наверх
24.04.202420:26
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Всем кушать хочется. 100% наценки в супермаркетах — не предел

(обновлено: )3667200
Мы привыкли ежедневно посещать сетевые супермаркеты. Там цены традиционно ниже чем в "стекляшках" у подъезда. Но если бы мы узнали "анатомию" цен любого магазина, то на вопрос, почему растут цены получили бы самый честный ответ: очень денег хочется...

Марат Пригожин, РИА Новости Украина

Рост цен стал уже "общим местом" в описании деталей экономического кризиса в Украине. Инфляция в пределах 60% за год — это одно из "достижений" правительства Арсения Яценюка, которое увлекалось печатанием необеспеченных гривен в течение 2014 года.

С другой стороны, неконтролируемые рост цен, в первую очередь на продовольственные товары, отражает вечное желание представителей ритейла наживаться на покупателях самым простым и естественным путем. К сожалению, правительство Украины заняло позицию наблюдателя за ежедневным грабежом граждан в супермаркетах.  

Когда экономика не при чем 

С начала 2014 года мы живем в режиме постоянного роста цен. Сначала это проходило исподволь, цены на продукты повышались на несколько гривен в течение месяцев. Затем пошел рост в открытую и в разы. Оправдание всему одно: курс доллара растет, бензин дорожает, не мы такие, а жизнь такая…

На самом деле, курс национальной валюты находится в более-менее стабильном положении уже полгода. До этого, несколько осенних месяцев 2014 года курс также демонстрировал чудеса устойчивости. Тем не менее, рост цен не прекращался ни в прошлом, ни в нынешнем году.

Цены, которые в очередной раз взлетели в феврале текущего года, так и не вернулись к показателям конца 2014 года. В то же время, зарплаты и пенсии не индексируются, оставаясь на домайданном уровне. Если в 2013 году прожиточный минимум в 1200 грн равнялся 150 долл., то сейчас он составляет чуть более 50 долл. 

Естественно, на этот минимум сейчас можно купить меньше, чем два года назад. Тем не менее, цены в торговых сетях растут в ущерб обороту. В связи с уменьшением покупательной способности граждан, объемы розничной торговли за первое полугодие 2015 года сократились на 25%, а оптовый товарооборот — на 17,6%. 

Руководитель портала ua-banker Алексей Лупоносов отмечает, что наряду с резким падением покупательной способности цены значительно выросли.

"Происходит интересная ситуация: покупательная способность населения уменьшилась почти на 70%, в то время как цены на товары и услуги выросли примерно на те же 70%. Люди сейчас выживают за счет своих сбережений. Те, кто успел сделать сбережения, а потом вывести их из банков, — те и живут. Кто не успел… Уже есть много примеров, когда от отчаяния люди начинают продавать имущество, украшения, и это те, кто раньше имел средний достаток, а не пьяницы и наркоманы", — отметил Лупоносов.

При этом, под объяснения о росте курса валюты удерживаются высокие цены на сезонную продукцию.

"К сожалению, мы на сегодня видим, что не происходит удешевление продуктов питания, несмотря на то, что идет сезон сбора урожая. Мы видим, что цены на ягоды так и не упали, хотя нам обещали, что они упадут в цене. Нам обещали, что с укреплением гривны в магазинах цены упадут, но мы видим, что цены как выставили при курсе 40, так они особо и не падали, а наоборот, даже возрастали", — отметил эксперт.

Наценка — двигатель торговли

В торговых сетях, которые давно заняли место посредника между производителем и потребителем основной доход — от установленных наценок на продаваемые товары. С одной стороны, они окупают затраты на аренду помещений, оплату работы персонала, логистику и т.д. С другой, всегда служили средством обогащения владельцев торговых сетей. 

По данным исследования двухгодичной давности, которое проводили эксперты проекта "АПК-Информ: овощи и фрукты" по мониторингу цен на овощи борщового набора в ведущих сетях супермаркетов и рынках Киева и Днепропетровска. Эксперты тогда сравнили средние отпускные цены производителей с розницей. Оказалось, что средняя наценка сетей супермаркетов Киева на овощи составила 73%. А, например, в Днепропетровске средняя наценка была скромнее и составила "всего" 52%. 

Конечно же, наибольшая наценка оказалась на базарах Киева, где овощи продавались в розницу в среднем 2,6 раза дороже, чем оптом от производителей. По мнению экспертов, высокую маржу можно было установить в связи с крайне низким уровнем цен на овощи борщового набора в сезоне 2013 года. Однако, даже высокая маржа не привела к росту официальных показателей инфляции за тот период.

Сейчас все наоборот. По словам директора Украинского института анализа и менеджмента политики Руслана Бортника, в Украине происходит неэкономическое регулирование цен, и  государство должно вернуться в ценообразование.

