фактора и заканчивая кризисом нашей внешней торговли.
И если в ближайшее время не последует сообщение о получении транша, вполне вероятно приближение курса к отметке 30 грн за доллар.
Главный редактор журнала dengi.ua Александр Крамаренко не видит факторы, которые понизят курс в ближайшие месяцы.
"Мы имеем 8% разницы между безналичным и наличным курсом, и это много. Также Кабмин выкинул интересный фортель. Чтобы искусственно, формально соблюсти требования МВФ, они осуществили январскую выплату пенсий в декабре, чем уменьшили расходы бюджета на 2016 год. И это снова привело к тому, что на рынке появилось большое количество наличных денег", — добавил Крамаренко.
По словам эксперта, разница между безналичным и наличным валютным курсом показывает долю "серого" рынка. "В Украине существует достаточно большая доля "серого импорта", который осуществляется за наличные. И разница между курсом межбанка, где порядка 25, и курсом наличного рынка, где порядка 27, – это и есть ответ на вопрос, какова доля "серого рынка", — пояснил эксперт.
Кстати, наличие "серого" сегмента рынка — это постоянное условие, и спрос на наличную валюту не уменьшится, даже если Украина получит десять миллиардов долларов кредита. Поэтому регулировать валютные колебания очередными займами — все равно, что тушить пожар бензином.Для удовлетворения спроса на валюту необходим рост экспорта, который принесет в страну не только доллары, но и рост объемов производства и занятости. Но этот проверенный рецепт не пользуется популярностью у исполнительной власти. Кабмину и президенту проще набирать кредиты, ведь отдавать все равно не им.
Поэтому, несмотря на паузу МВФ, украинское руководство, скорее всего, продолжает торгом. И украинские чиновники говорят половину правды, когда рассказывают, сколько миллиардов мы сможем одолжить в текущем году. Вторая половина правды в том, что именно за эти кредиты нужно сделать заемщику. Пойдет ли власть на повышение пенсионного возраста в обмен на кредит МВФ? Ответ на этот вопрос для многих очевиден.