наверх
29.03.202415:52
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Губит людей не пиво, губит людей цена. Грядет подорожание на 15-20%

(обновлено: )156640
Повышение акциза на 100%, которое в Минфине уже пообещали ввести, приведет к подорожанию пенного напитка, сообщил директор Carlsberg Ukraine Евгений Шевченко. При этом он отметил, что маленькие пивоварни почти не пострадают от такого нововведения.

Пивной рынок Украины  за первые семь месяцев 2015 года сократился почти на 25%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Об этом сообщает ассоциация "Укрпиво". Тем не менее, в 2008-2014 годах отрасль просела не намного больше — на 28%. 

Уже почти целый квартал производители пива и водки работают практически по единым стандартам. С 1 июля вступили в силу изменения в Налоговый кодекс, согласно которым пиво включено в перечень алкогольных напитков, поэтому и на пиво распространяются все те же ограничения, под которые подпадает крепкое спиртное. Главные из них — ограничение рекламы и введение лицензий на продажу стоимостью 8000 гривен в год. Кроме того, в проекте налоговой реформы, презентованной ранее Минфином, планируется повысить акциз на пиво на 100% — до 2,48 грн/л.

Подробнее о проблемах в сфере пивоварения радиостанция Голос Столицы поговорила с генеральным директор Carlsberg Ukraine Евгением Шевченко.

Как вот эти налоговые новшества сказались на динамике продаж? Действительно ли падение составило 25%?

— Эта цифра корректная, она относится к общему объему производства пива в Украине. Действительно, за семь месяцев получили минус 25%, столько же, как за предыдущие несколько лет. Если говорить про ограничения, то начну с рекламы. Пока, безусловно, никакого вреда мы не ощущаем, поскольку эффект от запрета или ограничения рекламы сказывается в периоде от одного до трех лет. То есть при выводе каких-то новинок на рынок мы столкнемся с тем, что нам придется больше времени и больше средств тратить на узнаваемость новых брендов. Что касается оборудования, то этот запрет совершенно абсурден. Насколько я знаю, такого нет ни в одной европейской стране. Даже в Норвегии, где реклама пива серьезно ограничена, нет запрета на брендирование оборудования, холодильников в торговых точках, кранов в ресторанах и барах. Сейчас формально мы не имеем права даже наносить логотип на посуду, в которую наливается пиво в пабах. То есть та посуда, которую мы сейчас покупаем, она уже на себе брендинг не несет. А ту, которая уже есть, мы ведь не можем пойти и перебить.

За это теперь должны нести ответственность именно торговые точки?

— Да, поскольку оборудование и посуда являются их собственностью.

А что с холодильниками и всем остальным?

— Мы перебрендировали, привели в соответствие с законодательством оформление 50 тысяч единиц оборудования по всей Украине, это нам обошлось в несколько десятков миллионов гривен.

То есть в магазинах тоже теперь не может находиться холодильник с изображением бренда?

— Тут все немножко тоньше. Холодильник находиться может, но при этом то изображение, которое находится на холодильнике, не может являться рекламой. То есть оно не может содержать слоганов, побуждающих к покупке. Это может быть информация о продукте.

А логотип может быть?

— Логотип – нет. Может быть, например, корпоративный логотип пивоварни.

Тут, похоже, целая армия юристов должна поработать, чтобы разобраться…

— Она уже, собственно, и поработала. Безусловно, небольшие пивовары начали бить в колокола с 1 июля. А мы еще с 28 декабря прошлого года, когда Верховная Рада приняла эти изменения, начали планомерно готовиться. В принципе, у всех было полгода, чтобы подготовиться. Это стоило денег, это стоило усилий. Такие ограничения абсолютно нелогичны, но что поделать. Какие бы законы не были, мы будем их выполнять, либо принимать решение об уходе с какого-то рынка, если законы не позволяют нам зарабатывать и предсказуемо развивать свой бизнес.

А на телевидении изменились как-то условия размещения рекламы пива?

— Безусловно. Рекламу размещать теперь нельзя. Мы можем размещать только ролики, если мы спонсируем какое-то мероприятие, кроме спорта. Спорт нам спонсировать теперь нельзя.

То есть, теперь не говорят "пиво такое-то, партнер того-то", а просто "бренд такой-то"?

— Да. Разумеется, и сам продукт показывать нельзя. Потому что помимо законодательных ограничений, есть еще кодекс ответственности, подписанный телеканалами, которые со своей стороны тоже достаточно строго следят за соблюдением законодательства.

Но если реклама не очень сильно повлияла на это падение, то что же тогда стало главной причиной?

— Главные причины — это макроэкономика и последствия поднятия акциза на 42% в мае прошлого года.

Расскажите подробнее о ситуации с акцизами… 

— Про акциз скажу очень просто. Минфин апеллирует к тому, что увеличение акциза на 100%, до 2 гривен 48 копеек за литр пива, по сути, приведет к достижению минимально рекомендованной норме Евросоюза. Однако они забывают о том, что введенный тем же законом пятипроцентный акциз на розничную продажу подакцизных товаров, в том числе и пива, по сути, уже выводит нас на эту цифру. Поэтому, если мы повышаем акциз на 100%, как это сейчас предлагает Минфин, то по доле акциза в розничной цене пива мы обгоняем Германию.

Как отразится на продажах, на потреблении напитка введение этого акциза со следующего года?

— Акциз всегда транслируется в цену, так как сложно объяснить акционерам, почему они должны заработать меньше денег на том основании, что у Минфина дыра в бюджете на 30 миллиардов гривен. Поэтому это будет чистое поднятие цены на 15-20%.

А что ждет мелкие пивоварни? Они будут закрываться, как-то приспосабливаться или объединяться?

— Объединяться, вряд ли. На самом деле, для мелких пивоварен гораздо страшнее была лицензия, чем увеличение акциза, потому что они в большинстве своем варят так называемое крафтовое пиво, которое продают довольно дорого. Соответственно, в процентах повышение цен на их продукт будет гораздо ниже, чем на массовые продукты.

К слову, эксперт гражданской инициативы "Реанимационный пакет реформ" Владимир Дубровский заявил в эфире радиостанции Голос Столицы, что облагать налогом использование рабочей силы неправильно, поэтому политикам стоит задуматься над полной отменой ЕСВ.

Ранее председатель всеукраинской общественной организации "Союз защиты предпринимательства" Сергей Доротич заявлял, что ГФС — это "змеиное гнездо в нашей государственной машине".

Самое читаемое
    Темы дня