наверх
23.04.202421:45
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

"РФ - главный враг Украины" и возвращение денег Януковича. Оценки политолога

Местные выборы 2015 (295)

(обновлено: )161113
Причина низкой эффективности работы Верховной Рады заключается не в схеме работы, а в отсутствии дисциплины в коалиции, заявил руководитель департамента избирательных технологий Агентства моделирования ситуаций Валерием Гончаруком.

В БПП заявили о планах коалиции изменить систему работы Рады. Планируется, что эта схема будет несколько изменена и депутаты будут работать блоками – одну неделю посвящать отдельной сфере. 

Проявляет инициативу и правительство. Так, уже разработан законопроект, который позволит конфисковать полтора миллиарда долларов у беглого президента Виктора Януковича и его окружения. Об этом заявил премьер-министра Арсений Яценюк.

Тем временем, на заседании СНБО был одобрен проект новой редакции военной доктрины. Он предложен на подпись президенту Украины. Новая доктрина формулирует меры по подготовке государства к обороне, необходимые для восстановления государственного суверенитета и территориальной целостности государства. 

Подробнее о главных последних событиях радиостанция Голос Столицы поговорила с политическим экспертом, руководителем департамента избирательных технологий Агентства моделирования ситуаций Валерием Гончаруком.

Как вы считаете, насколько может поднять эффективность Рады система работы блоками? 

– Мне кажется, проблема не в том, что не таким образом рассматривали законопроекты, что надо блоками рассматривать. Проблема в том, что фактически отсутствовала любая дисциплина, в первую очередь в самом парламентском большинстве. 

И то, что "Радикальная партия" вышла из большинства, говорит о том, что противоречия еще остались. Потому что и "Самопомич", и "Батькивщина" в этом плане являются неоднородными политическими силами, и они так же не единодушно голосуют. 

И получается, что сами члены большинства не ходят на эти заседания, соответственно, нет согласованности вопросов. Кабмин часто выносит на рассмотрение ВР сырые вопросы, есть противоречия между премьером и президентом, и это выливается в то, что очень много принимается неэффективных решений. 

Мы помним, когда депутаты вообще сначала голосуют, после отзывают свои голоса, а потом говорят, что они не прочитали, не разобрались, за что они голосуют. И в этом плане, если мы будем рассматривать вопросы хоть блоками, хоть в каком-то другом ракурсе, мы проблему не решим.

Какие последствия могут быть из-за того, что кто-то вдруг берет и выходит из коалиции?

– Какие-то партии могут входить, выходить… Это объективная ситуация. Если мы говорим в целом о европейском опыте, то в таком формате и функционируют коалиции. Конечно, они более стабильны, и более глубинные причины, почему та или иная партия выходит из этой коалиции. 

Как правило, такие кризисы заканчиваются досрочными выборами, потому что когда на выборы идет ряд политических сил, они делают определенные декларации. А когда после этого какая-то политсила выходит, то очевидно, что это надо выносить на суд самих избирателей, пусть дают оценку тем или иным политическим партиям.

Сейчас, когда коалиция переформатируется, нужно ли новое коалиционное соглашение? 

– Оно имело декларативный характер, там были предложены определенные направления работы и там не было готовых текстов. Поэтому, если заключать новое коалиционное соглашение с новым подобным текстом, то мне кажется, что это не имеет смысла. 

Поэтому очевидно, что не будут пересматривать коалиционное соглашение, не будут совершать никаких дополнительных актов или мероприятий по легализации новой коалиции. То есть большинство будет работать. 

Тем более, когда изначально была сформирована такая достаточно большая коалиция, многие говорили о том, что она очень сложная, что там очень много политических интересов, она пестрая, и многие задавали вопрос – будет ли она эффективна. 

Надо понимать, что эта коалиция создавалась в 300 голосов, то есть она создавалась именно под конституционные изменения, и сейчас уже очевидно, что она не выполнила эти задачи. Для формирования правительства 300 голосов не нужно, для формирования правительства нужно 226 голосов. И они есть. 

Более того, в данном случае, чем однороднее будет эта коалиция, тем эффективнее она будет работать. В ней будет меньше внутренних противоречий. А если мы сделаем шаг дальше, то для нормальной парламентской работы не надо даже фиксированных 226 голосов, может быть ситуативное большинство.

Почему Юлия Тимошенко не хочет возглавить коалицию, стать её координатором?

– Юлия Тимошенко сейчас не хочет ассоциироваться с большинством. Тимошенко хочет, чтобы она не ассоциировалась с политикой тех законов, которые принимаются, политикой правительства, политикой президента. 

То есть ее устраивает возможность оставаться в демократическом большинстве, говорить о том, что "я за объединение демократических сил", и при этом занимать достаточно жесткую оппозиционную позицию.

Яценюк заявил, что правительство разработало законопроект, который позволит конфисковать средства у бывшего президента и его окружения. Как вы расцениваете такое заявление премьера? 