"Государство должно регулировать цены на товары, которые присутствуют в т.н. потребительской корзине, товары питания, медикаменты. Если не цены, то хотя бы наценки государство должно ограничивать. Нельзя рассчитывать на супермаркеты, потому что, как говорил классик, нет такого преступления, на которое не пойдет капитал ради наценки в 300%. Мы видим, что сейчас бизнес находится в истерике, и наблюдаем наценку иногда и в 500%", - отметил Бортник.

"Цены должны были вырасти на 20-30%. основной ассортимент нашего потребления — это товары отечественного производства. Падение национальной валюты не могло на них оказать такое огромное влияние, в отличие от стоимости импортных товаров", -  утверждает аналитик.

В то же время, Алексей Лупоносов отмечает, что внутри крупных торговых сетей устанавливается свой собственный обменный курс, который приводит к завышенным ценам на товары.

"За границей брэндовые лезвия для бритья стоят около 10 долларов, в евро — меньше. У нас — 400-500 гривен в крупных магазинах. По какому курсу считают? Здесь даже не надбавка. Брэнд как транснациональная компания, выставляет тот курс, который считает справедливым, и не доверяет нашему НБУ. В других транснациональных компаниях есть тоже свой внутренний курс, который ставится сейчас из расчета около 40 гривен", — отмечает эксперт.

По его словам, помимо собственных наценок, государство способствует росту цен своей политикой регулирования акцизов на топливо.

"В настоящее время бензин дорожает, потому что акцизный сбор на топливо увеличивается даже на фоне удешевления нефти. Цена топлива заложена в стоимость любого товара, и если бы правительство отказалось от этого акциза, цены были бы ниже. Дороги-то все равно не ремонтируются", — подчеркнул эксперт.

Кроме того, по его мнению, правительство может влиять на ситуацию с торговыми наценками напрямую. 

"Может ли наше правительство повлиять на ситуацию? Конечно. Может. Крупные торговые сети, начиная с заправочных станций и заканчивая магазинами, принадлежат нашим народным депутатам. Правительство может повлиять на них, попросить умерить свои аппетиты. На сегодня в любом магазине, говорю это ответственно, не будут выставлять товар на полки, если не будут иметь 100%-ной надбавки на этот товар. Мы уже забыли, что вся Европа работает и считает нормальным 15-20% прибыли. У нас он начинается от 100%, начиная с одежды и заканчивая едой. А в некоторых магазинах наценки и 300, и 400%", - подчеркнул Лупоносов. 

Взгляд изнутри

В интервью украинским СМИ директор украинской Ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко рассказал о текущем ситуации в торговых сетях.

По его словам, впервые за почти двадцать лет поставщики отказали супермаркетам в отсрочке в оплате. Раньше на крупы полагалась официальная отсрочка в 50 дней, другие товары на 90-120 дней.  

"Сейчас практически всем сетям предлагают покупать товар по предоплате или с очень короткой рассрочкой — до 20 дней. В связи с этим, во-первых, некоторый товар исчез с полок совсем, а во-вторых, ритейлеры стали покупать товар за свои собственные деньги, чего не было вообще с момента открытия торговых сетей в Украине. А я помню сети уже 17 лет", — сообщил Дорошенко.

Что произошло с наценкой? Она "взлетела" в разы.

"Естественно, если они с отсрочкой ставили наценку 17-25%, то сейчас она доходит до 40%. На спиртное— до 300%. Исключение составляют разве что социальные группы товаров — молочная продукция, хлебобулочные изделия, некоторые овощи, крупы. Наценка на них в среднем 15-17%, не считая маркетинговых сборов. Но даже на эту группу наценки сейчас могут составлять до 25%", — пояснил эксперт. 

По его словам, до недавнего времени торговые сети относились друг другу как к лицам, которые противостоят поставщикам и потребителям.

"В итоге мы в какой-то степени наблюдаем сегодня монополизацию рынка крупными сетями. При этом многие говорят: а что плохого в том, что сети между собой не конкурируют? Плохого ничего нет, за исключением того, что 19 самых богатых людей Украины — это ритейлеры, то есть люди, которые не занимаются ничем, кроме ритейла. И именно они диктуют условия на рынке", — говорит Дорошенко.

Читайте также: Дефолт переносится на 23 сентября – эксперт

Таким образом "посредничество" сетей обходится как поставщикам, так и потребителям очень дорого. Так, крупные поставщики продукции, которые привыкли зарабатывать на обороте, а не на единице продукции, повышают отпускные цены в связи со скачками курса или повышенными поборами на таможне. С марта месяца курс стабилизировался, опустился после скачков начала года и официально держится на уровне 21 — 22 гривен за доллар. Цены, тем не менее повышаются по любому поводу: то Пасха, то Новый год, то просто так. 

У потребителей есть только один выход: помогать супермаркетам обогащаться.

Самое читаемое
    Темы дня