наверх
19.04.202414:53
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Налоговая реформа и цветы на могилку экономики Украины

Экономика кризисного времени: 2015-2016 (619)

(обновлено: )5238131
Отмена упрощенной системы налогообложения и усиление налогового давления на всех граждан Украины не были поддержаны во время рассмотрения проекта налоговой реформы, подготовленной Кабмином, на заседании профильного комитета Рады.

Марат Пригожин, РИА Новости Украина

Налоговый комитет Верховной Рады не рекомендует к принятию изменения в налоговый кодекс, подготовленные правительством Украины. Вариант Кабмина вызвал обоснованный шквал экспертной критики, но в нем так и осталась ликвидация упрощенной системы налогообложения и усиление налогового пресса на население и бизнес. Потому что "старший приказал" — МВФ требует усилить фискальное давление на экономику и население в обмен на транш.

Несмотря на отрицательную рекомендацию комитета, правительство с нарушением процедуры может внести в Раду этот скандальный вариант псевдореформы. И в стенах парламента его официально могут "прокатить". Или — возможны варианты…

Ожидаемый провал

Правительственный проект налоговой реформы не поддержан в профильном комитете Верховной Рады.

Наиболее серьезные замечания у членов комитета возникли по упрощенной системы налогообложения в правительственном законопроекте. "Указанные изменения в упрощенную систему налогообложения не поддерживаются, поскольку их принятие значительно ухудшит условия деятельности для микробизнеса и малого бизнеса. Они не способствуют развитию бизнеса, а наоборот создают условия для закрытия многих малых предприятий и предпринимателей, содержат риски значительного ухудшения экономической ситуации в стране и несут угрозу социального взрыва", — подчеркивает профильный комитет в опубликованном проекте решения.

Кроме того, члены комитета настаивают, чтобы их предложения к законопроекту были учтены разработчиками.

Правительственный проект налоговой реформы предусматривает вступление в силу новой редакции Налогового кодекса Украины с 1 апреля 2016 года, но все изменения, связанные со ставками налогов, почему-то должны начать действовать с 1 января 2016 года.

Кроме претензий к минфиновскому варианту упрощенной системы налогообложения для физлиц-предпринимателей, которая де-факто ликвидируется, а самозанятым нужно платить налоги как наемным работникам, Комитет имеет серьезный объем замечаний к указанному документу в части общих положений нового Кодекса; администрирования налогов; вопросов трансфертного ценообразования; налога на прибыль предприятий, налога на доходы физических лиц; налога на добавочную стоимость; вопросов обложения налогом на добавочную стоимость экспортно-импортных операций; акцизного налога, экологического налога; рентной платы за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Также замечания вызвали нормы законопроекта касательно рентной платы за специальное использование лесных ресурсов и рентной платы за специальное использование воды; рентной платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых; туристического сбора; сбора за места для парковки транспортных средств; земельного налога; арендной платы за земельные участки; налога на недвижимое имущество, отличное от земучастка; транспортного налога; соглашений о распределении продукции, переходных и конечных положений кодекса.

Упрощенцы — "под нож" реформы

В правительственном варианте изменений в Налоговый кодекс упрощенная система налогообложения физических лиц — предпринимателей ликвидирована, несмотря на все заявления о компромиссном варианте налоговой реформы.

Например, вместо нынешнего единого налога в проекте закона №3630 бывшие упрощенцы второй группы, а по версии Минфина — физлица-предприниматели группы В — будут обязаны платить единый налог по ставке налога на доходы физлиц, 17% (18%) к облагаемому налогом доходу. Кроме того, они будут обязаны подавать квартальную декларацию, хотя сейчас отчитываются в налоговой только за год. Отдельное новшество от Минфина — это привлечение к работе упрощенцев кассовых аппаратов (регистраторов расчетных операций), стоимость которых (но не всю, а 75%) центральная власть предложила компенсировать, но за счет местных бюджетов.

Юрлица, которые работают по упрощенной системе в третьей группе должны будут перейти на общую систему налогообложения, включая уплату НДС. И тогда налоговикам прибавится работы — это ж проверять сил не хватит, а уж штрафов можно будет набрать и все годовые планы выполнить!

Упрощенцам группы А (нынешняя первая группа) также повысили ставку налога до 20%.

Все эти предложения Минфина в правительственном законопроекте депутаты не поддержали, так как они не способствуют развитию микробизнеса и малого бизнеса, а наоборот, создают условия для сворачивания такой деятельности.