– Я не ожидаю экономического или финансового чуда. Что касается активов Януковича, то процедура очень сложная и она связана не только с нашим законодательством. Потому что те средства, которые есть на счетах в Лихтенштейне или Люксембурге, или Нидерландах, или других странах, они же регламентируются не нашими законами. 

Можно вести переговоры, можно вносить определенные изменения, но какого-то радикального изменения ситуации не будет, здесь надо быть откровенными.

То есть не стоит рассчитывать на эти деньги? 

– Конечно, надо вести работу в этом направлении. Но дело в том, что надо быть объективными. Объективно оценивать успехи нашей внешней политики, наших соответствующих служб. Потому что Украина еще ни одного международного суда не выиграла. 

И если мы говорим о таких сложных вещах, как возвращение активов, это очень сложно даже в отношении тех чиновников, которых задерживают с заграницей. Их ведь даже Украину не доставляют. Власть имела время, чтобы провести соответствующие расследования, чтобы получить судебные решения. Этого не было сделано. 

И снова возвращаться к этим проблемам, спекулировать, я просто не рекомендовал чисто с технологической точки зрения. Я прекрасно понимаю Яценюка, я прекрасно понимаю его стиль. Он склонен к громким заявлениям. 

Но надо понимать, что есть кредит доверия, кредит восприятия такой информации. Нельзя доводить ситуацию до абсурда, когда мы будем через 5 или 10 лет снова говорить об этих активах Януковича, которые вот-вот должны прийти в Украину. 

Кстати, если сейчас придут сюда какие-то очень дешевые деньги, условно говоря, в большом количестве, то не факт, что они принесут какую-то пользу. Потому что с большой вероятностью можно сказать, что эти деньги будут брошены на пенсии, на зарплаты и через 3 месяца их просто не будет. И мы окажемся опять же в той же ситуации. 

Вот основная проблема, о которой сегодня надо ставить вопрос. Чтобы те кредиты, которые сейчас привлекаются, не исчезли бесследно.

А для того, чтобы мы их не проели, какова должна быть стратегия использования этих денег? 

– Здесь вопрос заключается в том, например, дал бы я деньги украинскому правительству или украинскому государству, президенту, любому украинскому политику для развития чего угодно. Я бы им не поручил ни копейки. 

Поэтому средства надо привлекать не в государство, не в украинское правительство, а в украинскую экономику. Мы прекрасно понимаем, что есть социальные проблемы в Украине, экономические проблемы, есть проблемы, связанные с войной. И понятно, что мы от социальных функций государства отказаться не можем. 

Но надо также понимать, что те средства, которые приходят на государство, они будут крайне неэффективно использованы. И здесь нужно говорить, сколько мы привлекли инвесторов именно в экономику, в частный сектор, сколько предоставили льготных условий для развития в пределах нашей страны. И в этом я вижу будущее.

СНБО одобрил проект новой редакции военной доктрины. Что этот документ меняет в жизни простых украинцев?

– На этой неделе США и ЕС предложили очередные санкции против РФ. Понятно, что Украина пытается быть в контексте этих процессов и консолидировано принимать подобные решения. Этот документ действительно достаточно радикально называет Россию агрессором и делает Россию основным врагом Украины. 

В принципе, ожидать какого-то геополитического перелома или изменения отношений между Украиной и Россией, между Украиной и ЕС, США не приходится. Потому что мы фактически двигались в этом направлении, и курс на сближение с НАТО возник не сейчас, фактически он начал пропагандироваться со времен Кучмы.

Можно ли говорить, что в связи с принятием новой доктрины в стране могут возникнуть новые военные обстоятельства? Например, новые правила мобилизации, новые правила дислокации, увеличение призывного возраста?

– Нет, ничего не будет. И дело в том, что направление на унификацию со стандартами НАТО выбрано не сейчас. И мы уже долгое время пытаемся унифицировать ВСУ соответствии с этими стандартами. 

Здесь не нужно ничего бояться, надо понимать, что сами эти стандарты не имеют негативного характера. В первую очередь, какие-то изменения возможны в связи с той угрозой, которая остается на востоке страны.

Ранее пресс-секретарь Генштаба ВС Украины Владислав Селезнев сообщал, что седьмая волна мобилизации, если возникнет такая необходимость, может быть объявлена уже в 2016 году. Также он добавил, что под мобилизацию подпадут добровольцы, которые уже воевали в зоне проведения спецоперации, а именно мобилизованные во время первой, второй и третьей волн.

Президент Украины Петр Порошенко во время празднования Дня Независимости 24 августа сообщил, что в течение шести волн мобилизации на военную службу были призваны 210 тысяч человек.

В Украине в 2014-2015 годах прошло шесть волн частичной мобилизации, шестая волна мобилизации проходила с 19 июня по 17 августа.

Самое читаемое
    Темы дня