наверх
21.10.201911:45
Курсы валют НБУ
  • USD25.04+ 0.30
  • EUR27.90+ 0.41

ГП "Антонов", "Южмаш", ПАО "МОТОР Сич". Бренды, которые потеряла Украина

Экономический кризис (833)

(обновлено: )163705526
Самолеты, ракеты, авиационные двигатели. Все это еще недавно давало повод для гордости: Украина — высокотехнологичная страна! Теперь высокое машиностроение в упадке, промышленность деградирует, а производство самолетов и ракет скоро станет историей "советского прошлого".
На Южмаше

Марат Пригожин, РИА Новости Украина

Еще недавно Украина находилась среди стран, способных самостоятельно разрабатывать и производить самолеты, космические ракеты, двигатели к ним. За 2014 — 2015 годы большинство некогда успешных производств фактически остановлены или это их ближайшая перспектива.

Вместе с производствами, которые, как "Южмаш" или авиастроительные заводы, последний год почти не работают, теряются не только технологии, но и те, кто умеет их применять. Кадры уходят как в прямом, так и в переносном смысле. Кто в мир иной, кто уезжает в соседние, но не западные страны, кто идет другую работу. 

Перспективы авиапромышленности и ракетостроения без сотрудничества с российскими коллегами оказались равны нулю. Вряд ли этого не понимает нынешнее руководство страны. Тем не менее, оно продолжает политику уничтожения промышленного потенциала Украины с варварским упорством. Кроме неработающего "Южмаша" практически прекратило работу ГП "Антонов" и близко к остановке ПАО "Мотор Сич". Эти еще известные бренды скоро станут легендой.

Без крыльев Антонова

Наследие выдающегося авиаконструктора Олега Антонова — это не только спроектированные им самолеты "Ан", но и конструкторское бюро, которое много лет носило его имя, и авиационный завод, который рядом с ОКБ строил самолеты "Ан", начиная с Ан-24 и заканчивая сверхгабаритными Ан-125 "Руслан". 

После распада СССР на территории Украины остались предприятия, сформировавшие замкнутый цикл авиапрома, начиная от разработки самолета и заканчивая развитой сетью ремонтных заводов. 

Усилиями Антонова в Киеве функционировало ОКБ, которое специализировалось на разработке военно-транспортных самолетов. Легенды мирового авиастроения — самолеты "Руслан" и "Мрия" — были созданы незадолго до развала СССР и в начале 90х годов прошлого века были последним словом авиастроения. Их потенциал не исчерпан до сих пор.

В Харькове функционировало производство современных транспортников Ан-74, которые возили грузы по всему Союзу, и  в начале 90х также считались техническими новинками.

Будучи частью советской авиапромышленности предприятия имели огромное количество смежников и партнеров в других республиках СССР, но в первую очередь, в России. Сотрудничество с российскими предприятиями, в том числе и НИИ, были залогом развития украинского авиапрома.

Российский рынок был для него одним из наиболее емких, и это касалось не только конечной продукции, но и деталей, комплектующих, которые на Украине рынка сбыта не имели. Долгое время украинские поставщики участвовали в оснащении не только гражданской, но и военной авиатехники российского производства. Однако, в вопросе гособронзаказа политика играет едва ли не главную роль. Несколько цветных революций и последующая откровенно русофобская политика превратили Украину в ненадежного партнера, а украинскую продукцию — в нежелательную для российской военной техники. 

В итоге, самолеты совместной разработки, например, военно-транспортный Ан-70, не имеют будущего, так как без РФ его ни выпускать, ни продавать невозможно, а с РФ, которую Верховная Рада объявила "агрессором", и подавно.

Самолет Ан-148, который производится совместно Украиной и Россией, скорее всего, получит исключительно российскую прописку. Новые самолеты ни одна украинская авиакомпания не может себе позволить из-за предельного обнищания украинцев, для которых и билет на поезд скоро будет роскошью.

Официальное прекращение сотрудничества с РФ, принятое Украиной, привело к банкротству украинских поставщиков комплектующих, которые еще год назад пользовались льготным таможенным режимом в рамках производственной кооперации. Теперь ни кооперации, ни поставок не осталось. А на новые рынки переориентироваться невозможно, так как у каждого производителя своя цепочка поставщиков, и ради прекрасной "майданной революции" ни Boeing ни Airbus ничего на Украине закупать не станут.

Прекращение сотрудничества с РФ привело к тому, что не у дел остался разработчик и несколько производственных площадок в Киеве и Харькове. 

