наверх
25.04.202403:29
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Купи себе немного власти. Рентабельность выборов в Киеве и области

Местные выборы 2015: итоги (469)

(обновлено: )47720
Политологи подсчитали реальные суммы, потраченные в ходе избирательной кампании по местным выборам в Киеве и Киевской области. Итоги неутешительные: некоторым спонсорам впору вывозить штабы в лес: половина избирательной кассы шла не по назначению.

Инесса Другова, РИА Новости Украина

Политологи и политтехнологи, принимавшие участие в местной избирательной кампании 2015 года в Киеве и Киевской области, на пресс-конференции в РИА Новости Украина представили фактические расходы основных политических партий, стоимость одного голоса на местных выборах, распределение расходов на агитацию, объемы нецелевых издержек по каждой из политических сил.

Киевская область как аэродром подскока

Киевская область, из-за своей приближенности к столице имеет свою специфику и служит своеобразной стартовой площадкой для тех политических сил, которые желают потом пройти не только в Киевский горсовет, но и в Верховную Раду Украины. Не стоит забывать, что тот, кто владеет Киевом и областью, владеет ситуацией, поскольку в случае проведения протестных акций, людей на них проще всего собирать именно из столицы и окрестностей. И каждая партия борется за Киевскую область, чтобы взять этот стратегический объект и завести туда своих депутатов на местном уровне. Именно в области апробируются технологии, которые потом новые политические проекты будут использовать на парламентских выборах. В связи с тем, что область не является однородной (здесь есть и богатые и депрессивные районы), технологии, используемые на выборах, также отличаются друг от друга по ценовым категориям.

"В тех районах, которые ближе к Киеву, цена избирательной кампании для некоторых кандидатов, которые баллотировались, например, в районный совет, доходила до 50 тысяч долларов. Что касается тех районов, которые наиболее удалены от столицы, то для партий было в радость, что у них вообще есть кандидаты, поэтому проходная цена там доходила максимум до суммы партийного взноса", — сказал председатель ОО "Всеукраинский оперативный избирательный комитет" Александр Теплюк.

Политтехнолог озвучил реальную сумму, потраченную на избирательную кампанию в Киевской области всеми участниками гонки.

"По информации, которую нам предоставили наши источники, общая сумма, которая была потрачена, превышает 31 миллион долларов на всю избирательную кампанию в Киевской области. На самом деле, сумма намного больше, но 31 миллион — это только от тех источников, которые я могу подтвердить", — сказал Теплюк.

Львиная доля этих средств — более 85% — была потрачена на агитацию. Что касается новых партий, возникших буквально накануне выборов, а это "Наш край", "УКРОП" и "Новые лица", то по оценкам политтехнологов, их избирательная кампания была настолько массированной, что десятки миллионов долларов уходили только на агитационную продукцию. Кроме того, согласно подсчетам политтехнологов, 35% избирателей Киевской области пришли на избирательные участки в результате подкупа.

Как отметили участники пресс-конференции, на этих местных выборах большинство партий бросили своих кандидатов на произвол судьбы.

"Все, с кем мы общались, сказали нам, что было поставлено такое условие, что все кандидаты в областные, районные советы должны с помощью своего личного финансового ресурса оплачивать свою кампанию. В редких случаях, когда партия была заинтересована в определенном округе, чтобы туда обязательно зашла пятерка или команда ее депутатов, то туда вкидывали деньги извне", — рассказал председатель ОО "Всеукраинский институт политической кухни" Александр Лапушкин.

Деньги — по карманам

Политтехнологи рассказали, какие суммы удалось присвоить предприимчивым гражданам, наживаясь на партиях.

"Так называемые "лидеры общественного мнения", обещавшие партиям энное количество голосов, от пяти до десяти тысяч, в зависимости от района, при стоимости голоса от 200 до 400 гривен, надеясь на высокий рейтинг партии или особенности депрессивного района, платили избирателям всего по 100 гривен за голос. В итоге, тот процент голосов, который обещали псевдолидеры общественного мнения не получила ни одна партия. Таким образом, партии деньги отдали, а желаемый результат — нет", — констатировал Лапушкин.

Точно так же "вытаскивались" деньги из из партий с помощью создания избирательных штабов и найма агитаторов.

"Зарплатный фонд одного штаба составляет в месяц 1,4 миллиона гривен, и если организация выделяет такую сумму, то проконтролировать ее очень тяжело. Точно также сложно проконтролировать затраты на агитаторов. Если брать среднюю цифру 1 583 агитатора на область, а это одни агитатор на тысячу человек, то получается интересная сумма — 7 миллионов 123 тысячи гривен. Проконтролировать работу агитаторов вообще нереально и невозможно. Точно так же работали члены комиссий, на которых было потрачено в среднем в месяц 1,7 миллиона, и еще 2,5 миллиона гривен — на наблюдателей", — сообщил Лапушкин.

В среднем сильная партия, по подсчетам политтехнологов, тратила на Киевскую область до 500 тысяч долларов в месяц. Агитационная кампания, согласно закону длилась 23 рабочих дня, но эти партии начали свою работу за два месяца до дня выборов, то в итоге сумма затрат для одной партии составила около 1-1,2 миллиона долларов.

