Совет директоров Международного валютного фонда утвердил изменения в меморандум о сотрудничестве с Украиной. Основное в изменениях — это пристальное внимание к вопросам приватизации и борьбе с коррупцией.
В частности, МВФ требует утверждения плана приватизации пяти государственных предприятий из списка приоритетных объектов. При этом украинская власть должна расширить этот список до десяти объектов хозяйствования, которые изменят форму собственности в будущем, а также предоставить план действий.
Читайте также: Мимо кассы. Второй транш МВФ курс гривны не укрепит – эксперт
Также особое внимание функционеры МВФ уделили мерам против коррупции. В частности, настаивали на создании антикоррупционной прокуратуры, а также на запуске полноценной работы Национального антикоррупционного бюро.
Подробнее об изменениях в меморандуме МВФ в эфире радиостанции Голос Столицы рассказал эксперт "Реанимационного пакета реформ" Ярослав Юрчишин.
Какие предприятия должны быть приватизированы, и что попадет в этот список из десяти объектов хозяйствования?
— На самом деле, программа управления государственными предприятиями уже около месяца назад разработана Минэкономразвития. В принципе, разнобой предприятий достаточно велик — от аграрной до энергетической сферы. Учитывая ситуацию в стране, наиболее привлекательными будут государственные доли в предприятиях энергетической сферы, то есть это облэнерго, газодобывающие и транспортные компании, которые могут заинтересовать предпринимателей. Для МВФ, в принципе, не имеет значения, что это будут за предприятия, для них главное — доказать, что Украина способна распоряжаться своей собственностью, то есть может наполнять бюджет самостоятельно, а не только из внешних заимствований. Поэтому сказать точно, что это будут за предприятия, мы не можем, но перечень того, что можно приватизировать, уже есть на сайте Минэкономразвития.А есть ли разница для МВФ, кто будет владельцем этих предприятий в будущем?
— МВФ все равно, кому мы продадим наши предприятия, ключевая задача Фонда — понять, что они не единственный источник наполнения нашей казны. И будем мы продавать украинцам или иностранцам, в принципе, зависит только от условий конкурса. Но прописать условия так, чтобы в конкурсе участвовали только иностранцы, достаточно сложно, и такой конкурс достаточно легко обжаловать в суде как дискриминационный. Поэтому вряд ли это позволит провести конкурс без украинских бизнесменов. По крайней мере, любой украинский бизнесмен может через свою офшорную компанию принять участие в таких торгах.
Подробнее о требованиях МВФ относительно приватизации украинских предприятий в эфире радиостанции Голос Столицы рассказал руководитель интернет-портала "Наші гроші" Алексей Шалайский.
Почему МВФ так настаивает на приватизации госпредприятий, и почему их именно пять?
— У меня как раз взгляд на ситуацию не только экономический, но и антикоррупционный. Если посмотреть на эти новые структурные маяки, которые предлагает МВФ, то там есть очень важный момент об антикоррупционной прокуратуре. С одной стороны, крупные предприятия надо приватизировать, чтобы не воровал менеджмент государства, а с другой стороны, можно так приватизировать, что эти предприятия купят "правильные" люди, и за бесценок. Мне кажется, что именно поэтому МВФ предлагает начать с десятка предприятий на приватизацию и с десятка предприятий на реструктуризацию, причем не спеша. То есть МВФ действительно хочет, чтобы они были приватизированы, но пытается поставить максимальное количество предохранителей, чтобы они были проданы прозрачно. Дело в том, что приходит иностранный инвестор и получает данные аудита. И по этим данным госпредприятие может приносить, например, миллион гривен прибыли. На самом деле оно приносит 10 миллионов гривен прибыли, только 9 из них разворовывается. Эту реальную цифру наши олигархи знают, а вот зарубежные не всегда в курсе. Поэтому перед тем, как выставлять на приватизацию крупное предприятие, нужно сделать хотя бы минимальный, быстрый и достаточно качественный антикоррупционный анализ.Успеют ли подвинуть вопрос приватизации до сентября этого года, как предлагают в МВФ?
— Я думаю, что Кабмин может успеть и за один день. Главный вопрос — успеют ли к тому времени действительно сделать какие-то минимальные шаги, которые бы помогли этой приватизации пройти хоть немного менее коррупционно. То, что она будет коррупционной — это и так понятно, но надо хотя бы уменьшить этот фактор.
Совет директоров МВФ 11 марта утвердил четырехлетнюю программу финансовой помощи Украине. Она предусматривает выделение фондом 17,5 миллиарда долларов, а всеми международными кредиторами за четыре года — 40 миллиардов долларов. В середине марта украинская сторона получила первый транш МВФ в размере 5 миллиардов долларов, 4 августа на счета Нацбанка поступили 1,7 миллиарда долларов второго транша. Всего в 2015 году власти рассчитывают получить 10 миллиардов долларов.
После получения второго транша МВФ глава НБУ Валерия Гонтарева заявила, что с апреля статистические данные свидетельствуют о небольшом, но росте украинской экономики. По ее мнению, самая низкая точка падения уже пройдена.