Николай Трухин, РИА Новости Украина, Днепропетровск
Заводчане по инерции надеются на лучшее, но надежды тают на глазах: по мере того, как с предприятия тоннами вывозится металл и оборудование.
"Все делается в открытую, нагло. Никого не стесняются", – рассказывает рабочий одного из цехов предприятия Юрий.
По его словам, неизвестные заезжают на режимный объект на грузовиках, заполняют кузова доверха и вывозят с Южмаша все металлическое.
"Оно вроде как и негодное все уже. Но ведь государство же все это создавало, несколько поколений южмашевцев поддерживало в нормальном состоянии и оборудование, и здания. А теперь все это открыто воруют!" – сокрушается мужчина.
В Днепропетровске ходят слухи, что руку с банкротству завода и вывозу оттуда всего, что плохо лежит, приложила команда экс-губернатора Игоря Коломойского. После визита Коломойского на завод говорили даже о том, что "Южмаш" может продать третьим странам документацию БМБР "Воевода" (речь идет о проекте легендарной ракеты "Сатана"), хотя документальных подтверждений этому нет.
В Днепропетровске даже циркулировали слухи, что Коломойский решил "слить" предприятие назло Владимиру Путину. Накануне событий Евромайдана президент РФ отправил в Украину с визитом вице-премьер-министра Правительства России по оборонке Дмитрия Рогозина.
Тот, приехав на "Южмаш", предложил заводу многомиллиардные инвестиции в обмен на участие "Южмаша" в транснациональном консорциуме. Россия была заинтересована в производственной базе "Южмаша" и умах инженеров и конструкторов КБ "Южное".
Но процесс затормозила украинская сторона.
"Этой Украине космос не нужен"
По мнению политического эксперта, руководителя центра "Третий сектор" Андрея Золотарева Украина окончательно возвращается ко временам феодализма и традиционному для того времени укладу.
"Украинцев теперь никто в космос звать не будет. Страна возвращается к традиционному укладу – свинопасы с гречкосеями, буйные казаки-правосеки. Ясновельможная шляхта с арендаторами. Этой Украине космос не нужен. А если нужен, то только, чтобы попиариться. Вкладываться в будущее в такой стране не будут. Рабочим "Южмаша" и не только пора это понять. Экономика большого базара и космос – вещи несовместимые", – сообщил Золотарев.
Именно по этой причине, считает эксперт, завод до сих пор так и не получил обещанного еще осенью 2014 года Президентом Украины Петром Порошенко государственного заказа.
И вправду: зачем заказывать что-то у предприятия, которое вот-вот утонет? Причем топят его не Россия, не Запад, не Америка: топят свои же.
"В октябре 2014 года, когда к нам на завод приезжал Порошенко, наши конструкторы показывали ему разработки "Южмаша". Это и ручные гранатометы, которые элементарно поставить на серийное производство, и бронемашина разведки, которую можно выпускать в кооперации с Павлоградским заводом. Себестоимость такой машины по состоянию на осень 2014 года – 700 тысяч гривен. Но Украина покупает в Англии – за 50 тысяч долларов. При том, что те машины еще надо доводить. Наши же – готовы к боевому применению сразу", – говорит Юрий.
В троллейбусах – спасение?
Спасительным для "Южмаша" мог стать заказ на производство троллейбусов для Днепропетровска. И, вроде бы, завод даже выиграл первый тендер. Но вмешался Антимонопольный комитет.
Смотрите также инфографику: Результаты "реформ" Арсения Яценюка
По иску корпорации "Богдан Мотор" он приостанавливает решение тендера. Городским властям пришлось проводить повторный конкурс. На сей раз выиграла компания "СТГ Инжиниринг".
"Предложение предприятия признано лучшим, оно предложило цену 29 млн. 800 тыс. гривен за 10 троллейбусов типа "Е 183 А" с кондиционерами. Это наиболее привлекательная цена из предложенных для коммунального предприятия "Днепропетровский электротранспорт", поэтому сейчас проводится обсуждение условий договора", – сообщила директор департамента транспорта и связи Днепропетровского городского совета Ирина Прилипа.
"Южмаш" снова пролетел.
Советник генерального директора ПО "Южный машиностроительный завод имени А. Макарова" Владимир Ткаченко уверяет, что администрация предприятия всеми силами ищет заказы.
Пока, правда, безуспешно.
Рабочих в большинстве цехов отправляют в административные отпуска. И лишь в нескольких осталась 2-3 дневная рабочая неделя.