Выборы в Киеве стоили $250 миллионов

На проведение избирательной кампании в Киеве вообще ушла фантастическая сумма. Денег не жалели, поскольку ни для кого ни секрет, что эти местные выборы рассматривались как обкатка новых политических проектов, в первую очередь, на досрочные парламентские выборы, а Киев как раз является неким подиумом, где можно новый проект запустить.

"Как бы это ни было парадоксально, но процентная составляющая денег, потраченных на выборы в Киеве, доходит до 20% от всего, что было потрачено на местные выборы по всей стране. Если, по разным оценкам, на выборы по Украине было потрачено 18-22 миллиарда долларов, то в Киеве эта сумма составила 250 миллионов долларов, если подсчитать суммарные траты всех партий и всех кандидатов как в горсовет, так и на выборах мэра", — сказал политолог, кандидат политических наук Кирилл Молчанов.

Вложенные средства не всегда оправдывали себя. Например, "Рух за реформы" Сергея Думчева, по сведениям политтехнологов, потратил на кампанию (суммарно по выборам мэра и выборам в горсовет столицы) 54,9 миллиона долларов. При этом больше половины избирательной кассы ушло в карманы их фунционеров и политтехнологов, а цена одного голоса, отданного за эту политсилу, составила составила 896 долларов.

Больше всего денег на избирательную кампанию потратила БПП "Солидарность". По подсчетам политтехнологов, выборы в Киеве обошлись президентской партии в 91 миллион долларов.

"Сумма в 91 миллион учитывает и админресурс, поскольку несколько месяцев весь киевский бюджет работал на "стратегию добрых дел Виталия Кличко", вплоть до того, что ему даже пришлось объявить дефолт по выплатам внешних обязательств", — Кирилл Молчанов, добавив, что каждый голос избирателя обошелся "Солидарности" в 144 доллара.

Замыкает тройку лидеров "УКРОП", выбросивший на избирательную кампанию в столице 41,6 миллиона долларов. Цена голоса избирателя для этой политсилы составила 879 долларов.

"И "Рух за реформы", и "УКРОП", как неопытные политики, делали ставку на узнаваемость, а не на поддержку. В результате, их знает каждая бабушка, но никто не голосует", — резюмировал Молчанов.

Большие деньги также были потрачены и "Самопомощью", по словам лидера партии Андрея Садового, 60% всех средств, которые они аккумулированы на эти выборы, были брошены на Киев. По подсчетам политтехнологов, представленным на пресс-конференции, эта политическая сила вложила в киевские выборы 14,2 млн долл, каждый голос обошелся ей в 84 доллара. По признанию Кирилла Молчанова, "Самопомощь" добилась неплохого результата на выборах в Киевсовет, окупив затраченные ресурсы.

Самым рентабельным проектом на киевских выборах стал "Демальянс" — если разделить их результаты на затраты, то один голос им обошелся всего в три доллара.

"Все эти цифры, конечно, не являются абсолютными, но они задают четкий тренд, который говорит о том, что новые политические проекты не отличаются новизной подхода в плане ведения кампании, они скорее пытаются взять количеством, думая, что чем больше они денег вложат, тем больше будут результаты. Хотя, как мы видим, результат обратно пропорционален затратам. Поэтому, если в следующем году мы будем видеть какие-то досрочные выборы, то новые ключевые политические проекты будут делать какие-то выводы и видоизменять свои подходы, методы ведения кампаний, ведь такая нецелевая растрата огромных средств является для них убийственной", — подытожил Молчанов.

"Вывезти в лес"

По свидетельству директора Украинского института анализа и менеджмента политики Руслана Бортника, некоторые кампании на этих выборах разворовывались на корню.

"По Киеву могу сказать, что у некоторых политических сил средства, выделенные на строительство сетей — это домовые, квартальные, районные комитеты- разворованы были 90%. К сожалению, ничего не было вложено в конечного избирателя, поэтому эти политические силы и показали такие плачевные результаты", — заявил Руслан Бортник

"Сам господин Думчев в интервью сказал, что они с коллегами потратили на эту кампанию более ста миллионов гривен. Это официальное признание, оно почему-то не отображено в официальных отчетах по итогам этой избирательной кампании. В принципе, в рамках этого проекта мы собрали информацию, и этой информации достаточно, чтобы каждый из кандидатов и спонсоров этих кампаний мог пол своего штаба вывезти в лес", — рассказал Бортник.

Однако, по его словам, задача подобного исследования — не наказать за нецелевое использование средств избирательными штабами, а привлечь внимание общественности к тому, каким образом политические силы проводят свои избирательные кампании.

"Мы хотим, чтобы общество понимало порядок цифр, чтобы оно начало относиться более критично к этим избирательным кампаниям, их стоимости, к их информационной, медийной насыщенности, поскольку мы должны понимать, что не честно потраченные вложенные в кампанию деньги — это грязные деньги, и они обязательно будут возвращены теми людьми, которые прошли во власть таким же не честным способом, у нас эти деньги с процентом украдут снова, и с этим нужно что-то делать, и общество должно критично реагировать", — заявил директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник.

Эксперт предупредил, что и в последующие кампании будет проводится внутренний аудит трат на избирательную гонку.

Самое читаемое
    Темы дня