наверх
23.04.202412:04
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Убийство в рассрочку. Налоговая реформа задушит малый и средний бизнес

Экономика кризисного времени: 2015-2016 (619)

(обновлено: )277992
Кабмин встал на путь ликвидации налоговых льгот для малого и среднего бизнеса. Можно констатировать: в целом, Кабинет министров взял курс на "сворачивание" упрощенной системы налогообложения в принципе, пишет Юрий Ткачев.

Евгений Стримов, РИА Новости Украина

Как это проявляется? С одной стороны – за счёт ужесточения требований к предпринимателям, которые находятся на упрощённой системе налогообложения. Только по официальным оценкам правительства, в результате реформы с упрощённой на общую систему налогообложения вынуждены будут перейти более 220 тысяч субъектов предпринимательской деятельности. Это примерно одна пятая всех "упрощенцев", зарегистрированных в Украине по состоянию на 2015-й год, пишет Юрий Ткачев.

С другой стороны, общая "идеология" реформы предполагает сближение обычной и упрощённой системы налогообложения – в сторону увеличения платежей, которые должны будут платить "упрощенцы". Но – обо всём по порядку.

Как сейчас

По состоянию на данный момент, в Украине существуют три группы "упрощенцев".

Первая – физлица-предприниматели, которые занимаются розничной торговлей на рынках и оказывают бытовые услуги населению. Предприниматели этой группы не могут иметь наёмных работников, а их доход ограничен 300 тысячами гривен в год. Они оплачивают фиксированный платёж, размер которого зависит от вида деятельности и составляет до 10% от минимальной зарплаты (в 2015-м году – 121,8 гривны в месяц).

"Упрощенцы" второй группы обладают большей степенью свободы: они могут получать ежегодный доход до полутора миллионов гривен, иметь до 10 наёмных работников, оказывать услуги не только населению, но и другим "упрощенцам", а также заниматься производством, ресторанным хозяйством и т.п. Они также платят фиксированную ставку Единого налога, но не 10, а 20% от минимальной зарплаты (в 2015-м году – 243,6 гривны).

Наконец, третья группа "упрощенцев" может оказывать услуги также юрлицам, использовать труд наёмных работников без ограничений, заниматься практически любыми видами деятельности. Верхний предел по выручке для этой категории установлен в размере 20 миллионов гривен в год.

Смотрите также: Протесты владельцев автокофеен под КГГА

Предприниматели этой группы разделены на две подгруппы: те, кто платят НДС и те, кто его не платят. Плательщики НДС платят Единый налог в 2% от дохода, неплательщики – 4%.

Кроме того, все "упрощенцы" должны оплачивать Единый социальный взнос за всех наёмных работников (зависящий от их заработной платы), а также за себя – около 35% от минимальной заработной платы (в зависимости от вида деятельности), т.е. порядка 430 гривен в месяц.

Иными словами, в настоящий момент предприниматели первой группы платят порядка 560 гривен в месяц, второй – около 670, третьей – 2 или 4 процента от дохода плюс 430 гривен в месяц.

Есть ещё четвёртая группа плательщиков Единого налога – сельхозпроизводители, но это – тема для отдельного разговора.

Как может быть

Правительственная версия налоговой реформы вносит в текущее положение дел существенные изменения. Число групп упрощенцев в рамках реформы предполагается сократить с четырёх до трёх путём объединения второй и третьей групп. В итоге, раскладка должна будет выглядеть так.

Первая группа плательщиков, она же группа "А", остаётся почти без изменений: розничная торговля и оказание бытовых услуг населению, без наёмных работников, доход до 300 тысяч гривен в год. Правда, немного меняется схема оплаты: ставка Единого налога, как и раньше, остаётся фиксированной, но её максимальный размер составляет уже 20% от минимальной зарплаты, а не 10%, как раньше.

Читайте также — Долг в $3 млрд России: Украина входит в полосу дефолта

Столько же составит размер платежа по Единому социальному взносу. Иными словами, если в 2015-м году упрощенец первой группы платил в бюджет ежемесячно около 560 гривен, то в случае утверждения правительственного законопроекта он будет платить 551 гривну 60 копеек – как видно, для этой категории упрощенцев ситуация практически не изменится. Хотя неприятное новшество предусмотрено и для них: с 2019 года всем им придётся обзавестись кассовыми аппаратами.

Для плательщиков, ранее относившихся ко второй и третьей группам, всё становится сложнее. Новая вторая группа, она же группа "Б", как уже было сказано выше, является "помесью" второй и третьей групп по действующему законодательству.

С одной стороны, все предприниматели этой группы могут оказывать практически все виды услуг всем категориям предприятий (физическим и юридическим лицам), как это раньше было у третьей группы плательщиков. С другой стороны, верхняя планка годового дохода для плательщиков этой группы устанавливается на уровне двух миллионов гривен. Таким образом, предприниматели, чей ежегодный "выторг" составляет более двух миллионов (ок. 6,5 тысяч долларов в месяц), вообще "пролетают" мимо упрощённой системы налогообложения. Кроме того, лишаются возможности пользоваться упрощённой системой налогообложения юридические лица, которые ранее могли относиться к третьей категории плательщиков.

К примеру, мимо упрощённой системы налогообложения в этом случае "пролетают" многие предприниматели "7-го километра": согласно правительственному законопроекту, у них попросту не остаётся иной возможности, кроме перехода на общую систему налогообложения со всеми отсюда вытекающими трудностями.

