Диана Михайлова, независимый военный эксперт
Все началось 10 декабря в Красногоровке Донецкой обл., фактических западных воротах Донецка, где "в ходе проведения спецоперации по предупреждению терактов были задержаны 85 человек".
19 декабря появились новости о неких обысках в Мариуполе и изъятии большой партии оружия. Некоторые украинские СМИ поспешили сообщить, что СБУ поймала отряд "зеленых человечков" с оружием".
Затем последовало разъяснение со стороны начальника Главного управления Национальной полиции Украины в Донецкой области В. Аброськина: "Сегодня Службой безопасности Украины совместно с Главным управлением НП в Донецкой области проведена спецоперация, в результате которой, в одном из общежитий Мариуполя, изъят арсенал оружия и боеприпасов. Возбуждено уголовное производство согласно ч.1 ст.263 Уголовного Кодекса Украины. Также установлено, что правонарушители не являются членами воинских подразделений, не состоят в добровольческих батальонах и других патриотических объединениях. Не имеют отношения к представителям силовых структур".
Впрочем, заслуживший недобрую славу отрезанием пальца одному из ополченцев боевик "Правого сектора" Роман Качмала так прокомментировал эти события: "Спецслужбы проводили операцию на базе на нашей. Я 4 или 5 месяцев в части 3057 нахожусь со всем этим БК и почему-то никаких не было операций. А потом вывезли, чтоб операцию сделать, собаки такие!…По сути, хотели как и Лесника, хотели просто расстрелять все подразделение и подставить! Хотели потом показать сколько БК, вооружения! Они не видели нас поселял кто?! Они не помнят, кто нас поселял?! Как мы переезжаем с этим БК?! Никто этого не знал! Зато спецоперация! Ладно, у нас СБУ — лохи! Честно скажу — лохи! Они никто такую операцию, как я, не проводил! А вот взять детей, как говорится, новобранцев… Они еще хотели просто расстрелять их там! Но они не дали отпор вот и расстреливать просто некого было".
По следу "Лесника"
Одна из рассматриваемых версий повышенной активности – зачистка отбившихся от рук профессиональных патриотов-радикалов, которые не смогли интегрироваться даже в "Правый сектор". В качестве примера отправной точки подобных мероприятий приводится недавний захват в Киеве на Оболони "группы российских диверсантов" и уничтожение в процессе задержания ее командира с позывным "Лесник". Уточнение деталей операции подтвердило его принадлежность к старым националистическим кадрам, участвовавшим еще в Чеченской войне, и побывавшим чуть ли не во всех радикальных группировках от "Братства" Дмитрия Корчинского до "Правого сектора" Дмитрия Яроша, всегда тесно сотрудничавших с СБУ. Реальной же причиной физического уничтожения оказалось личное участие в организации подрывов объектов, принадлежащих концерну Roshen.
Читайте также: Диверсант и террорист Мужчиль ("Лесник") — буддист-спецназовец
Не секрет, что тот же "Правый сектор" в определенный момент оказался очень удобной "крышей" для большой группы радикальных элементов, являясь, по сути, не политической организацией, а своеобразным уголовным профсоюзом, обеспечивающим легализацию и трудоустройство по прежней "специальности" лиц, вся прежняя деятельность которых шла в разрез с существующим законодательством. На начальном этапе это позволило не только успешно завершить захват власти, но и продолжить эффективное давление на не согласных с этим "сепаратистов", а также на остальных колеблющихся членов общества. В дальнейшем это создало целый ряд проблем для киевской власти: "профессиональные патриоты" охотно совмещали основную деятельность, ради которой, собственно, и были созданы с работой "по заказу" от любых более или менее крупных местных олигархов для решения их частных задач, также нередко противоречащих закону. Кроме того, активная жизненная позиция толкнула их на конфликт с уже устоявшимся криминальным бизнесом, как это продемонстрировали события в Мукачево, где попытка перехвата контрабандных потоков привела к вооруженным столкновениям и вмешательству правоохранительных органов. Поэтому, их дальнейшие перспективы были связаны либо с переходом в ряды Нацгвардии (как "Азов" Белецкого) или СБУ (как отдельные ПС-овцы Яроша), либо с полным физическим исчезновением или уходом в подполье.
