наверх
24.09.202103:01
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Порошенко в Давосе, транш МВФ, зарплаты высших чиновников. Мнение политолога

Давос-2016. Итоги переговоров Порошенко (58)

(обновлено: )140331
Петр Порошенко отправился на экономический форум в Давосе, депутаты обратились в КСУ с просьбой разъяснить положение по срокам принятия изменений в Конституцию, а замминистра экономического развития и торговли Руслан Корж решил уйти в отставку.

На экономический форум в Давосе отправилась украинская делегация, в составе которой глава Минфина Наталия Яресько и президент Петр Порошенко. Во время двухсторонних переговоров глава государства попытается наладить сотрудничество МВФ и договориться о предоставлении нового транша.

Тем временем, депутаты парламента внесли в Конституционный суд представление с просьбой официально разъяснить положение в Конституции, касающееся сроков принятия изменений в Основной закон. Вопросы у народных избранников вызвала трактовка фразы "на следующей очередной сессии Верховной Рады Украины". Из-за ограничения во времени может возникнуть ситуация, когда вопрос окончательного принятия законопроекта о децентрализации не будет рассмотрен на сессии.

Также стало известно, что заместитель министра экономического развития и торговли Руслан Корж, отвечавший за промышленную политику, управление госсобственностью и развитие военно-промышленного комплекса, принял решение уйти в отставку. Об этом сообщили в пресс-службе Минэкономразвития.

Эти и другие ключевые события дня в эфире радиостанции Голос Столицы прокомментировал координатор экспертных групп "Реанимационного пакета реформ" Вадим Миский.

Каких результатов можно ждать по итогам проведения экономического форума в Давосе?

– Если речь зашла о делегации, то нужно заметить, что гораздо меньше людей поехало, чем рассчитывало. Тому же Сергею Лещенко не удалось в этом году поехать, хотя несколько лет подряд он, как журналист и политик, принимал участие в этом форуме.

А невключение в этот список говорит о том, что ты не можешь принимать участие в официальных мероприятиях. То есть, тут дело не в том, что кто-то оплачивает билет за дорогу, а в том, что нужно иметь допуск в зал. Это обуславливает, в том числе, и формат этого мероприятия: многие оценки, сделанные во время его проведения, не станут достоянием общественности – или же станут, но без упоминаний фамилий. 

Читайте также: Форум в Давосе: украинская проблема не стоит на повестке дня – Бортник

Поскольку в Давосе форум экономический, ясно, что Украина ожидает соответствующих решений по его итогам. Порошенко будет решать вопрос со следующим траншем МВФ, который составляет 1,7 миллиарда долларов.

Почему Украине до сих пор не перечислили этот транш?

– Нужно проводить переговоры с директором-распределителем МВФ по поводу того, достаточные ли у нас темпы экономических реформ.

Наталия Яресько комментировала несколько дней назад, что есть ряд требований от МВФ, которые нужно выполнить, чтобы иметь возможность получить этот транш. В частности, рынок ценных бумаг нужно сделать прозрачным. Также требуют отменить "упрощенку" в налоговой системе.

Анонсирована встреча Порошенко с вице-президентом США Джо Байденом. Они будут обсуждать экономические вопросы?

– Можно предположить, что не только экономические, поскольку мы помним, что по ходу пресс-конференции президент говорил о том, что хочет найти особый путь урегулирования крымского вопроса, формат "Женева+".

В Конституционный суд Украины поступило представление 51 народного депутата Украины, которые просят растолковать положение статью №155 КУ. Это может быть вызвано нежеланием голосовать за законопроект?

– Следующая неделя будет последней перед очередной сессией, во время которой можно будет принять текст изменений к Конституции. Сейчас на эти изменения наверняка голосов не хватает, и поэтому пытаются перенести, наверное, это голосование.

Ситуация весьма сложная, потому что у нас есть разные мнения в обществе по поводу того, нужен ли этот 18 пункт переходных положений проекта Конституции, изменений в Конституцию в части децентрализации. Напомню, что в нем говорится об особенностях местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей.

Некоторые политики и общественные деятели видят в этом попытку ввести особый статус Донбасса, передать какие-то дополнительные полномочия.

Почему возникли такие опасения, что особый статус может установлен на этой территории?

– Был принят закон об особенностях самоуправления, там целый пакет нововведений, в том числе, участие местных властей в назначении прокуроров, судей. Но этот закон вступает в силу только после проведения официальных выборов по украинскому законодательству.

Как по мне, предельно ясно написано: "до следующей сессии". То есть, для того чтобы процесс не затягивался. Вообще, изменения в Конституцию должны были, конечно, вноситься совсем по другой процедуре. Группа, которая ими занималась, должна была работать не при президенте, а в парламенте. То есть, конституционный процесс стартовал немножко неправильно.

