Марат Пригожин, РИА Новости Украина
Налоговый комитет Верховной Рады не рекомендует к принятию изменения в налоговый кодекс, подготовленные правительством Украины. Вариант Кабмина вызвал обоснованный шквал экспертной критики, но в нем так и осталась ликвидация упрощенной системы налогообложения и усиление налогового пресса на население и бизнес. Потому что "старший приказал" — МВФ требует усилить фискальное давление на экономику и население в обмен на транш.
Несмотря на отрицательную рекомендацию комитета, правительство с нарушением процедуры может внести в Раду этот скандальный вариант псевдореформы. И в стенах парламента его официально могут "прокатить". Или — возможны варианты…
Ожидаемый провал
Правительственный проект налоговой реформы не поддержан в профильном комитете Верховной Рады.
Наиболее серьезные замечания у членов комитета возникли по упрощенной системы налогообложения в правительственном законопроекте. "Указанные изменения в упрощенную систему налогообложения не поддерживаются, поскольку их принятие значительно ухудшит условия деятельности для микробизнеса и малого бизнеса. Они не способствуют развитию бизнеса, а наоборот создают условия для закрытия многих малых предприятий и предпринимателей, содержат риски значительного ухудшения экономической ситуации в стране и несут угрозу социального взрыва", — подчеркивает профильный комитет в опубликованном проекте решения.
Кроме того, члены комитета настаивают, чтобы их предложения к законопроекту были учтены разработчиками.
Правительственный проект налоговой реформы предусматривает вступление в силу новой редакции Налогового кодекса Украины с 1 апреля 2016 года, но все изменения, связанные со ставками налогов, почему-то должны начать действовать с 1 января 2016 года.
Кроме претензий к минфиновскому варианту упрощенной системы налогообложения для физлиц-предпринимателей, которая де-факто ликвидируется, а самозанятым нужно платить налоги как наемным работникам, Комитет имеет серьезный объем замечаний к указанному документу в части общих положений нового Кодекса; администрирования налогов; вопросов трансфертного ценообразования; налога на прибыль предприятий, налога на доходы физических лиц; налога на добавочную стоимость; вопросов обложения налогом на добавочную стоимость экспортно-импортных операций; акцизного налога, экологического налога; рентной платы за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Также замечания вызвали нормы законопроекта касательно рентной платы за специальное использование лесных ресурсов и рентной платы за специальное использование воды; рентной платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых; туристического сбора; сбора за места для парковки транспортных средств; земельного налога; арендной платы за земельные участки; налога на недвижимое имущество, отличное от земучастка; транспортного налога; соглашений о распределении продукции, переходных и конечных положений кодекса.
Упрощенцы — "под нож" реформы
В правительственном варианте изменений в Налоговый кодекс упрощенная система налогообложения физических лиц — предпринимателей ликвидирована, несмотря на все заявления о компромиссном варианте налоговой реформы.
Например, вместо нынешнего единого налога в проекте закона №3630 бывшие упрощенцы второй группы, а по версии Минфина — физлица-предприниматели группы В — будут обязаны платить единый налог по ставке налога на доходы физлиц, 17% (18%) к облагаемому налогом доходу. Кроме того, они будут обязаны подавать квартальную декларацию, хотя сейчас отчитываются в налоговой только за год. Отдельное новшество от Минфина — это привлечение к работе упрощенцев кассовых аппаратов (регистраторов расчетных операций), стоимость которых (но не всю, а 75%) центральная власть предложила компенсировать, но за счет местных бюджетов.
Юрлица, которые работают по упрощенной системе в третьей группе должны будут перейти на общую систему налогообложения, включая уплату НДС. И тогда налоговикам прибавится работы — это ж проверять сил не хватит, а уж штрафов можно будет набрать и все годовые планы выполнить!
Упрощенцам группы А (нынешняя первая группа) также повысили ставку налога до 20%.
Все эти предложения Минфина в правительственном законопроекте депутаты не поддержали, так как они не способствуют развитию микробизнеса и малого бизнеса, а наоборот, создают условия для сворачивания такой деятельности.
Кроме того, комитет не поддержал идею правительства повысить ставку налога на недвижимость, которая не является земельным участком с нынешнего 1% до 3% от минимальной зарплаты за квадратный метр любой жилплощади — хоть "хатынки" олигарха, хоть хрущовки. Такая же участь постигла и предложение возобновить транспортный сбор, который был отменен при Януковиче и изменить порядок его администрирования.