"Но загрузки практически нет. Приходим на работу, чтобы отметится, чтобы потом было основание начислять нам зарплату", – говорят работники.
Крутое пике "Южмаша". Начало
Первые серьезные проблемы у завода начались с развалом Советского Союза. Молодое независимое украинское государство не в состоянии было потянуть самостоятельный выпуск боевых ракет, а кооперация со смежниками в других странах серьезно нарушилась.
Украина тогда нашла выход. Во многом благодаря тогдашнему Президенту Леониду Кучме было решено заниматься коммерческим освоением космоса.
Конструкторское бюро "Южное" разрабатывало спутники, а "Южмаш" участвовал в производстве узлов для плавучего космодрома на экваторе.
Проект назвали "Морской старт".
"Мы чувствовали поддержку Президента. Прежде всего, в поисках партнеров. Он же понимал, что это единственный путь. Леонид Кучма хорошо понимал, что только так – в рамках международных проект по освоению космоса – можно сохранить производство ракет, рабочие места и зарплату специалистам, получить доход, укрепить авторитет Украины, перевести ее ракетную технологию на самоокупаемость и прибыльность, сохранить кооперацию и загрузить смежные отрасли. Не сразу, но результат появился: сначала программа "Глобалстар", а затем и "Морской старт". Учредителями этой уникальной международной компании стали "Боинг" (США), НПО "Энергия" (Россия) "Кварнер" (Норвегия), КБ "Южное" и ПО "Южмаш" (Украина)", – вспоминает экс-директор программы "Морской старт" Владимир Команов.
РФ платила исправно
Вскоре после первых запусков "Морского старта" в КБ "Южное" родилась идея его наземного аналога. Изначально проект назывался "Старт из пустыни". Но позже ему дали более прозаическое название – "Наземный старт".
Это был совместный проект России, Украины и США по использованию стартового комплекса на космодроме Байконур для запусков модернизированных ракет-носителей "Зенит-2SLБ" и "Зенит-3SLБ". В ходе программы с 2008 по 2013 год было осуществлено шесть успешных запусков космических аппаратов.
На базе легендарной "Сатаны" была создана ракета-носитель "Днепр", с 1999 по 2015 год выполнившая 22 пуска, с помощью которых на орбиту было выведено более 140 космических аппаратов, принадлежащих 20 государствам.
До лета минувшего, 2014 года, специалисты "Южмаша" и КБЮ занимались сервисным обслуживанием своих же ракет, которые стоят на вооружении ракетных войск стратегического назначения Российской Федерации.
Читайте также: Кризис, реформы Яценюка и счет за евроинтеграцию
По словам конструктора Станислава Уса, Россия до последнего, вплоть до решения украинского СНБО о запрете сотрудничества в военной сфере с РФ, исправно оплачивала услуги украинских специалистов.
"Не в пример нашему правительству, Российская Федерация точно, в срок и в полном объеме выполняла условия контракта с "Южмашем". Но правительство Украины от этих денег отказалось, не предложив заводу альтернативы", – рассказал Ус.
Огромные сокращения доходов и миллионные долги
Все надежды "Южмаша" были направлены на международный проект в Бразилии. Там, по заказу латиноамериканского государства, Украина запускала ракетоносители "Циклон-4" с бразильскими спутниками на борту.
Но в мае 2015 года стало известно, что Бразилия замораживает свое участие в проекте.
"В результате последовательного сокращения объемов производства ракетно-космической техники поступления денежных средств снизились более чем в четыре раза, с 1 млрд 907 млн грн в 2011 году до 450 млн грн в 2014-м. При этом по договорам с Россией сокращение оказалось более чем 60-кратным – с 1 млрд 719 млн до 28 млн грн. Дальнейшее производство ракетоносителя "Зенит" (проекты "Морской старт", "Наземный старт") приостановлено. Возобновление находится под вопросом. Россия сокращает сотрудничество по прочим проектам ("Днепр", Федеральная космическая программа). В результате потери основного заказчика дефицит оборотных средств составил на конец 2014 года около 700 млн грн. Долги предприятия на 01.01.2015 составляют около 640 млн грн, в том числе по зарплате, сопутствующим платежам и социальным выплатам – более 140 млн грн", – сообщал сайт ЮМЗ.
Впрочем, эту статью с сайта предприятия довольно срочно убрали. Но от того, что цифры спрятали, жить лучше заводчане не стали.
На сегодняшний день долги по зарплате в целом по заводу составляют 50 миллионов гривен, и когда рабочие получат свои кровно заработанные – неясно.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.