Катастрофа ракетостроения

Санкции против России бумерангом вернулись украинскому ракетостроению. Разработчик ракет-носителей, КБ "Южное" осталось без партнеров по перспективным проектам. Практически все носители, созданные в Днепропетровске, участвовали в космических стартах с преимущественным участием России. И все проекты в настоящее время приостановлены. Например, "Морской старт" — запуски украинской ракеты "Зенит-3СЛ" с плавучего космодрома в Тихом океане — не оправдал коммерческие надежды. После замораживания проекта, приобрести плавучий космодром якобы намерен Китай. Проект "Наземный старт" с космодрома Байконур также не выполняет. 

А крупный проект "Циклон-4", который Украина и Бразилия реализовывали без участия РФ, приостановлен по инициативе бразильской стороны в связи с убыточностью проекта.

Даже наши американские друзья недрогнувшей рукой после взрыва на старте ракеты-носителя Antares. КБ "Южное" разрабатывало и поставляло первую ступень двигателя носителя, который и взорвался при том неудачном старте. В результате крушения было потеряно оборудование для научных экспериментов, а также запчасти для МКС. 

Как сообщил  помощник гендиректора предприятия по общим вопросам Владимир Ткаченко, США приостановили сотрудничество с "Южмашем". "Американская компания Orbital Science Corporation в течение года будет готовить техническое решение для доработки продукции. После этого понадобится время на освоение и исполнение решения, поэтому минимум год "Южмаш" будет без заказов от США", — сказал Ткаченко. 

Разрыв связей с Россией еще тяжелее отразился на серийном производителе ракет-носителей, заводе "Южмаш" в Днепропетровске, где производятся разработанные в КБ "Южное" ракеты. По данным предприятия, объемы производства космической техники по договорам с Россией в 2014 году сократились в 17 раз, а обещанных Киевом военных заказов нет.

Кризис на заводе давно приобрел катастрофические масштабы. Завод жил исключительно поставками ракет по программам международных космических пусков и других средств к существованию, например, от гособоронзаказа, не имеет.

В марте "Южмаш" был вынужден остановить работу. Помимо невыплаты зарплат работникам завода "Южмашу" стали отключать электроэнергию за неуплату. Понадобилось вмешательство вице-премьера Валерия Вощевского, который поручил ответственным госорганам не допустить остановки деятельности "Южмаша", но исключительно из-за угрозы масштабной техногенной катастрофы. К сожалению, о возобновлении работы предприятия речь вообще не идет.

Следом — "Мотор Сич"? 

Производитель авиационных двигателей из Запорожья, компания "Мотор Сич" — следующий кандидат в "легенды брендов". Год назад компания боролась не только за российский рынок, но и за место поставщика узлов для российской авиатехники. Президент компании Вячеслав Богуслаев долго разъяснял в СМИ, что продукция "Мотор Сич" не имеет летального характера. Однако, прекращение производства в Запорожье двигателей для вертолетов и самолетов — лишь вопрос времени.

В настоящее время производство двигателей ВК-2500 для вертолетов Ми-8/Ми-17 переведено на российскую основу. В нынешнем году в России планируется выпуск 60 двигателей, которые ранее собирались из комплектующих украинского производства.

Кроме того, в Украине, по распоряжению правительства, прекращен выпуск лопаток и других ключевых узлов для запорожских двигателей. Так, в связи с сокращением поставок двигателей в РФ прекратил работу Снежнянский машиностроительный завод (СМЗ), находящийся в городе Снежное в Донецкой области.

Предприятие больше не производит лопатки и другие детали для газотурбинных двигателей, изготавливаемых на "Мотор Сич", и взять их больше негде. Поскольку СМЗ является основным поставщиком комплектующих для объединения "Мотор Сич", то за его остановкой неминуемо последует и прекращение производства двигателей в Запорожье. История производства авиационных двигателей в Украине, похоже, вскоре завершится вместе с производством самолетов.

Независимой Украине понадобилось всего 24 года, чтобы полностью разрушить индустрию, созданную ненавистными "советами". Самолеты, ракеты и двигатели к ним — все это производство создавалось в УССР не один десяток лет и стоило колоссальных денег.  

Нынешние руководители страны гордо бросили все высокотехнологичные стратегически важные для страны предприятия в "топку" противостояния с Россией, самым крупным рынком и партнером украинского машиностроения. Не пожалели ни заводы, ни людей. В итоге у легендарных брендов "Антонов", "Южмаш", "Мотор Сич" вскоре останется только былая слава, без каких либо перспектив развития.

Раз в два года в подмосковном Жуковском проходит авиакосмический салон МАКС. Для украинского авиапрома и ракетостроения это был один из центральных салонов, не мельче чем Ле Бурже или Фарнборо. Будут ли украинские стенды в ЛИИ им. Жуковоского в нынешнем году? Или самолеты и ракеты стали единственной не виртуальной потерей в "гибридной войне" Киева с Москвой?

Самое читаемое
    Темы дня