наверх
19.04.202410:24
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Порошенко: олигархи - главная угроза Украины. Мнение экспертов

(обновлено: )86131
Петр Порошенко объявил войну олигархам. Президент пообещал, что соответствующие органы будут отслеживать схемы, которыми пользуются бизнесмены для своего обогащения. Подробнее рассказали политические эксперты Елена Дяченко и Александр Кочетков.

Президент Петр Порошенко заявил в интервью, что олигархи представляют большую угрозу для Украины.

"Это угроза для Украины. Все время Украина была страной олигархов. И все время олигархи были вместе с властью. А сейчас впервые перед нами и мной как президентом стоит серьезная задача ограничить власть олигархов", — отметил Петр Порошенко.

Подробнее на тему деолигархизации страны радиостанция Голос Столицы поговорила с директором консалтинговой компании "Партия власти" Еленой Дяченко и политтехнологом Александром Кочетковым.

Читайте также: Олигархический Кабмин Украины: министры на страже своего кармана

Вам не кажется, что слово деолигархизация сегодня немного подзабыто?

Дяченко: Мне кажется, сначала стоит договориться о том, кого мы будем называть олигархами. Я предлагаю пользоваться термином, доступным во всех философских словарях, что олигарх, это человек, который богатеет за счет доступа к власти. Поэтому, когда мы сегодня слышим фразу "борьба с олигархами", очевидно, речь идет о борьбе с командами тех людей, которые сегодня возглавляют Украину. Во-вторых, мне кажется, сегодня стоит отделять информационные месседжи повестки дня — например, борьба с олигархами, борьба со злом, борьба за мир — от некоторых реалий. Потому что, например, президент называет олигархами собственников бизнеса, которые владеют около 30% рынка, желательно в энергетике. Он еще называет их монополистами. То есть, для президента олигархи — это монополисты, хотя, по большому счету, 30% — это не монополия. Для народа олигархи — это в принципе любые богатые люди. Для демократической коалиции олигархи — это те, кто разбогател до того, как демократическая коалиция пришла к власти.

Кочетков: Я бы немного дополнил. В нашем украинском политикуме сложилось определение, что это очень богатые люди, которые наживаются на близости и взаимодействии с властью. И они имеют определенный инструмент: как правило, они должны иметь СМИ, желательно не одно, чтобы влиять на общество, и они имеют влияние на фракцию или несколько фракций в парламенте, чтобы иметь влияние на политику. И, как правило, они имеют своих людей, расставленных по разным ключевым местам в Кабмине и других органах власти. Но дело в том, что в общем-то это нормальные украинские граждане. Только они более энергичные, более деловитые, и пользуются теми возможностями, которые им предоставлены. Если бы политики не сотрудничали с этими олигархами, то никак бы они на власти не богатели бы. Если бы бизнесмены не шли во власть, не занимали там посты и не обогащались бы за счет этого, то никаких олигархов у нас бы просто не было. Когда президент говорит о деолигархизации, речь идет об очередном симулякре. То есть, общество пытаются таким образом отвлечь от насущных его проблем, рассказывая о том, что мы будем бороться с олигархами. Это странно, потому что олигарх номер один у нас — это Петр Порошенко. И очень трудно представить, что он сам себе навредит. То есть это очередной симулякр.

Когда говорят о деолигархизации, то имеют ввиду, что эти люди не должны богатеть, или что эти люди должны пускать заработанные деньги на развитие общества, в котором они эти деньги зарабатывают?

Кочетков: Процесс должен быть, прежде всего, прозрачным и соответствовать украинскому законодательству. Богатые люди есть в любой стране, богатые люди всегда влияют на внутреннюю и внешнюю политику своих государств. И не только государств, поскольку у нас есть транснациональные корпорации, ничего в этом особо страшного и печального для Украины нету. У нас олигархи богатеют за счет ухода от налогов, за счет коррупционных схем, за счет нарушения законодательства. Они по факту являются преступниками и обогащаясь преступным образом, они развращают и политическую элиту, и общество. И у нас, к сожалению, общество с пониманием относится к тому, что человек, пришедший во власть, моментально начинает каким-то образом улучшать свое материальное положение.

Дяченко: Наш президент цитирует Рузвельта и говорит, что будет бороться с олигархами, как и он. Так вот Рузвельт это делал не для того, чтобы бороться с олигархами и красиво выступать. Он боролся за капитализм, за конкуренцию, он боролся за то, чтобы у всех были равные правила игры. Не просто для того, чтобы у нас в стране не было богатых. Мы уже переживали социализм, когда не было богатых и в итоге остались недовольны.

