Подготовил Сергей Веревкин
Есть все основания утверждать, что Украина начинает понемногу выкарабкиваться. Ее национальная валюта стабилизировалась, переговоры о суверенном долге улучшили финансовый прогноз, появились ожидания возобновления экономического роста. Экономическая программа правительства недавно получила одобрение главы МВФ Кристин Лагард. Но проблема состоит в том, что, несмотря на определенное улучшение макроэкономических показателей, для конвертации их в конкретные результаты потребуется время, пишет руководитель британской организации Russia Foundation Дэвид Кларк в своем блоге на сайте издания The Financial Times.
Как показали ожесточенные протесты 31 августа, в обществе усиливается разочарование. Цены продолжают расти, и все большее количество украинцев не в состоянии оплачивать самое основное – еду, квартплату, отопление. Для многих личные трудности соединились с общенациональным унижением в виде Минских соглашений, все чаще воспринимаемых не как мирный договор, а акт капитуляции.
На фоне всего этого многие политики не могут устоять перед искушением популизмом. Партии, входящие в коалицию, стараются дистанцироваться от непопулярных решений правительства накануне грядущих местных выборов.
Один из серьезных тестов для парламента – принятие пакета законов о реструктуризации госдолга (Верховная Рада в четверг, 17 сентября, приняла этот пакет). Непринятие этих законопроектов привело бы к дефолту Украины.
Читайте также: Поможет ли Запад? У ООН нет денег на помощь переселенцам в Украине
Еще более сложная ситуация возникнет ближе к концу года, когда парламент должен будет окончательно одобрить конституционные изменения, частью которых станет особый статус сепаратистских анклавов Донецкой и Луганской областей, как это предусмотрено Минскими соглашениями. Провал голосования по конституционным изменениям может привести к отставке правительства и досрочным парламентским выборам, что поставит под сомнение программу реформ и сам вектор развития Украины.
Читайте также: Пестрые итоги недели. Арест депутата, санкции и развал коалиции
Международное сообщество должно взять на себя часть ответственности. Разочарование украинцев растет во многом из-за того, что они боятся, что о них забыли. Сложно не заметить, что Греции, стране в четыре раза меньше Украины, выделили 95 миллиардов долларов, что в четыре раза больше помощи, полученной Киевом. События вокруг Ирана, а теперь и Сирии дают повод для спекуляций о том, что Запад обменял Украину на продвижение своих интересов на Ближнем Востоке. От украинцев требуют больших жертв, но они все чаще задаются вопросом: ради чего эти жертвы?
Они должны быть уверены, что Запад будет и дальше их поддерживать.
Соответственно, Украине нужны более четкие сигналы о том, что мировое сообщество поможет ей пережить приближающуюся зиму. Помощь МВФ и поддержка Запада понадобятся для решения вопроса выплаты России долга в 3 миллиарда долларов в декабре. ЕС и США должны ясно дать понять, что этот долг будет зачтен в счет репарации за аннексию Крыма и разрушение Донбасса.
Необходимо также принять меры по обеспечению Украины энергоресурсами, чтобы страна могла без проблем пройти отопительный сезон. Вместо того чтобы обсуждать с Россией строительство газопровода Nord Stream 2, ЕС должен увеличить мощности для реверсных поставок газа с запада на восток.
Кроме того, необходим четкий месседж относительно санкций. "Заморозки" конфликта недостаточно. Санкции могут быть сняты лишь в том случае, если Россия полностью выполнит Минские соглашения, включая вывод военной техники и передачу Киеву контроля над границей.
В Украине появились первые признаки восстановления. Но, чтобы зима тревоги нашей осталась позади, Запад должен сделать шаг навстречу Украине, а не шаг назад.