Но сейчас откладывать это – значит отложить реформу децентрализации на неопределенный срок. У нас уже была попытка внести изменения, касающиеся админтерустройства Украины. Господин Безсмертный в правительстве эту реформу продвигал. Тогда в парламенте эта тема тоже "заговорилась, после чего пропала с повестки дня на 10 лет.

Мы сейчас просто рискуем наступить на те же самые грабли. Нужно доводить эту дискуссию до конца. Поэтому нужно искать голоса – и делать это на следующей неделе. При этом, президент будет искать голоса не только в коалиции, но и среди других фракций и групп. Этого требует Конституция: не 300 голосов коалиции, а 300 голосов во всем парламенте.

То есть, принять данный законопроект необходимо именно во время следующей сессии?

– Надо понимать логику конституционного процесса, что и на каком этапе можно изменить. Когда кто-либо подает законопроект, то сначала парламент обращается в КСУ c предложением дать ему оценку, соответствует ли этот документ нынешней Конституции, еще неизмененной.

Читайте также: Люстрация не удалась: уволенные чиновники возвращаются на прежние места

Есть некоторые моменты, которым нужно соответствовать, чтобы считаться адекватным конституционным законопроектом. После этого закон должен быть принят без изменений.

Достаточно выводов только КСУ, если учитывать, что это изменения в Основной закон страны?

– Конституция не требует от нас, чтобы Венецианская комиссия делала какие-то выводы. Я недавно общался с секретарем Венецианской комиссии в Киеве. Она сказала, что такие старые демократии, как Италия, по поводу изменений в Конституцию не спрашивают совета у Венецианской комиссии.

То есть, они считают себя состоятельной демократией, где традиции очень древние, старше самой Венецианской комиссии, поэтому они не требуют таких консультаций. Но там и конституционные суды достаточно сознательные, не допускают возможности вольных трактовок законов.

А мы не можем сказать, что на 100% доверяем КСУ, поэтому, нам нужно иметь какое-то дополнительное мнение извне.

Но это не обязательное условие?

– Да. Потому что украинская Конституция не требует того, чтобы при подготовке изменений мы обращались в Венецианскую комиссию. Но понимая, в какой стране мы живем, что далеко не все идеально, а наши демократические традиции насчитывают всего двадцать лет, голос извне нам точно не помешает. Хотя бы как консультативный.
Тем более, когда они высказывают замечания, наша власть не всегда их исполняет в точности, пользуясь тем, что это не является обязательством.

После того, как Венецианская комиссия вынесет вердикт, как начинает работать механизм принятия закона?

– Потом происходит принятие простым большинством – это первое голосование. А на следующей сессии уже нужно триста голосов для того, чтобы закон принять окончательно и бесповоротно.

Но это не единственный путь убрать эту норму. Можно изменить сейчас этот текст законопроекта, отправить его в КСУ и принять на протяжении двух разных сессий. Тогда, возможно, к сентябрю мы закончим.

Сегодня заместитель министра экономического развития и торговли Руслан Корж принял решение уйти в отставку. Об этом сообщили в пресс-службе Минэкономразвития. Почему чиновники покидают министерства?

– Стоит начать с того, что уровень оплаты труда топ-менеджера в государственном органе остается критически низким. И за минувшие два года, сколько у нас работают приглашенные из бизнеса люди, которые решили как волонтёры прийти, не было найдено никакого легального механизма платить им больше. А ведь они заслуживают более высокую оплату.

При этом, в частном секторе, в бизнес-структурах спокойно можно получить зарплату в 20-30 раз большую, чем в министерстве на уровне заместителя министра, да и самого министра. Этот очень печально.

Это волонтерство предусматривает, что человек должен отказаться от бизнеса?

– Конечно. Это полный рабочий день. Думаю, что невозможно совмещать работу, например, заместителем министра с работой топ-менеджера в какой-то компании.

У оставшихся чиновников еще есть какой-то реформаторский, волонтерский запал. И люди все еще готовы какое-то время вкладываться в то, чтобы изменить страну.

Но это еще один сигнал о том, что нужно решать проблему. И не только для чиновников, которые работают на высших должностях, а повышать престиж всех государственных служб.

Ранее политолог Руслан Бортник заявил, что проект изменений в Конституцию является проектом централизации и феодализации.

В то же время, экс-спикер Верховной Рады, эксперт по вопросам конституционной реформы Александр Мороз также считает, что проект изменений в основной закон предполагает не децентрализацию, а еще большее усиление центральной власти над регионами. По его словам, заявленная децентрализация в законопроекте является фикцией.

Самое читаемое
    Темы дня