наверх
07.07.202008:43
Курсы валют НБУ
  • USD27.13- 0.04
  • EUR30.72+ 0.22

Обмани нас всех, если сможешь. Как украинцам врут перед выборами

Избирательная кампания по местным выборам (338)

(обновлено: )163612
Никакой конкретики, "за все хорошее" и "против всего плохого", неприкрытая манипуляция: избирательная кампания к местным выборам в разгаре. Партии пиарятся, не гнушаясь жульничества, пустых обещаний и откровенного обмана избирателей.

Евгений Стримов, РИА Новости Украина

С 4 сентября стартовала предвыборная кампания к местным выборам, запланированным на 25 октября. Допуск к участию в избирательной "гонке" получили 132 партии, условно разделенные экспертами на парламентские партии, "партии войны" и партии местных элит. Риторика этих политсил – соответствующая. 

Репетиция парламентских выборов?

Еще одна особенность кампании – большинство партий в своих обещаниях манипулируют темами, не относящимися к компетенции местных органов власти: государственное устройство, внешняя и оборонная политика, заверения закончить войну, переход на контрактную армию, отказ от дальнейшей мобилизации… Мэр или депутаты местных советов не могут решать подобных вопросов.

При этом, ни одна из партий, объявивших ою участии в избирательной гонке, не представила конкретной программы действий в местных органах власти. 

Гораздо меньше времени и внимания уделяется прежде привычным обещаниям перед выборами: решению проблем ЖКХ, вывозу мусора, наведению порядка в местных бюджетах и т.д. 

Эксперты отмечают, что нынешняя кампания больше похоже на парламентскую или президентскую: эту версию подогревает тот факт, что в партии власти – Блоке Петра Порошенко – "не исключают" досрочных выборов в Верховную Раду. Стало быть, местные выборы – своего рода репетиция. 

"Это манипуляция. Такие манипуляции были у нас годами, так что я не вижу повода удивляться. Они использовались и при Януковиче, и при Ющенко, и при Порошенко сейчас. Просто у нас 33 толстяка, или 333, которые борятся за то, чтобы больший кусок заработать. Идет передел сфер влияния через депутатские мандаты. И для этого, как всегда, любые средства хороши. Телевизор, реклама, привлечение к выборам волонтеров и участников АТО. Олигархи, или лучше их назвать феодалы, держат народ за быдло. За крепостных. И это во многом справедливо. Мы готовы продаваться. За миску похлебки, за пакет гречкой. У нас не было другой истории",эмоционален волонтер Юрий Касьянов

"Центральные" vs.  местные

О политической рекламе и избирательной кампании в целом говорили в среду на пресс-конференции в информационном агентстве ГолосUA директор Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала и  политолог Юрий Войтенко.

Бала также высказал точку зрения, что предвыборная реклама политических партий мало похожа на кампанию к местным выборам: по его словам, реклама вывела местные выборына общенациональный уровень – парламентских выборов, “что является довольно негативной тенденцией”. 

Кроме того, эксперт отметил, что на юге и востоке Украины основные парламентские партии могут даже не пройти 5% барьер. Избиратели, по предварительным опросам, отдают предпочтение региональным партиям.

"Например, в Херсоне преимущество – у партии "Наш край", которую возглавляет городской глава. Интересно, что общенациональные партии имеют довольно низкий рейтинг. Если бы сейчас были парламентские выборы, мы бы наблюдали интересные конфигурации коалиции", – говорит Бала.

Он прогнозирует, что на выборах победят представители новосозданных партий "во главе с местными авторитетами", успевшими зарекомендовать себя в регионе.  

"На местных выборах голосуют не за партию, а за человека. Поэтому как раз те партии, которые на парламентских выборах в Верховную Раду не прошли, теперь получат возможность иметь своих людей на местах в качестве мэров или депутатов местных советов. Так, к примеру, в Харькове Геннадий Кернес идет от партии "Возрождение", а его конкурент – (Александр – ред.) Фельдман, от партии "Наш край". В то же время, в Харькове БПП по предварительным прогнозам не проходит и 5%", – сказал эксперт.