Минфин в попытке остричь всех "овец" даже предложил налог на промышленные и сельскохозяйственные объекты под видом включения их в перечень объектов недвижимости. И это предложение тоже члены комитета Рады предлагают исключить.
Альтернатива №3357
Помимо предложения профильного комитета правительству принять компромиссные предложения касательно упрощенцев и ряда других моментов, вызвавших критику депутатов, среди внесенных в Раду законопроектов остается и т.н. "кодекс Южаниной".
Более того, авторский коллектив разработчиков призывает депутатов принять законопроект №3357. Но в случае принятия его за основу, авторы альтернативной налоговой реформы говорят о тесном сотрудничестве с правительством в начале следующего года по доработке предложений законопроекта. И, в отличие от Минфина, предлагают принять бюджет-2016 на действующей налоговой базе, отменив только дополнительные импортные пошлины, которые правительство Яценюка прописало еще в изменениях к госбюджету-2014 года, и уменьшить размер единого социального взноса. По мнению разработчиков законопроекта 3357, это позволит удержать граничный размер дефицита госбюджета, согласованный с МВФ.
Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко считает, что перспектива налоговой реформы в правительственном варианте может появиться только в случае закулисных договоренностей украинских олигархов с властью по делегированию их представителей на "хлебные места" в правительство.
"С формальной точки зрения, его (проект налоговой реформы Кабмина) все равно можно вынести на голосование, несмотря на то, что комитет против. У нас законы не соблюдаются. Скорее всего, сейчас начнется торг, и некие договоренности будут касаться переформатирования правительства. Возможно, между президентом и олигархами могут быть договоренности о наиболее ценных постах министра. В результате, депутаты могут поменять свое мнение, и на фоне перестановок в правительстве проголосовать за налоговую реформу (в нынешнем варианте правительства)", — пояснил Охрименко.
Спасение утопающих
Кроме сценариев отказа или поддержки правительственного варианта налоговой реформы есть еще и третий, можно сказать, радикальный. Кризис украинской экономики порожден глубокой девальвацией гривны, которую власть провела по требованию МВФ. По требованию фонда большинство украинцев не только обеднели на треть, но и вынуждены платить грабительские коммунальные тарифы. В случае принятия правительственного варианта налоговой реформы, население получит усиленный налоговый пресс не только в налогообложении доходов, но и имущества, как движимого, так и недвижимого. Правительство готово и дальше давить бизнес и население налогами, лишь бы получить еще один или два транша. А что будет дальше ни Яценюка, ни Яресько не волнует.
Александр Охрименко не исключает вероятность отказа части украинского руководства от продолжения сотрудничества с МВФ, поскольку следование рекомендациям фонда завело экономику Украины в глубокий кризис, и грозит в дальнейшем затяжной стагнацией.
"Есть слухи, что часть окружения президента выступает за сворачивание работы с МВФ. Это не значит публично разорвать сотрудничество, но все-таки его свернуть и начать проводить свою политику, а не слушать МВФ. И в рамках своей политики сделать и налоговую реформу "под Украину", а не "под МВФ", и бюджет так же сделать. Если эта группировка победит, тогда действительно может сложиться ситуация, когда мы официально сотрудничество с МВФ разрывать не будем, налоговый кодекс будет ближе к варианту Южаниной, бюджет — ближе к потребностям экономики Украины. После этого, скорее всего, формально мы будем с МВФ сотрудничать, но кредиты получать уже не будем", — сказал Охрименко.
Однако, по его словам, предлагаемые депутатами реформы могут запустить процесс возрождения экономики. "То, что предлагает МВФ — это повторение затяжного кризиса, чтобы 2016 год был как 2015. Это повторение "греческого варианта", когда в течение длительного времени все урезается и сокращается в надежде, что может быть когда-нибудь что-то произойдет", — добавил аналитик.
После решения комитета, которое требует от правительства существенных изменений в проект закона, слово — за парламентом. Вероятно, документ в существующей редакции принят не будет. А значит, и проект госбюджета, сверстанного на еще не принятой новой налоговой базе будет ожидать предсказуемая участь — доработка. Эти события можно будет считать прологом новой драмы, за которым последует то ли полный упадок экономики, если все-таки депутатский корпус заставят поддержать непопулярный вариант налоговой реформы, либо развернется череда интересных событий.