Александр Белокобыльский, РИА Новости Украина, Харьков
У Л-ДНР открыты границы с Россией, оттуда идут поставки, а с территорией Украины связи разорваны В этом смысле блокада — реальность.
Торговая изоляция
Сегодня "Отдельные районы Донецкой и Луганской области" с остальной частью Украины связывают лишь тонкая, не вполне легальная нить контрабанды и "серые", в большинстве, угольные поставки.
Комплектующие и сырье для предприятий на территории ЛНР и ДНР с территории, подконтрольной Украине, не идут еще с осени 2014-го — "борьба с финансированием террористов" первым делом коснулась именно промышленности. Продовольствие перестали возить через линию разграничения официально позже — к лету ушедшего 2015-го.
Было несколько "ложных тревог" по поводу луганских и донецких продуктов. Переселенцы встретили в Киеве, скажем, знакомую луганскую марку "Добродия" (мука, крупы). Но выяснилось, что под ней выпускает продукцию компания "Агриком" с производственными мощностями на севере Луганской области, на Черниговщине и Киевщине.
Пиво марок, которые выпускал Донецкий пивоваренный завод "Эфес Украина" ("Белый медведь", например), оказалось импортированным из Молдовы. А сладости "Конти" — производства кондитерской фабрики в подконтрольной Украине Константиновке, либо российских мощностей этой компании.
Слишком много сложностей
С прилавков в Луганске и Донецке украинские продукты тоже почти совсем исчезли. И хотя в магазинах все еще можно купить украинские сыры, конфеты, а на рынках есть и масло с севера Луганщины, определяющими эти поставки назвать сложно.
Вряд ли они имеют серьезное значение — хоть для продовольственной безопасности, хоть в смысле прибыли для посредников.
Словом, торговая изоляция почти стопроцентная.
Способствует ей и переход самопровозглашенных республик на расчеты в российских рублях. Если выручка у магазина рублевая, расплатиться с украинским поставщиком гривней ему проблематично. Для этого нужна хитрая схема с предприятием, зарегистрированным и работающим на подконтрольной Украине территории. Настолько хитрая, что идти на эти сложности охочих мало. Да еще плюс сложности с провозом грузов…
Уголь идет в Россию
Совсем другая ситуация — с углем.
Черное золото в Донбассе продолжают добывать, несмотря на войну. Далеко не на всех шахтах, в объемах, которые не сравнить с прежними годами, — но идет.
Об этом говорят караваны самосвалов и составы, груженные углем.
Специальная мониторинговая миссия (СММ) ОБСЕ сообщает в отчетах о колоннах самосвалов с углем, которые она наблюдает у границ ДНР и ЛНР с Российской Федерацией — то 23, то 59 машины, то больше сотни.
"На пограничных пунктах пропуска на неподконтрольных правительству территориях СММ зафиксировала грузовики, которые провозили уголь. 12 декабря на подконтрольном ДНР пункте пропуска "Мариновка" (78км к востоку от Донецка), СММ наблюдала 124 гражданских грузовика (большинство из которых были загружены углем, все с украинскими номерными знаками). На этом же пункте пропуска 13 декабря СММ видела 106 гражданских автомобилей, загруженных углем (все с украинскими номерными знаками). Один водитель грузовика, который сказал СММ, что 24 часа ожидал пересечения границы, сообщил, что цена на уголь в Российской Федерации составляет около 6 000 рублей за тонну, что в два раза дороже, чем на подконтрольных ДНР территориях", — сказано в одном из отчетов миссии.
Помимо продажи в РФ бытового угля, это топливо идет через Россию и транзитом. По данным украинского Forbes, некоторые компании для поставок за рубеж по старым контрактам используют грузовой порт Таганрога и Новороссийска.
Однако, на удивление, с шахт Донбасса уголь продолжает идти и на подконтрольную Украине территорию.
Составы в Украину — каждый день
Настоящая магия окружает уголь. Едва речь заходит о нем, риторика многих политиков меняется. С угольными поставками они готовы мириться, хотя в остальном — против "финансирования террористов".
Многие украинцы не в курсе, что уголь, добытый в непризнанных республиках Донбасса, поступает на подконтрольную правительству территорию. Для них было странно слышать заявления главы ДНР Захарченко и главы ЛНР Плотницкого, что в ответ на энергетическую блокаду Крыма самопровозглашенные республики прекращают поставки угля Украине. "А разве поставляли?"
Строго говоря, — нет. Прекратить поставки "республики" могли, блокировав железную дорогу, но — поставками они не занимались. Поставляли предприятия, зарегистрированные в Украине, которые платят налоги Украине, но одновременно умудряются работать в мятежном Донбассе.
Прежде всего, это компании, входящие в бизнес-империю миллиардера Рината Ахметова. Добыча ведется, скажем, в угольных объединениях "ДТЭК Свердловантрацит" и "ДТЭК Ровенькиантрацит" (ДТЭК получила их в концессию несколько лет назад). Составы с углем из ЛНР пересекают линию соприкосновения ежедневно, в частности, по направлению к Луганской ТЭС, которая находится в подконтрольном Украине городе Счастье.
Идут они и на другие электростанции, которые принадлежат той же ДТЭК, — Криворожскую, Приднепровскую, Зуевскую.
Однако, индульгенцию на поставки угля, добытого в ЛНР и ДНР, получить непросто. Очевидно, критерием для разрешения была стратегическая важность таких поставок.
Старые "схемы"
Кроме предприятий Ахметова, поставлявших уголь на принадлежащие ему электростанции, разрешения от СБУ получили компании, у которых контракты с генерирующими предприятиями — Черкасской, Черниговской, Краматорской, Дарницкой ТЭЦ, Славянской ТЭС.
А без разрешения торговать углем Донбасса — значит попасть под статью Уголовного кодекса о финансировании терроризма. Сообщения о пресечении таких каналов время от времени публикует пресс-служба СБУ.
Право поставлять уголь на подконтрольную Украине территорию получили также угольные госпредприятия — такие, как ГП "Луганскуголь". Собственная добыча его — мизерная, за первые 4 месяца было всего 16 000 тонн. Большая часть мощностей остановлена — к примеру, крупная шахта "Луганская", которая находится практически в черте города, в пос. Юбилейном.
Вместо своего угля, эти предприятия продают уголь, добытый другими — частными шахтами, в том числе и копанками (это нелегальные разработки без соблюдения техники безопасности, распространенные в Донбассе).
Подобной схемой, кстати, пользовались и раньше. Уголь низкого качества, добытый в копанках, завозился на территорию государственных угольных предприятий и его продавали государству как добытый горняками официально.
Но Украина испытывает отчаянный антрацитовый голод: слишком многие электростанции сконструированы для работы на угле этой марки. Поэтому чиновники стараются не акцентировать внимание на вопросах "чьи предприятия добыли уголь?" и "кому государство заплатит деньги за топливо для электростанций?"
Впрочем, начиная с середины декабря в Верховной Раде вновь начали говорить о том, что надо полностью запретить торговлю с неподконтрольными территориями. В том числе и поставки угля.