На совете коалиции народные депутаты не смогли принять особо важных решений в связи с отсутствием некоторых лидеров фракций. Впрочем, не обошлось без резонансных заявлений: лидер парламентской фракции "Блок Петра Порошенко" Юрий Луценко предложил сократить парламентские комитеты.
Как сообщил Луценко, присутствующие депутаты пришли к согласию по данному вопросу. Насколько полезной будет ликвидация некоторых комитетов Верховной Рады, в эфире радиостанции Голос Столицы рассказал политолог, эксперт Украинского института анализа и менеджмента политики Николай Спиридонов.
Почему Юрий Луценко выступил с инициативой сокращать парламентские комитеты?
— Одна из проблем украинской власти в том, что постоянно хотят менять правила игры во время самой игры. Например, президент был избран на одни полномочия, а сейчас меняется Конституция, и его полномочия пытаются изменить в сторону усиления. Комитеты ВР каким-то образом уже работают, и если их количество сократить, то это корректнее делать уже в следующем созыве ВР, а работающие комитеты трогать бы не стоило. С другой стороны, сейчас очевидна для общества слабая эффективность работы ВР, поэтому необходимость демонстрировать какие-то изменения. Это и есть попытка продемонстрировать, что они пытаются каким-то образом улучшить работу ВР.
Изменится ли что-то после сокращения количества комитетов?
— Я не думаю, что это что-то изменит в лучшую сторону. Порошенко выразил мнение, что комитеты раздавались в качестве взяток, однако это не совсем, наверное, соответствует действительности, потому что все-таки многое решается в комитетах, в частности, судьба некоторых законопроектов. Другой вопрос, что надо бы руководство комитетов изменить, потому что впервые в украинской истории ВР в состав комитетов вообще не входят представители оппозиции. Это совершенно не демократично.
Пока что неизвестно, какие именно комитеты будут сокращены?
— Пока такой информации нет. Любой комитет будет сопротивляться своему сокращению. Пока что это лишь заявление. А будут ли они вообще сокращаться и когда — мы можем только догадываться. Возможно, это просто заявление для сотрясания информационного пространства.
Насколько способна коалиция принять необходимые законы после выхода из нее радикалов?
— Достаточно сложно, потому что фактически распалась коалиция. С другой стороны, за оборонные законы все-таки будут голосовать, потому что даже при распавшейся коалиции бойкот оборонных законов вызовет непонимание общества. Также начинается очередная бюджетная эпопея, с бюджетом все будет значительно веселее и сложнее. Распад парламентского большинства начал происходить почти сразу после того, как оно было сформировано, еще при голосовании за бюджет 2015 года были заметны большие трения в составе большинства. В феврале этого года были опубликованы рейтинги, которые тоже внесли определенный раскол в коалицию, когда стало ясно, что резко обвалился рейтинг "Народного фронта", теперь возникли большие противоречия с новой Конституцией, потому что она очень сильно уменьшает возможности региональных элит. В результате можно констатировать, что все меньше времени осталось у действующего большинства до его распада, и механизм этот давно запущен.
Смотрите также: Страсти по коалиции
Напомним, фракция "Радикальной партии" заявила о выходе из парламентского большинства. Такое решение было принято после голосования в первом чтении проекта изменений в конституцию в части децентрализации власти. Однако коалиция остается дееспособной, так как насчитывает необходимые 226 голосов.