наверх
24.04.202404:25
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Военная доктрина Украины: война с Москвой и правовой нигилизм

Новая военная доктрина Украины (12)

(обновлено: )125760
24 сентября президент Петр Порошенко подписал Указ № 555, которым ввел в действие решение Совета национальной безопасности и обороны Украины от 2 сентября 2015 "О новой редакции Военной доктрины Украины" и утвердил ее.

Диана Михайлова, независимый военный эксперт

Одновременно с актом подписанным Порошенко были признаны утратившими силу предыдущие указы, которыми была введена  вторая редакция Военной доктрины Украины, принятая указом президента Украины от 15 июня 2004 г. и внесенные в нее поправки, вплоть до последней, датированной июнем 2012 г.

Третья версия основополагающего военного документа Украины, увеличившись в объеме почти в два раза, приобрела принципиально иной характер по сравнению с двумя предыдущими.

Уже в первых строках сделана попытка объяснить подобную трансформацию:

"Временная оккупация Российской Федерацией части территории Украины — Автономной Республики Крым и города Севастополя, разжигание Россией вооруженного конфликта в восточных регионах Украины и разрушения системы мировой и региональной безопасности и принципов международного права обусловливают пересмотр и уточнение доктринальных положений по формированию и реализации военной политики Украины".

Действительно, если в 39-ти пунктах Доктрины в редакции 2012 г. ни разу не присутствует Российская Федерация, то 69 пунктов свежей версии содержат 38 упоминаний о ней. Даже с учетом этого факта, документ логичнее было бы озаглавить "как нам воевать против РФ", так как само понятие Военная доктрина не более чем декларация о политике государства в области военной безопасности, имеющая самый общий и универсальный характер, отвечающая всем возможным сценариям развития внутренней и внешней обстановки. Ограничивать систему официальных взглядов и положений, устанавливающую направление военного строительства, подготовки государства и вооружённых сил к войне, способы и формы её ведения практически единственным слабо обоснованным  вариантом, по меньшей мере, недальновидно. Тем не менее, пункт 9 в шести из перечня семи актуальных военных угроз для Украины называет именно Российскую Федерацию, и лишь в одном случае "деятельность на территории Украины не предусмотренных законом вооруженных формирований, направленная на дестабилизацию внутренней социально-политической ситуации в Украине".

Читайте также: "РФ – враг №1, НАТО – союзник". Эксперты оценивают новую военную доктрину

Другим принципиальным изменением является изъятие пункта 18 предыдущей редакции доктрины: "Украина придерживается политики внеблоковости, расценивает ее как важный фактор снижения напряженности военно-политической обстановки в регионе". Вместо него уже в 3-ем пункте новой редакции говорится о необходимости "достижения Украиной критериев, необходимых для членства в Европейском Союзе и Организации Североатлантического договора", которое дополняется положением пункта 55 о том, что: "Приоритетной задачей углубление сотрудничества с НАТО является достижение к 2020 году полной совместимости Вооруженных Сил Украины с соответствующими силами государств — членов НАТО".

В этой связи следует отметить недоработку авторов президентского указа, так как в связи с изменениями положений новой доктрины следовало внести изменения и в Декларацию о государственном суверенитете Украины, принятая с третьей попытки 24 августа 1991 г., которая "провозглашала намерение стать в будущем постоянно нейтральным государством, которое не будет принимать участия в военных блоках".

Новым является и положение о  том, что "Украина не исключает возможности применения военной силы также для локализации и ликвидации внутреннего вооруженного конфликта" (пункт 24 Военной доктрины).

Предыдущая редакция, кстати, рассматривала одной из возможных угроз применения военной силы против Украины "перерастание внутренней нестабильности в вооруженный конфликт внутри государства" (пункт 11 Военной доктрины в редакции 2012 г.), а пункт 12 того же документа гласил: "Украина может быть втянута в военные конфликты, которые будут отличаться по причинам возникновения, целями сторон и последствиями, в частности: … вооруженных столкновений внутри Украины (вооруженный конфликт внутри государства) с участием непредусмотренных законом военизированных или вооруженных формирований". При этом пункт 20 прямо предусматривал в этом случае "введение правового режима военного (чрезвычайного) положения" с целью сдерживания "потенциального агрессора".

Почему не было выполнено ни одно из требований основного военного документа, разработанного как раз для парирования ситуации, развившейся внутри территории Украины в 2013-2015 годах, остается под вопросом, так же, как и невыполнение в тот же период положений Конституции Украины.

Результатом подобного правового нигилизма и стали трагические события, уже приведшие к гибели десятков тысяч граждан Украины и появлению не менее трех миллионов беженцев. К сожалению, нынешнее руководство страны вместо того, чтобы ужесточить выполнение действующего законодательства, прибегает лишь к его редактированию под желаемые сиюминутные личные потребности.

Таким образом, переписывание законодательной базы (Конституция, военная доктрина и т.д.) под уже свершившиеся факты, явившиеся следствием многочисленных и грубейших нарушений законов Украины в их прежней редакции, становится повседневной практикой. Что общего она имеет с "демократическим выбором", "евроинтеграционными процессами" и "свободным цивилизованным обществом" вряд ли смогут объяснить даже авторы новых юридических документов.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.

Самое читаемое
    Темы дня