наверх
23.04.202409:34
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Депутаты дали добро. Какие налоговые изменения ждут страну?

Экономика кризисного времени: 2015-2016 (619)

(обновлено: )267625
Верховная Рада после долгих споров утвердила в четверг изменения в налоговое законодательство, которые позволят скорректировать доходную и расходную часть государственного бюджета на 2016 год в соответствии с требованиями МВФ.

РИА Новости Украина

Согласно договоренностям Киева с МВФ, дефицит украинского бюджета на следующий год не должен превышать 3,7% ВВП.

Продолжение программы сотрудничества с МВФ критично важно для Украины, переживающей затяжной экономический кризис.

Первоначально планировалось одобрить проведение полноценной налоговой реформы и наложить мораторий на внесение налоговых поправок на три ближайших года. Для этого был подготовлен компромиссный законопроект, который согласовали коалиция и президент.

Однако в последний момент депутаты отказались голосовать за этот документ, сославшись на то, что налоговые изменения нужно принимать заблаговременно, чтобы не провоцировать анархию в бухгалтерском учете. Также парламентарии заявили, что принятие налоговой реформы в предложенном варианте сильно ударит по бизнесу, в частности по сельхозпроизводителям.

Состоявшееся в прошлый четверг заседание Рады, на котором должны были рассмотреть компромиссный законопроект, сопровождалось масштабным митингом аграриев и профсоюзов, которые выступили против этого проекта налоговой реформы.

В итоге депутаты приняли решение подготовить временные налоговые изменения специально под госбюджет 2016 года, с учетом высказанных опасений, а полномасштабную налоговую реформу перенести уже на следующий год.

Читайте также — Спецкор: аграрии штурмуют Раду со свиньей в гробу

Главные претензии предпринимателей к налоговой реформе касались перевода крупного бизнеса с единого налога на общую систему налогообложения, значительного повышения акцизных сборов и сокращения налоговых льгот сельскохозяйственных производителей.

Главное отличие принятого закона от первоначального проекта налоговой реформы — в уступках предпринимателям, работающим на едином налоге, и представителям аграрного сектора.

В частности, принятый документ вносит менее радиальные изменения в упрощенную систему налогообложения, право находиться на едином налоге остается за юридическими лицами (первичный проект налоговой реформы переводил юрлица на общую систему налогообложения). Единственное существенное изменение в упрощенной системе – это сокращение максимального дохода для физлиц и юрлиц, которые имеют право находиться на единой системе налогообложения, с 20 миллионов гривен (870 тысяч долларов) до 5 миллионов гривен (217 тысяч долларов).

Кроме этого в принятом варианте налоговых изменений аграрии сохранят за собой больше налоговых льгот, которые были введены на Украине еще в 1999 году для поддержки сельхозпроизводителей.

Льготный налоговый режим для аграриев, первоначально состоявший из фиксированного сельхозналога (ФСН) и спецрежима возмещения НДС (возмещение аграриям НДС, начисленного им на сумму поставленных товаров и услуг), был частично отменен во время предыдущей налоговой реформы в конце 2014 года. Тогда аграриев перевели с ФСН на упрощенную систему налогообложения, поместив их в отдельную группу плательщиков единого налога.

Первоначальный проект налоговой реформы-2015, который депутаты "забраковали", вводил с 2016 года переходные условия спецрежима возмещения НДС аграриям, согласно которым 75% НДС должны были направляться в госбюджет, а 25% – оставаться в распоряжении аграриев. При этом с 2017 года действие спецрежима вообще должны были прекратить.

Также планировалось перевести крупные аграрные предприятия на общую систему налогообложения, оставив на едином налоге только предприятия с годовым доходом не более 2 миллионов гривен (87 тысяч долларов).

Принятые налоговые изменения вводят переходные условия спецрежима возмещения НДС для аграриев, согласно которым вводится дифференцированный принцип определения возмещаемой доли налога.

В частности, при реализации зерновых и технических культур аграриям будут возмещать 15% НДС, а 85% будут идти государству, при реализации крупного рогатого скота и молока – 80% будут возмещать аграриям, а 20% – идти государству, при реализации другой сельскохозяйственной продукции распределение НДС будет осуществляться в пропорции 50 на 50%.

В остальном принятый вариант изменений мало чем отличается от первоначального варианта. В частности, предлагается установить унифицированную ставку на доходы физлиц на уровне 18% вместо действовавшей до этого дифференцированной ставки в 15 и 20% в зависимости от уровня доходов. При этом сокращается единый социальный взнос с 41% до 22% (первый вариант реформы предусматривал сокращение до 20%). Налог на доходы юридических лиц и НДС остались без изменений – 18 и 20% соответственно.

Внесены также изменения в налогообложение дорогой недвижимости и автомобилей. Первое новшество — повышение ставки налога на недвижимость с 2% до 3% минимальной зарплаты за один квадратный метр (облагаются налогом квартиры площадью более 60 квадратных метров и дома свыше 120 квадратных метров). Ранее владельцы квартир площадью более 60 квадратных метров и домов свыше 120 квадратных метров платили за каждый метр превышения этих лимитов по 27,56 гривны (1,2 доллара), теперь платеж повышен до 41,34 гривны (1,8 доллара). Кроме этого, вводится дополнительное налогообложение для объектов жилой недвижимости с большой площадью: квартир площадью более 300 квадратных метров и домов более 500 квадратных метров по ставке 25 тысяч гривен (около 1 тысячи долларов) в год за каждый объект недвижимости.

Парламент изменил подход к взиманию транспортного налога. До этого на Украине налогом в 25 тысяч гривен в год облагались автомобили объемом двигателя от трех литров и возрастом до пяти лет. Теперь этот налог будет взиматься с автомобилей стоимостью более 750 минимальных зарплат (в 2016 году — 1 миллион гривен, или 43 тысячи долларов) и возрастом до пяти лет.

Идея заключается в том, что таким образом налог начнут платить собственники автомобилей премиум-класса, которые до этого имели возможность избегать налогообложения, поскольку не у всех элитных автомобилей объем двигателя — больше трех литров.

Читайте также — Подарок стране: новые акцизы на алкоголь и табак к Новому году

Кроме этого, увеличены ставки акцизного налога на спирт и крепкие спиртные напитки на 50%, на пиво и вино — на 100% (первоначальный проект налоговой реформы предполагал повышение на 100% налога и на крепкие спиртные напитки), на табачные изделия — на 40%, ставки акцизного налога на топливо будут увеличены на 13%.

Повышение акцизов приведет к повышению розничной стоимости подакцизных товаров. По прогнозам экспертов, это неизбежно приведет к существенному росту уровня "теневой экономики" в алкогольной и табачной отрасли.

Самое читаемое
    Темы дня