Кочетков: Мы пришли к тому, что нам нужны новые, прозрачные, честные правила игры в масштабе государства.

Дяченко: Если даже мы сейчас возьмем себе правовую систему, например, Англии, то у нас ничего не получится. Нам не нужны сейчас новые, красивые правила игры, нам нужно легализовать те правила, которые есть.

Венецианская комиссия сказала, что у нас прекрасная Конституция и ее не нужно менять…

Кочетков: Не совсем так. Я имел отношение к созданию первой Конституции 1996 года, и она в общем-то фиксировала то распределение власти и ту реальную ситуацию, которая была на тот момент, плюс противостояние президента Кучмы и главы ВР Александра Мороза. И вот она это зафиксировала, а потом была следующая коррекция, чтобы не допустить полномочий для будущих президентов — Ющенко или Януковича. Это подгонка под политическую ситуацию в нашей стране, но никак не работа на перспективу. Вот хотя бы убрать два центра исполнительной власти, пусть либо президент у нас отвечает за всю экономику, либо премьер.

Дяченко: А вы читали последний указ президента о том, что у нас все так и будет происходить? У нас президент, по сути, своим указом возглавил Кабмин на днях.

Кочетков: Я вообще читал сообщения его пресс-службы о том, что президент поручил главе ВР сделать то-то и то-то. Как он может поручить главе ВР? Но так и написано от его пресс-службы. Абсурд. Одно дело — возглавить неформально. Другое дело — отвечать за то, что происходит. Если президент — арбитр, он не должен вмешиваться, как футбольный арбитр не имеет права пинать мяч на поле.

Дяченко: У нас нигде в Конституции не прописано, что президент — арбитр.

Кочетков: Надо прописать.

Дяченко: У нас арбитры — это Верховные суды и КСУ.

Кочетков: Ни капли не получается. Не выполняют функцию. Надо это прописать, чтобы он был либо действительно арбитром, либо нам не нужно два центра власти.

Дяченко: Мне кажется, что текущая ситуация в Украине как раз все-таки больше подходит под определение сословно-представительской монархии, когда во власти представлены все сословия и сейчас вы предлагаете сделать из президента монарха, по большому счету, с неограниченной властью.

Кочетков: Наоборот. Имеется в виду, если я говорю о президенте-арбитре, то я говорю, что он избирается парламентом, и имеет только контролирующие функции и только на определенный период.

Возможно, стоит рассмотреть какие-то новые варианты делегирования власти наверх человеком, гражданином?

Дяченко: Это, конечно, шутка, но можно легализовать, например, подкуп на выборах и проводить его через казначейство, чтобы на выборах абсолютно честно побеждал тот, кто больше заплатит избирателю. Но шутки шутками, а речь идет о том, что государство должно признаваться в том, что существуют коррупционные схемы, оно должно предлагать альтернативу. Чтобы, например, пройти в парламент без взятки было выгоднее, чем пройти в парламент за взятку. Про налог на взятку на выборах, допустим, мы говорим сейчас полушутя. Но этот налог должен быть таким, чтобы партии или политику было выгоднее пройти честно. Чтобы официальный налог на обналичивание заработанных денег был ниже, чем то, что бизнес платит конвертационному центру.

Кочетков: Что касается избирательной системы, хочу отчасти подискутировать. Главная причина возникновения олигархов связана с тем, что у нас нет социального заказа на честную, прозрачную, неподкупную власть. Социального заказа у нас нет. В чем это выражается? Избирают непонятно кого, он начинает воровать, его опять меняют, новый продолжает заниматься примерно тем же и так далее. Так  вот нужно, чтобы избиратели были социально ответственными. Один из рецептов: избиратели должны быть налогоплательщиками. А те, кто не платит…

Дяченко: Тут мы уже возвращаемся к римскому праву, где гражданские права имели только те, кто имел собственность. Но если ты находишься на содержании у своего отца, и тебе 30 лет, но ты не главный, не содержишь свою семью, то ты не голосуешь, у тебя нет гражданских прав.

Кочетков: Согласен.

Ранее политический эксперт Вадим Карасев заявил в эфире радиостанции Голос Столицы, что начала процесса распада парламентской коалиции можно ожидать в 2016 году.

Среди руководства страны существует политический консенсус о том, что досрочные выборы в ВР состоятся не ранее июня 2016 года, однако из-за своей неэффективности нынешняя Рада может быть распущена и ранее, заявил в эфире радиостанции Голос Столицы политолог Николай Спиридонов.

Самое читаемое
    Темы дня