Мэр с оппозицией? 

В свою очередь, Юрий Войтенко сообщил, что  партии не будут тратить "огромные средства" на предвыборную кампанию к местным выборам. По его словам, это связано с тем, что кампания может быть рассчитана только на 2 года. При этом, общегосударственный ресурс на выборы – 1-2 млн. грн.

Несколько другое мнение у Виталия Балы: он отметил, что партии, у которых есть финансовый ресурс, все-таки будут тратить значительные суммы на кампанию – "подкупы избирателей начнутся ближе к дате выборов”.

"Я не думаю, что эти выборы будут стоить мало. Я знаю политическую партию, у которой есть свои люди в каждом доме в Киеве", – сказал эксперт.

Что касается столицы, у действующего мэра Виталия Кличко – "условно самый высокий рейтинг на выборах, однако он может не получить большинство в Киевсовете”, сообщил Бала. 

"У Кличко условно самый высокий рейтинг. Но только сейчас "засвечены" все кандидаты на пост мэра Киева. И здесь может быть интрига. Даже если Кличко победит, вполне вероятно, что он не получит большинство в Киевсовете. Это, в свою очередь, может сыграть злую шутку с Кличко и теми, кто хотел, чтобы эти выборы прошли именно по такому закону", – добавил политолог.

Бала прогнозирует, что повсеместно на местах может повториться такая же ситуация как и в столице, когда мэр или голова не получит поддержку в советах, где будет представлена "оппозиция" действующему голове. 

"По всей Украине на местах в местные советы могут пройти как раз не парламентские партии, это может создать новые дополнительные проблемы как для местного главы, так и для центра", – сказал эксперт. 

Выборы как кино и "Партия зла"

По оценкам Виталия Балы, реклама политических партий в ходе нынешней избирательной кампании вызывает много вопросов. 

"На примере мэрской предвыборной кампании в Киеве, вообще можно сказать, что нет большой разницы между рекламой фильма "о пришествии Марсианина" в октябре и местных выборах, которые будут у нас в конце октября. Большой разницы в том, что у нас будет Марсианин в кинотеатрах Украины, и выборы мэра Киева, нет. Вся внешняя рекламная кампания кандидатов на пост мэра Киева как раз и напоминает рекламу самого фильма", – отметил эксперт.

Согласен с подобным мнением и Войтенко, напомнивший о рекламе "Партии зла". 

"Есть билборды со страшными лицами и предупреждениями "о приходе зла"…  Не исключено, что это нацелено на снижение той же явки избирателей. Кому-то явно выгодно, чтобы в сознании украинцев был посеян пессимизм и недоверие к выборам", – считает политолог. 

Напомним, около двух третей избирательных участков на Донбассе не будут участвовать в местных выборах.

Сколько стоит политическая реклама

В сентябре внешняя политическая реклама заняла около 30-40% рекламного рынка. Лишь на одном столичном проспекте Победы журналисты насчитали 209 политических реклам различных форматов. 

Читайте также: Конкуренты Кличко, агония "Свободы", национальные интересы РФ. Оценки политолога

Разместить рекламу на большом билборде размером 5 на 12 стоит 18 тысяч гривен в месяц (без НДС). Реклама размером 3 на 6 метров стоит дешевле – 5 тысяч 800 гривен. Разместить две таких рекламы политическим партиям вместе с налогом обходится в 28 тысяч 560 гривен за 1 месяц.

Бигборды и бэклайты – самый популярный формат уличного пиара. В зависимости от их размера и расположения клиенту придется заплатить от 3 до 25 тысяч гривен в месяц.

Меньшие по размерам ситилайты стоят дешевле – от 1,5 до 4 тысяч гривен.

Самое читаемое
    Темы дня