Вопрос реформирования ООН назрел уже давно, однако лишь сейчас члены Совета безопасности приняли определенные шаги на этом пути. Уже 67 стран выступили за отмену права вето в Совете Безопасности. Речь идет о тех случаях, когда конфликты приобретают особую жесткость.
Свою позицию озвучила и Украина. Верховная Рада призывает модернизировать Совет Безопасности ООН и реформировать систему использования права вето. А 29 сентября должно состояться выступление Петра Порошенко, ключевой темой которого станет вооруженный конфликт на востоке Украины.
Подробнее о необходимости реформирования ООН в эфире радиостанции Голос Столицы рассказал директор Центра исследований Международных отношений Николай Капитоненко.
Стоит ли ожидать реформирования ООН?
— Нет, не стоит. Независимо от того, назрел ли вопрос, реформирование Совбеза ООН не произошло даже при серьезных потрясениях международной системы безопасности в 90-х годах, и я думаю, что не произойдет сейчас.
Смотрите также: Порошенко о возможности лишить РФ права вето в Совбезе ООН
Возможно, тогда стоит говорить о создании какого-то нового механизма, организации?
— Все великие державы заинтересованы в сохранении того положения, которое есть на сегодняшний день. А что касается создания новых институтов или организаций, то их очень много, и они действуют, и по мере того, как ООН демонстрирует свою неэффективность в преодолении новых угроз, подключаются другие организации, то же НАТО или ОБСЕ.
Насколько они эффективны?
— Так сложилось за последние годы, что ООН занимается миротворчеством в тех регионах, где существует определенный вакуум силы и заинтересованность постоянных государств-членов Совбеза, а в других местах деятельность ограничена их интересами. Там вступают в дело другие организации, такие как НАТО.
Говоря о праве вето, о котором зашла речь в данной инициативе, использован термин "особая жестокость". Что стоит понимать под этой оговоркой?
— Если смотреть на это с научной точки зрения, то жестокость конфликта измеряется количеством жертв на единицу времени, а также количеством других пострадавших: раненных, беженцев, внутреннеперемещенных граждан. То есть можно таким образом подойти к классификации конфликтов, но я не думаю, что этим всерьез будет кто-то заниматься. Эта формулировка не несет какой-то политической перспективы. Это скорее какая-то игра на публику.
Напомним, официальный представитель Украины в ООН Юрий Сергеев утверждает, что 67 стран поддерживают инициативу воздержания от права вето в Совете Безопасности ООН в случаях, когда конфликты приобретают "особую жестокость".