Соответственно, четвёртая группа плательщиков (сельхозпроизводители) становится третьей.

Платить по-новому

Однако даже тем предпринимателям, которые ранее относились ко второй и третьей группам плательщиков Единого налога, и которым повезло "уложиться" в рамки нового законодательства и попасть в новую вторую группу плательщиков, не стоит слишком радоваться. Правила начисления платежей теперь будут существенно отличаться от тех, которые действовали ранее.

Больше всего новшеств ждёт тех предпринимателей, которые относились ко второй группе плательщиков ранее и платили предусмотренную действующим Налоговым Кодексом единую сумму, зависящую от минимальной зарплаты. Правительственная реформа отменяет данный режим. Теперь Единый налог будет считаться по схеме, схожей с той, которая ранее действовала для третьей группы.

Объектом налогообложения станет совокупный доход предпринимателя, ставка налога составит 20%. Однако из дохода можно будет теперь вычитать доходы, рассчитывая их т.н. непрямым методом – путём вычитания из дохода некоей его доли, определённой Налоговым кодексом. В 2016 и 2017 годах эта доля составит 80% дохода, в 2018 – 60% дохода, с 2019 – 40%. Кроме того, из базы налогообложения вычитается налоговая льгота в размере минимальной зарплаты.

Иными словами, в 2016 и 2017 году Единый налог будет составлять 20% от 20% дохода минус налоговая льгота, в 2018 году – 20% от 40% дохода минус налоговая льгота, с 2019 года – 20% от 60% дохода, опять же, минус льгота. Минимальная заработная плата по состоянию на 1 января 2016 года составит 1 378 гривен. С учётом этого, Единый налог в 2016-2017 годах составит примерно 4% от дохода предпринимателя, в 2018 году – 8%, а с 2019 года – 12%, т.е. втрое больше, чем платят сейчас предприниматели третьей группы, которые не платят НДС, и вшестеро больше, чем для плательщиков НДС.

Читайте также — Geopolitika: не расколотая, но и не единая Украина

Но и это ещё не всё. Как мы уже говорили, помимо Единого налога, упрощенец платит ещё Единый социальный взнос. Ранее он, напомним, составлял около 35% от минимальной заработной платы, т.е. примерно 430 гривен в месяц, причём и для предпринимателей второй группы, и для третьей. Теперь же Единый социальный взнос будет высчитываться по той же схеме и тем же ставкам, что и Единый налог, и вместо 430 гривен предприниматели должны будут платить ещё 4, 8, а затем – 12% от дохода.

Т.е. общий уровень налоговой нагрузки на предпринимателя-упрощенца в 2016-2017 годах составит 8% от дохода (без учёта платежей за трудоустроенных сотрудников), в 2018 году – 16, а с 2019 – 24%.

Что это значит?

Поясним ситуацию на примере, допустим, торговой точки на промрынке "7-й километр". Предположим, что её выторг позволяет ей остаться на упрощённой системе и составляет, допустим, 2 миллиона гривен в год, или 165 тысяч гривен в месяц.

Ранее данный предприниматель относился к третьей группе плательщиков Единого налога. Предположим также, что он не являлся плательщиком НДС. В этом случае он ежемесячно платил государству 6,6 тысяч гривен Единого налога плюс 460 гривен Единого социального взноса – в целом, порядка 7 тысяч гривен.

По новой системе в 2016-2017 году он будет платить 8% от выторга, или 13,2 тысячи гривен – почти вдвое больше, чем раньше. И это только цветочки: в 2018 году сумма ежемесячных платежей вырастет до 26,5 тысяч гривен, а в 2019 составит уже почти 40 тысяч гривен в месяц.
Ещё более печальной будет ситуация для владельца торговой точки, доход которой составляет, скажем, миллион гривен ежегодно. Ранее он платил в бюджет ежемесячно около 670 гривен, а теперь ему придётся платить около 6,7 тысяч (в десять раз больше!) в 2016-2017 годах, 13 тысяч – в 2018 году и 20 тысяч в месяц – с 2019 года.

Стоит отметить, что в данной ситуации деятельность предпринимателей, рентабельность бизнеса которых составляет менее 25%, оказывается в принципе невозможной: платежи в бюджет съедят всю их прибыль без остатка.

К чему это приведёт?

Подытожим сказанное. Если правительственный законопроект действительно будет принят, то это будет иметь для малого и среднего бизнеса ряд неприятных следствий.

Во-первых, упрощённая система налогообложения в принципе окажется недоступной для значительного числа предпринимателей, сегодня пользующихся её благами. Во-вторых, даже те, кто смогут пользоваться ей и далее, вынуждены будут платить существенно (в разы, а то и в десятки раз!) больше, чем ранее.

Фактически, настоящими "упрощенцами" в прежнем понимании этого словам останутся лишь самые мелкие предприниматели первой группы плательщиков Единого налога, чей доход (доход, а не прибыль!) не превышает 1000 долларов в месяц.

Проект налоговой реформы от Кабмина по жёсткости оставляет далеко позади скандальные реформы Налогового Кодекса эпохи Януковича, которые ставили в вину правительству Азарова сегодняшние правители страны, бывшие тогда оппозицией. Вот уж воистину, точка зрения зависит от точки сидения!

Самое читаемое
    Темы дня