Инесса Другова, РИА Новости Украина
Министерство образования и науки Украины рекомендовала школам и ПТУ начать 2015/2016 учебный год уроком на тему, которая отвечала бы принципам Концепции национально-патриотического воспитания детей и молодежи, недавно утвержденной в стране.
Конкретную тему Первого урока учебные заведения должны были определять самостоятельно.
"Во время избрания темы, подготовки и проведения урока целесообразно обратить внимание на вопросы истории украинского государства, развития и укрепления государства, истории государственных символов Украины. Это может быть урок-размышление об исторической судьбе Украины, героике современных защитников суверенитета и территориальной целостности страны, разговор с учащимися о настоящем и перспективах Украины. Уместным будет также приглашение на Первый урок участников Революции достоинства, ветеранов и участников российско-украинской войны, волонтеров", — говорилось в письме МОН.
Первоклассников, которые впервые переступают порог школы, в министерстве разрешили просто ознакомить с историей школы, достижениями ее выпускников, особенностями обучения в ней.
В ведомстве рекомендовали во время проведения Первого урока избежать формализма и заорганизованности, окрасить первый день нового учебного года праздничности, торжественностью, хорошим настроением, эмоциональностью, оптимизмом.
О чем рассказывали детям на первом уроке в День Знаний учителя, призванные сеять разумное, доброе, вечное, и насколько им удалось избежать формализма, РИА Новости Украина поинтересовалась у школьников и их родителей.
На линейку становись!
Зинаида, мама ученицы киевской школы:
"Ну, здравствуй школа, здравствуй линейка, великое стояние на плацу, полувоенное, полусакральное коллективное наше бессознательное. Болезнь и диагноз одновременно. Социология, политология — тьфу. Просто придите на школьную линейку и внимательно посмотрите и послушайте, что там происходит.
Все в державной символике. Все выступающие — державною мовою. Слово "Украина" звучит каждые 8 секунд. Честным украинским языком директор школы в своей речи произносит: "… коли ми виборюємо нашу свободу, опираючись країні-агресору Росії…".
А перед этим был гимн Украины, минута молчания памяти погибшим в АТО. И сразу за этим, вот без всякой паузы — полузабытая, где-то откопанная под ветошью русская попса про аиста на крыше и мир на земле, совковая пропаганда, которая была популярна примерно в то же время, когда СССР, жуткий агрессивный монстр, воевал в Афганистане.
Как же мало людей живет в сознании. Вот просто понимают, что происходит вокруг, и что делают они сами. Ужас как мало — и от этого все больше не по себе".
Ксения, мама первоклассника киевской школы №26:
"Линейка чисто патриотическая: гимн Украины, все песни про Украину. Дети стоят и все как один поют гимн, причем даже первоклашечки — руку на сердце и все знают слова.
Практически все — в вышиванках, хотя в школе нам сказали, что это желательно, у кого нет — можно привести ребенка и в форме. Девочки в веночках. Праздничный крестьянский костюм стал теперь уместным на всех торжествах.
В основном на линейке звучало "Слава Украине!" и вся толпа в ответ громыхала: "Героям слава!". Шарики в руках у детей были только двух цветов — желтого и голубого. Даже букеты подбирали национальных цветах.
Про войну на линейке не говорили, но все, от директора до представителя администрации, пожелали мирного неба над головой".
Виктория, мама семиклассника:
"Меня просто бесит повальное "рукоприкладство" во время исполнения гимна (пятерней на пузо выше сердца). Ну зачем, спрашивается? Когда такое было и откуда взялось? Расскажу — из фильмов американских. Не наше это! Не наше!"
Олеся, мама второклассницы киевской школы №210 с русским языком обучения:
"Урок мира. Второй класс. Основная тема: Украина — наша родина. Мы все живем в Украине и знаем ее символы — поле, небо, калина, веночки. Но у нас есть и государственные символы, у нас такой флаг, такой гимн, такой герб.
Эти символы имеют давнюю историю. Детям рассказывают в двух предложениях историю. Основной вывод — мы все единая страна, единый народ. У нас русская школа, но урок шел на русском и на украинском.
Про войну не было сказано ни слова. И на линейке о войне ни слова — только пели "Пусть всегда будет солнце" на русском, украинском и английском.
По-русски пели куплет: "Против беды, против войны встанем за наших мальчишек". Трогательно. У нас в школе было грамотно, как по мне — говорили о празднике 1 сентября и празднике детей. Они — главные. Никакой бравады с флагами и вышиванками.
Зато детям на уроке показывают клип "Это моя Украина" Ивасюка с фотографиями украинских городов".
О чем говорили с детьми учителя
Ирина Валерьевна, классный руководитель 9-го класса киевской школы с русским языком обучения:
"Я воспользовалась конспектом готового урока, который был рекомендован министерством. Но вела урок не дословно по бумажке. Просто говорила с детьми о патриотизме, о любви к родине, о том, как они могут участвовать в этом всем, оставаясь людьми.
Сначала я рассказала детям о понятии патриотизма, что в него вкладывают философы. Затем объяснила, что патриотизм — это не просто слова, а поступки. А поступки должны совершать люди умные, образованные, воспитанные, интеллигентные.
Значит, они должны хорошо учиться, чтобы чего-то в жизни добиться, и для страны в том числе. Довелось, в связи со вчерашними кровавыми событиями под парламентом, рассказать и о том, что применение оружия в мирных акциях и протестах — это нонсенс".