Кроме того, комитет не поддержал идею правительства повысить ставку налога на недвижимость, которая не является земельным участком с нынешнего 1% до 3% от минимальной зарплаты за квадратный метр любой жилплощади — хоть "хатынки" олигарха, хоть хрущовки. Такая же участь постигла и предложение возобновить транспортный сбор, который был отменен при Януковиче и изменить порядок его администрирования.

Минфин в попытке остричь всех "овец" даже предложил налог на промышленные и сельскохозяйственные объекты под видом включения их в перечень объектов недвижимости. И это предложение тоже члены комитета Рады предлагают исключить.

Альтернатива №3357

Помимо предложения профильного комитета правительству принять компромиссные предложения касательно упрощенцев и ряда других моментов, вызвавших критику депутатов, среди внесенных в Раду законопроектов остается и т.н. "кодекс Южаниной".

Более того, авторский коллектив разработчиков призывает депутатов принять законопроект №3357. Но в случае принятия его за основу, авторы альтернативной налоговой реформы говорят о тесном сотрудничестве с правительством в начале следующего года по доработке предложений законопроекта. И, в отличие от Минфина, предлагают принять бюджет-2016 на действующей налоговой базе, отменив только дополнительные импортные пошлины, которые правительство Яценюка прописало еще в изменениях к госбюджету-2014 года, и уменьшить размер единого социального взноса. По мнению разработчиков законопроекта 3357, это позволит удержать граничный размер дефицита госбюджета, согласованный с МВФ.

Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко считает, что перспектива налоговой реформы в правительственном варианте может появиться только в случае закулисных договоренностей украинских олигархов с властью по делегированию их представителей на "хлебные места" в правительство.

"С формальной точки зрения, его (проект налоговой реформы Кабмина) все равно можно вынести на голосование, несмотря на то, что комитет против. У нас законы не соблюдаются. Скорее всего, сейчас начнется торг, и некие договоренности будут касаться переформатирования правительства. Возможно, между президентом и олигархами могут быть договоренности о наиболее ценных постах министра. В результате, депутаты могут поменять свое мнение, и на фоне перестановок в правительстве проголосовать за налоговую реформу (в нынешнем варианте правительства)", — пояснил Охрименко.

Спасение утопающих

Кроме сценариев отказа или поддержки правительственного варианта налоговой реформы есть еще и третий, можно сказать, радикальный. Кризис украинской экономики порожден глубокой девальвацией гривны, которую власть провела по требованию МВФ. По требованию фонда большинство украинцев не только обеднели на треть, но и вынуждены платить грабительские коммунальные тарифы. В случае принятия правительственного варианта налоговой реформы, население получит усиленный налоговый пресс не только в налогообложении доходов, но и имущества, как движимого, так и недвижимого. Правительство готово и дальше давить бизнес и население налогами, лишь бы получить еще один или два транша. А что будет дальше ни Яценюка, ни Яресько не волнует.

Александр Охрименко не исключает вероятность отказа части украинского руководства от продолжения сотрудничества с МВФ, поскольку следование рекомендациям фонда завело экономику Украины в глубокий кризис, и грозит в дальнейшем затяжной стагнацией.

"Есть слухи, что часть окружения президента выступает за сворачивание работы с МВФ. Это не значит публично разорвать сотрудничество, но все-таки его свернуть и начать проводить свою политику, а не слушать МВФ. И в рамках своей политики сделать и налоговую реформу "под Украину", а не "под МВФ", и бюджет так же сделать. Если эта группировка победит, тогда действительно может сложиться ситуация, когда мы официально сотрудничество с МВФ разрывать не будем, налоговый кодекс будет ближе к варианту Южаниной, бюджет — ближе к потребностям экономики Украины. После этого, скорее всего, формально мы будем с МВФ сотрудничать, но кредиты получать уже не будем", — сказал Охрименко.

Однако, по его словам, предлагаемые депутатами реформы могут запустить процесс возрождения экономики. "То, что предлагает МВФ — это повторение затяжного кризиса, чтобы 2016 год был как 2015. Это повторение "греческого варианта", когда в течение длительного времени все урезается и сокращается в надежде, что может быть когда-нибудь что-то произойдет", — добавил аналитик.

После решения комитета, которое требует от правительства существенных изменений в проект закона, слово — за парламентом. Вероятно, документ в существующей редакции принят не будет. А значит, и проект госбюджета, сверстанного на еще не принятой новой налоговой базе будет ожидать предсказуемая участь — доработка. Эти события можно будет считать прологом новой драмы, за которым последует то ли полный упадок экономики, если все-таки депутатский корпус заставят поддержать непопулярный вариант налоговой реформы, либо развернется череда интересных событий.

Самое читаемое
    Темы дня