Предвестники новогоднего наступления
Азбукой военного дела является профилактическая зачистка прифронтовой зоны от обязательно присутствующей там агентуры противника. Мероприятия имеют как периодический, так и целенаправленный характер: в районах скрытного сосредоточения своих войск и планируемых направлениях главных ударов. Приказ по зачистке также выполняется по-разному: от повальных арестов всего мужского населения, как это случилось в Красногоровке, до задержания ограниченных групп, попавшихся с поличным при обысках, как это было в Авдеевке.
"Накануне были обстреляны из огнестрельного оружия окна администрации города. Мы видели перемещения пришлых людей в этом городе, причем стало скапливаться большое количество людей, которых местные жители не знали до этого. Далее, накануне была попытка совершения террористического акта в городе. Также было обстреляно одно из зданий из миномета, причем калибра 80-миллиметрового. И мы получили информацию, что готовятся террористические акты, провокации во время передачи местным жителям гуманитарной помощи, в том числе в детских учебных заведениях", – рассказал советник главы СБУ Юрий Тандит о причинах событий в Красногоровке.
Резкое возрастание контрразведывательной активности может косвенно свидетельствовать о подготовке к наступательным действиям в районах ее проведения. Хотя, с учетом нынешних погодных условий Донбасса, наступать можно только по трассам, либо рискнуть надолго и массированно завязнуть в первом же попавшемся поле, фактически превратившемся в болото.
Впрочем, не исключена и обычная предпраздничная профилактика в большем, чем обычно, масштабе.
Операция "С новым Годом!"
Хотя надвигающиеся январские праздники уже поспешили обезопасить от обострения боевых действий очередными договоренностями противоборствующих сторон, хроническое невыполнение любых, даже письменных соглашений, не дают оснований надеяться на тихую новогоднюю и рождественскую ночь. Именно поэтому предновогодняя активизация борьбы с "террористами" всех мастей, а также теми, кто легко может получить этот статус, должна в какой-то мере снизить риск незапланированных праздничных мероприятий с фейерверками и канонадой. Попутно решается множество полезных задач.
Во-первых, может быть проконтролирован паспортный режим в зоне АТО для выявления маршрутов контрабанды и личностей к ней причастных.
Во-вторых, сбор оружия у населения также остается актуальной задачей. Найти его можно как по наводке внедренной агентуры, так и в процессе общих обысков и проверок, что и подтвердилось по результатам спецопераций в Мариуполе и Авдеевке.
В-третьих, закрываются старые долги в отношениях с патриотами, так и не вписавшимися в нынешнюю политическую и экономическую конъюнктуру. Тот же Качмала утверждает, что после выхода из "Правого сектора" подразделение "Один" уже пять месяцев пытается официально влиться в состав Национальной гвардии и оформить оружие, которое СБУ вместе с полицией, Нацгвардией и военной службой правопорядка задержало вместе с "группой из 17 человек, одетых в военную форму без каких-либо документов о принадлежности".
Местные жители в Авдеевке также подтверждают, что основную часть масштабных мероприятий по обыскам и проверкам проводили военные и нацгвардейцы, то есть операция носила совместный характер, а, следовательно, требовала предварительного согласования и была запланирована заранее.
Смотрите также: В чем нуждаются мирные жители Донбасса
Как бы то ни было, резкая активизация борьбы с "террористами" в прифронтовой полосе связана с попыткой одновременного решения задач зачистки "паразитирующих" патриотов, обеспечения подготовки новогоднего наступления и безопасного проведения новогодних праздников.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.