Татьяна Николаевна, учительница первого класса киевской школы №200 с украинским языком обучения:
"Тема урока была "С Украиной в сердце". Посвящен он был стране, событиям, которые происходят в данный момент. Первый вопрос, конечно же, патриотическое воспитание — мы начинаем воспитывать с первых минут.
Рассказывала, что мы украинцы, немного истории — откуда мы, про государственность — откуда возникло наше государство. Немного, конечно, упомянули и Восток, тем более что у нас в классе есть дети воинов. Так мы вспомнили их родителей. Они нам передали флаг, подписанный от бригады, а мы им на карту наклеили сердечки и написали свои имена — первый класс, как смогли.
Дети слышат, видят, что происходит на Востоке, но они не совсем это пока осознают. Они маленькие, и им тяжело понять происходящее.
Те дети, у кого родители в АТО, больше осознают и понимают, а те детки, кого не зацепило, понимают, что есть такая беда, но и только. Детей переселенцев из Донбасса в моем классе пока нет".
Что запомнили дети
Александра, первоклассница киевской школы №200:
"Учительница рассказывала про то, что нам воины передали флаг Украины, и мы им тоже сделаем подарок. Какие воины? Воинские. Говорила, что Украину нужно любить. Рассказывала, как нужно себя вести в школе, что мы будем учить. Я вообще переволновалась, у меня все из головы повылетало".
Саша, ученица 6-го класса киевской школы:
"Мы на первом уроке пели гимн, а еще песни "Океана Эльзы". Рассказывали нам про трагедию на Донбассе, что там мальчик погиб какой-то. И еще про то, что на Майдане охранники охраняли, а в них кинули пушку или мину, и один из них умер.
Тема урока — патриотизм, но я это не очень приветствую — у меня половина родственников переругалась, там все сложно. Больше, правда, рассказывали об истории Украины, о наших предках.
И это хорошо, потому что 1 сентября не хочется как-то грустно провести день — праздник ведь".
Анна, ученица 11 класса киевской школы с украинским языком обучения:
"На первом уроке нам рассказывали о том, что мы должны ценить свою державу, поддерживать друг друга в тяжелые минуты. И нам напомнили, что у нас здесь сегодня праздник, а там где-то идет война и убивают людей.
Мы смотрели видео про войну на Востоке, там были кадры из Донецкого аэропорта. Это ужасно, нужно, чтобы наша страна не сидела-штаны протирала, а что-то делала нормально: ни за что просто убивают людей.
Люди идут на войну и не знают, за что они туда идут. За территорию, которая нужна власти? На уроке нам об этом не говорили, это наши мысли. Украинцы идут на войну, но не могут отвечать на выстрелы с той стороны, получается, мы толком не защищаем свою страну, а ребята просто гибнут.
Что касается курса национально-патриотического воспитания, то мы должны знать и гордиться Украиной, потому что у нас есть очень много задатков и большое будущее и прошлое".
Родители: нам не нужно оголтелого "УРА-воспитания"
Галина, мама первоклассника:
Я только "за" патриотическое воспитание, дети же должны знать историю, тем более, что у нас так быстро все случилось за последние год-два.
Но, конечно, не с первого раза им все рассказывать — дети не должны как-то особо в это углубляться. Для них школа должна начинаться с веселья. Я думаю, что национально-патриотическое воспитание должно проходить раз в месяц, но не основным уроком.
На первом месте у детей сейчас игры, они только начинают понимать, что такое школа, обязательства и все остальное. Но ведь они в Киеве живут, и сами всё слышат от мам, от пап, все переживания.
А еще плюс урок! Не должен быть акцент полностью на этом. У нас еще в детском садике было все очень "патриотично", и дети знали, кто "бандера", а кто "москаль".
Все приходили в вышиванках, а если мальчик пришел в синих штанишках, малышня говорила: "Всё, ты — Россия!". Они все уже "понимают".
Людмила, мама ученицы 6-го класса киевской школы №1:
"По традиции на Первый звонок школьники, учителя и даже многие родители пришли в вышиванках. Остались верны традиционным школьным формам только первоклашки.
Огорчило одно: цветов заметно поубавилось. Раньше бывало, портфель не принесешь, а охапку букетов обязательно в школу притащишь. Сейчас времена другие — экономически сложные. Многие пришли на праздничную линейку с жиденьким букетиком из астр — одно из самых популярных экономпредложений от базарных бабуль.
И еще об одном сожалею: перевелись богатыри-старшеклассники! Уже не первый год, по крайней мере, в нашей школе, улыбающийся молодой детина не тащит на спине запутавшуюся в бантах первоклаху, нещадно трясущую раритетный школьный звонок.
Есть в этом некая ностальгия: сопящий от натуги детина, под увесистой малявкой со звонком, выглядел потешней. На первом уроке говорили традиционно о том, что учиться нужно хорошо, учителей слушать, по школе не бегать и прочие мудрые наставления местного масштаба.
Не забыли и о патриотизме. Порадовал масштаб патриотизма — умеренный и по большому делу образовательный. Детишкам поведали о самых больших достижениях страны, известных украинцах.
Нашли немало тем для гордости за свою страну, без перегибов и бравады. Я — за такой патриотизм, мне не надо оголтелого "УРА"-воспитания.
Не осталась без внимания тема АТО. А как тут без нее, когда во многих классах немало переселенцев из Донбасса? Правда, упомянули об этой теме очень деликатно, к тому же обсуждали ее преимущественно в средней и старшей школе.
Старшим ученикам школы, в которой учится моя дочь, тема АТО знакома не понаслышке — в Донбассе воюет любимый физрук. После уроков старшеклассники собирались позвонить и поздравить учителя с праздником".